- Преподавателю
- Информатика
- План–конспект занятия Построение функциональных схем автоматизированных систем
План–конспект занятия Построение функциональных схем автоматизированных систем
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Н.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект занятия по дисциплине
«Эксплуатация подсистем безопасности автоматизированных систем»
Тема: Построение функциональных схем автоматизированных систем
Цели:
-
образовательная- получить практические навыки разработки функциональных схем автоматизированных систем управления предприятиями
-
развивающие-формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к учебной дисциплине; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
-
воспитательные- стимулирование интереса к изучаемой дисциплине; формирование способности к самостоятельной работе
Тип занятия: лабораторная работа.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, кейс-технология, ИКТ, здоровьесберегающие
Оборудование: методические указания к выполнению практической работы.
Общее время занятия: 60 мин.
Ход занятия:
Организационный момент - 2 мин. (Приветствие, проверка присутствующих, сообщение цели и плана урока).
1.Актуализация знаний и опыта учащихся
- Дайте определение автоматизированной системе управления предприятием (АСУП)
- Какие подсистемы составляют структуру АСУП.
- Перечислите типовые функции подсистем управления запасами, управления сбытом, планирования.
-
Постановка задачи преподавателем
Для выполнения данной практической работы группа учащихся делится на бригады по 3-4 человека. После чего, бригада выбирает объект автоматизации, то есть предприятие, разработкой схем автоматизации функций которого и планируется заняться. Задание состоит в разработке функциональной схемы АСУП, подробном описании её подсистем.
-
Выполнение задания:
-
Составить описание объекта автоматизации, подробно охарактеризовав деятельность предприятия.
-
Составить функциональную схему АСУП, описав перечень подсистем.
Функциональная схема АСУП может быть представлена совокупностью подсистем:
-
управления запасами;
-
управления снабжением;
-
управления сбытом;
-
управления производством;
-
планирования;
-
управления сервисным обслуживанием;
-
управления цепочками поставок;
-
управления финансами.
-
Дать подробное описание подсистемы АСУП (на выбор).
-
Провести анализ функций подсистемы, определить возможность автоматизации функций подсистемы. Описать проблемные характеристики подсистемы.
-
Сформировать предложения по автоматизации процессов управления подсистемой АСУП, указав критерии решения проблем.
-
Оформить отчет:
-
Номер,тему работы
-
Цель работы.
-
Описание объекта автоматизации (деятельность предприятия).
-
Функциональная схема АСУП.
-
Подробное описание подсистемы АСУП.
-
Анализ функций подсистемы, возможность автоматизации.
-
Предложения по автоматизации процессов управления подсистемой.
-
Представить результаты работы преподавателю.
-
Подготовиться к защите практической работы.
Теоретические сведения:
Современные АСУП появились в результате почти сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий. Предназначены они главным образом для построения единого информационного пространства предприятия (объединение всех отделов и функций), эффективного управления всеми ресурсами компании, связанными с продажами, производством, учетом заказов.
Строится АСУП по модульному принципу и, как правило, включает в себя модуль безопасности для предотвращения как внутренних, так и внешних краж информации. В наше время информационная безопасность (ИБ) стала частью корпоративной культуры. Необходимость обеспечения ИБ осознали только крупные компании. Да и они до недавнего времени воспринимали проблемы безопасности как технические, связанные с внедрением межсетевых экранов, антивирусного программного обеспечения и т.п.
Сегодня модель системы управления предприятием включает в себя следующие подсистемы, которые часто называют также блоками или сериями:
-
управления запасами;
-
управления снабжением;
-
управления сбытом;
-
управления производством;
-
планирования;
-
управления сервисным обслуживанием;
-
управления цепочками поставок;
-
управления финансами.
Управление запасами - эта подсистема обеспечивает реализацию следующих функций (рисунок 1):
1) Inventory Control - мониторинг запасов;
2) Physical Inventory - регулирование и инвентаризация складских остатков.
При решении задач управления запасами -производятся:
-
обработка и корректировка всей информации о приходе, движении и расходе сырья и материалов, промежуточной продукции и готовых изделий;
-
учет запасов по складским ячейкам, выбор индивидуальных стратегий контроля, пополнения и списания запасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материалов, и т.д.;
-
учет нормативной и текущей фактической стоимости запасов;
-
отслеживание прохождения отдельных партий запасов и серий изготавливаемой продукции.
Рисунок 1 - Управление запасами
Управления снабжением - подсистема реализует следующие функции (рисунок 2):
1) Purchase Orders - заказы на закупку;
2) Supplier Schedules - график поставок;
3) MRP - планирование потребности в материалах, понимаемое как управление заявками на закупку.
Рисунок 2 - Управление снабжением
Управление сбытом - базовыми функциями этой подсистемы являются (рис.3):
1) Sales Quotations -квотирование продаж;
2) Sales Orders / Invoices -заказы на продажу (счета фактуры);
3) Customer Schedules -график продаж потребителям;
4) Configured Products -конфигурирование продуктов;
5) Sales Analysis -анализ продаж;
6) Distributed Resource Planning (DRP) -управления ресурсами распределения.
Потребитель
Рисунок 3 - Управление сбытом
Управления производством - В этой подсистеме реализуются следующие функции (рисунок 4), соответствующие различными типам производственных процессов:
1) Product Structures -спецификация изделий, определяющая, какие материалы и комплектующие используются в производимом изделии;
2) Routings / Work Centers -операции/центры переработки, включает в себя описание цехов, участков, рабочих мест;
3) Formula / Process -технологические процессы производства продукции с маршрутизацией по рабочим центрам для объемного (процессного) производства.
4) Work Orders - наряд-задание (сменное задание) на производство работ для позаказного и мелкосерийного производства;
5) Shop Floor Control -управление трудозатратами (диспетчирование);
6) Repetitive -поточное производство (для серийного и массового производства).
7) Quality Management -управление качеством, то есть описание различных проверок изделий во время производственного процесса.
Рисунок 4 - Управление производством
Планирование - в модели АСУП предусматривается сквозное планирование, согласование и оперативная корректировка планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев предприятия.
Подсистема планирования реализует следующие функции:
1) Product Line Planning (PLP) - финансовое планирование товарно -номенклатурных групп (ТНГ);
2) Master Scheduling Planning (MSP) - главный календарный график или объемно календарное планирование;
3) Distribution Resource Planning (DRP) - планирование распределения ресурсов (RCP);
4) Materials Requirements Planning (MRP) - планирование потребности материалов;
5) Capacity Requirements Planning (CRP)- планирование потребления мощностей.
Эту функциональность можно условно отнеси к трем уровням планирования, отражающим иерархию планов в ERP-модели (рисунок 5).
Рисунок 5 - Иерархия планов в ERP-модели
Управление сервисным обслуживанием - эта подсистема активно используется компаниями, которые не только производят и продают свою продукцию, как, например, производители продовольствия, но и обеспечивают послепродажное техническое обслуживание и техническую поддержку своей продукции. Подсистема обеспечивается полный спектр необходимых функций: от создания графика технического обслуживания, заказа комплектующих, учета контрактов на обслуживание и формирования счетов до учета прибыли, получаемой от послепродажного обслуживания.
Управление цепочками поставок - эта подсистема предназначена для обеспечения эффективного управления материальными и соответствующими им информационными потоками: от поставщика через производство к потребителю. Реализованная в подсистеме идеология «управления глобальными цепочками поставок» дает промышленным предприятиям возможность представлять свою деятельность в виде так называемых эффективных цепочек логистики: от поставщиков сырья и комплектующих до продажи готовых изделий конечному потребителю.
Управление финансами - в соответствии с идеологией MRP/ERP эта подсистема полностью интегрирована со всеми остальными и позволяет оперативно получать информацию о финансовых потоках, связанных с потоками материальными (рисунок 6), о текущем финансовом состоянии компании, и помогает находить оптимальные финансово -экономические решения.
В подсистеме реализована функциональность:
1) General Ledger - главная бухгалтерская книга, предназначенная для отражения финансовых транзакций и ведения бухгалтерского учета;
2) Multiple Currency - мультивалютность, для ведения учета в разных валютах;
3) Accounts Receivable -дебиторская задолженность;
4) Accounts Payable -кредиторская задолженность;
5) Payroll -заработная плата;
6) Cost Management -управление себестоимостью;
7) Cash Management -управление платежами;
8) Fixed Assets -учет основных средств.
Рисунок 6 - Обращение финансовых и материальных потоков