Рабочая программа по информатике 6 класс

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 6 класса разработана на основе примерной программы по информатике, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программы школы, учебно-методического комплекта и основе авторской программы линии Л. Л. Босова.

Рабочая программа соответствует требованиям «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851/м), нормативному локальному акту МБОУ СОШ №6 «Положение о рабочей программе учителя» (Приказ № 147 от 28.08.2015г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Информатики. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л. Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. (Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год).

Одним из наиболее актуальных направлений ин­форматизации образования является развитие содер­жания и методики обучения информатике, информа­ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор­матизации и массовой коммуникации современного об­щества.

В соответствии со структурой школьного образо­вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ­ного и школьного компонентов) выстраивается много­уровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в обла­сти информатики и информационно-коммуникацион­ных технологий.

При этом цели обучения информатике и информа­ционным технологиям в 6 классах могут быть опре­делены следующим образом:

• формирование у учащихся готовности к информа­ционно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предме­те для реализации учебных целей и саморазвития;

• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

• развитие творческих и познавательных способно­стей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

В основу представляемого вводного курса инфор­матики для 6 классов положены такие принци­пы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще­школьной подготовки по информатике и информаци­онным технологиям. В рамках данной ступени подготов­ки продолжается осуществление вводного, ознакомите­льного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 и 10-11 классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, стро­гость и систематичность изложения (включение в со­держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта­ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про­изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьни­ков - не учить этому вовсе.

3. Практикоориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение про­стейших практических задач планирования деятельно­сти, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информаци­онных технологий. При этом исходным является поло­жение о том, что компьютер может многократно уси­лить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важней­ший фактор структуризации в методике обучения ин­форматике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его по­следующее развитие и обогащение, создающее предпо­сылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ори­ентировано не только на получение новых знаний в об­ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных спосо­бов деятельности, формирование навыков самостояте­льной работы).

На изучение данной программы отводится 34 часа (по 1 часу в неделю). Содержание курса информатики и информацион­ных технологий для 6 классов общеобразователь­ных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следую­щими укрупненными модулями.

Содержание тем учебного курса

1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, ко­дирование информации, язык, двоичная система счисле­ния, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.

Темы для изучения:

• Информатика и информация.

• Многообразие форм представления информации.

• Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение ин­формации, передача информации.

• Кодирование информации.

• Метод координат как универсальный способ коди­рования графической информации с помощью чи­сел.

• Системы счисления.

• Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

• Единицы измерения информации.

• Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные усло­вия.

• Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

• Исполнители алгоритмов, СКИ.

• Способы записи алгоритмов.

2. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.

Темы для изучения:

• Аппаратное обеспечение компьютера.

• Виды памяти в компьютере.

• Информационные носители.

• Файл, основные операции с файлами.

• Программное обеспечение компьютера.

• Назначение операционной системы.

• Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графиче­ский редактор, калькулятор, мультимедийный доку­мент.

Темы для изучения:

• Текстовый редактор: назначение и основные функ­ции.

• Графический редактор: назначение и основные фун­кции.

• Калькулятор и его возможности.

• Мультимедийные технологии.

4. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.

Темы для изучения:

• Предыстория информатики.

• Основные этапы развития вычислительной техни­ки.

• Роль информации в жизни общества.

• Информационная этика.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики в 6 классе отводится 34 часа.

Данная программа по информатике для 6 класса по годовому календарному графику школы рассчитана на 34 часа в 6 «А», 35 часов в 6 «Б» классе, 33 часа в 6 «В» и в 6 «Г» классах.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

В программу внесены изменения: увеличено или уменьшено количество часов на изучение некоторых тем.

Урок, выпавший на 23.02.2016 и 08.03.2016 проводится блочно с уроком № 23 и № 24.

Требования к уровню подготовки обучающихся в области информатики и информационных технологий 6 класса:


Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое со­общение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «сужде­ние », « умозаключение »;

• приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозици­онных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоич­ную систему счисления и обратно;

• иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

• уметь пользоваться стандартным графическим ин­терфейсом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению;

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда­ния списков и таблиц;

• уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презента­ции для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Критерии оценивания обучающихся

Используемые методы контроля знаний на уроках информати­ки. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основ­ных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно исполь­зовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словар­ный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован про­ект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Устный опрос. Устный опрос, с одной стороны, может осуществляться на каждом уроке (как эв­ристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся. Здесь самым главным условием деятельности учителя является определе­ние проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование вни­мания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. А также, с другой стороны, устный опрос может служить контролем оценивания знаний учащихся. И, в этом случае, нужно заметить, что он является проблематичной сферой контроля.

Рассмотрим факторы, влияющие на оценку при устном опросе:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую­щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кар­динально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной речи, не искажающие смысла ответа или решения и т.п.

Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информаци­онных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предмет­ных областях выставляется оценка:

  • «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мел­ких погрешностей;

  • «4»- при наличии 1-2 недочетов;

  • «3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

  • «2» - незнание основного программного материала;

  • «1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.

Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е. является формой контроля усвое­ния знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, может быть дано задание построе­ния схемы, таблицы, написания программы и т. д.

Факторы, влияющие на оценку при выполнении практической работы:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую­щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кар­динально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предмет­ных областях выставляется оценка:

  • «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мел­ких погрешностей;

  • «4»- при наличии 1-2 недочетов;

  • «3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

  • «2» - незнание основного программного материала;

  • «1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.

Ещё один метод контроля знаний на уроках информатики - тестирование. Грамотно со­ставленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и сред­ством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средство обучения являет­ся использование тестов в качестве описания конечных результатов деятель­ности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.

В чем эффективность данного метода?

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно про­блематично раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на ин­форматике в качестве необходимого технического средства можно использо­вать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для пе­риодического и итогового контроля. Для гимна­зических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики при оценивании используется следующая шкала,

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок - оценка «5»;

  • одна ошибка - оценка «4»;

  • две ошибки - оценка «3»;

  • три ошибки - оценка «2».

для теста из 10-15 вопросов:

  • 100% правильных ответов - оценка «5»;

  • 70-75% правильных ответов - оценка «4»;

  • 50% правильных ответов - оценка «3»;

  • меньше 50% правильных ответов - оценка «2».

















Календарно-тематическое планирование 2015 - 2016 учебный год


6 «А» класс, информатика Л. Л. Босова, 1 час в неделю, всего - 34 часа


урока

Дата

Тема раздела программы, тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Диагностический инструментарий оценки достижений обучающихся

План

Факт

1 четверть - 9 часов




Компьютер и информация - 9 часов.




1

02.09


Компьютер как универсальная машина. Техника безопасности.

Учащиеся должны знать:

Требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях.

Практикум.

Работа с учебником

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации



2

09.09


Файлы и папки. Практическая работа «Файл».

Учащиеся должны знать:

основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами (репродуктивный)

Практическая работа


Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации


3

16.09


Информация в памяти

компьютера.

Учащиеся должны знать:

форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации (репродуктивный)

Работа с учебником

Эвристическая беседа

4

23.09


Двоичная система счисления


Учащиеся должны знать:

виды систем счисления.

Практикум

Эвристическая беседа

5

30.09


Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления


Учащиеся должны знать:

алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный)


Практикум

Эвристическая беседа




6

07.10


Практическая работа. Тексты в памяти компьютера.


Учащиеся должны знать:

общее представление о двоичном кодировании текстовой информации

(репродуктивный)


Практикум

Эвристическая беседа

7

14.10


Кодирование текстовой информации. Практическая работа «Кодирование информации».


Учащиеся должны знать:

основные операции в текстовом процессоре (репродуктивный).


Практическая работа

Эвристическая беседа

8

21.10


Контрольная работа по теме «Кодирование информации»


Учащиеся должны знать:


См. уроки 3-7

Контрольная работа

Проблемные задания

9

28.10


Растровое кодирование графической информации

Учащиеся должны знать:

способы кодирования изображения.

Практическая работа

Исследование

проблемные задачи

2 четверть - 7 часов




Кодирование информации - 4 часа. Человек и информация - 3 часа.




10

11.11


Векторное кодирование графической информации. Практическая работа.


Учащиеся должны знать:

иметь представление о способах кодирования изображения (репродуктивный)

Практическая работа

Исследование проблемные задачи

11

18.11


Единицы измерения информации


Учащиеся должны знать:

способы кодирования информации (репродуктивный).

Практическая работа

Беседа


12

25.11


Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

Учащиеся должны знать:

См. уроки 9-11

Контрольная работа

Проблемные задания

13

02.12


Информация и знания. Практическая работа: «Маркированные списки»

Учащиеся должны знать:


текстовую форму представления информации (репродуктивный)



Практическая работа

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.


14

09.12


Чувственное познание окружающего мира

Учащиеся должны знать: как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный)

Практическая работа

Эвристическая

беседа

Создание продукта

15

16.12


Понятие как форма мышления.

Учащиеся должны знать:

об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный).

Практическая работа

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации


16

23.12


Как образуются понятия. Практическая работа.


Учащиеся должны знать:

как образуются понятия (репродуктивный)

приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD (продуктивный).

Практическая контрольная работа

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

3 четверть - 10 часов




Человек и информация - 10 часов.





17


13.01


Структурирование и визуализация информации.

Учащиеся должны знать:

отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы (продуктивный).

Практическая работа

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.




18



20.01


Содержание и объем понятия. Практическая работа «Семь чудес света»


Учащиеся должны знать:

характеристики объекта, характеристика и содержание понятия

Практическая работа

Проблемные задачи

19

27.01


Отношение тождества, пересечения и подчинения

Учащиеся должны знать:

возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации (репродуктивный)

Практическая работа. Работа с учебником.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

20

03.02


Отношение соподчинения, противоречия и противоположности.

Учащиеся должны знать:

возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации (репродуктивный).

Практическая работа

Проблемные задачи.

21

10.02


Определение понятия


Учащиеся должны знать:

как определяется понятие, способы (продуктивный).

Практическая работа

Проблемные задачи

22

17.02


Классификация

Практическая работа «Диаграмма»


Учащиеся должны знать:

понятие классификации, признака классификации(репродуктивный).

Практическая работа

Эвристическая беседа с игровой ситуацией.


23

24.02


Суждения как форма мышления.

Умозаключения как форма мышления.

Учащиеся должны знать:

понятие суждений и их виды : понятие умозаключения и правила их получения (репродуктивный)

Практическая работа

Эвристическая беседа Демонстрация

24

02.03


Контрольная работа по теме «Человек и инфор­мация»

Учащиеся должны знать:

См. уроки 14- 24

Контрольная работа

Проблемные задания

25

09.03


Понятие алгоритма. Исполнители вокруг нас.


Учащиеся должны знать:


определение алгоритма, его свойства(репродуктивный)


Работа с учебником Практическая работа Поиск решения

Эвристическая беседа. Логическая игра.


26

16.03


Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Учащиеся должны знать:

способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный


Упражнения

Беседа. Практическая работа

4 четверть - 8 часов




Алгоритмы и исполнители - 8 часов.




27

06.04


Линейный алгоритм. Практическая работа «Создание алгоритма»

Учащиеся должны знать:

правила записи линейного алгоритма. Обозначения блоков; (репродуктивный).

Практическая работа.

Эвристическая беседа. Практическая работа.

28

13.04


Алгоритмы с ветвлением

Учащиеся должны знать: правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков;

Практическая работа

Эвристическая беседа.

Практикум.

29

20.04


Алгоритмы с ветвлением. Практическая работа «ABC Паскаль».

Учащиеся должны знать: правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков;

Работа с учебником. Практическая работа.

Эвристическая беседа

Практикум


30

27.04


Циклические алгоритмы

Учащиеся должны знать:

понятие цикла, его разновидности (продуктивный).

Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа. Практикум.


31

04.05


Циклические алгоритмы. Практическая работа «ABC Паскаль»

Учащиеся должны знать:

понятие цикла, его разновидности (продуктивный.)

Работа с раздаточным материалом. Практическая работа

Эвристическая беседа. Практикум.


32

11.05


Контрольная работа по теме «Алгоритмы и исполнители»

Учащиеся должны знать:

См. уроки 26- 32

Контрольная работа

Проблемные задания

33

18.05


Систематизация информации

Учащиеся должны уметь:

работать в программе PowerPoint (творческий)

Урок - обобщения и систематизации знаний.

Создание презентации.

34

25.05


Практическая работа «Создание презентации»

Учащиеся должны уметь:

работать в программе PowerPoint (творческий)

Урок - обобщения и систематизации знаний.

Создание презентации.





Материально-техническое обеспечение.


  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2008;

  • Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2008;

  • Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2008;

  • СD с программно-методической поддержкой;

  • комплект плакатов;

  • Первая помощь 2007 год.

Дополнительная литература.


1. Босова Л. Л. Волшебные координаты: Методические ре­комендации для проведения занятий по информатике в 6 классах. // Информатика и образование. - 2010 г. - № 1. - С. 119-125, № 4. - С. 122-124, № 7. - С. 122-128, № 8. - С. 115-121.

2. Босова Л. Л. Знакомство с графикой: Методическое пособие для учителя. - М.: Первое сентября. Информатика, № 29, 2011 г.

3. Босова Л. Л. Задачи по системам счисления. - М.: Первое сентября. Информатика, № 33, 2012г.

4. Босова Л. Л. Знакомство с графикой. - М.: Первое сентября. Информатика, № 9, 10, 11, 14, 1998 г.

5. Босова Л. Л. Макроязык оператора графического вы­вода DRAW. // Информатика и образование, № 5 - 2012 г. - С. 121-124.

6. Босова Л. Л. Методические рекомендации по курсу информатики: 5-6 кл. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

7. Босова Л. Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников. - М: Информатика и образова­ние, 2007 г.

8. Валединский В. Д. Алгоритмы: Учебное пособие. - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 2011. - 64 с.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ СОШ№6 ________________

от 28.08.2015г. № 1 подпись

________ //

подпись руководителя МС 28.08.2015 года

дата


© 2010-2022