Рабочая программа по информатике 8 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных техноло­гий в рамках отдельной образовательной области "Информатика" и, соответственно, одного предмета "Информатика и информационные и ком­муникационные технологии", далее "Информатика и ИКТ".

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утвержденной приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312), учебного плана МОУ ООШ с. Брянкустичи на 2015-16 учебный год, кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организо­вывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и кор­ректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи программы:

• систематизировать подходы к изучению предмета;

• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением ин­формации;

• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

В МОУ ООШ с. Брянкустичи школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет. Согласно учебного плана на 2015-2016 учебный год базовый курс в объеме 105 часов реализуется по сле­дующей модели: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.

Программа в 8 классе рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 17 часов; во 2 полугодие - 18 часов, всего за год - 35 часов.

Программой предусмотрено проведение:



8 класс

практические работы

15

проверочные работы

1

контрольные работы

3

творческие работы

1

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная

  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

9 (4+5)

9 (4+5)

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8(4+4)

8 (4+4)


3

Кодирование и обработка текстовой информации

9 (14-5)

9 (14-5)

4

Кодирование и обработка числовой информации

10

10

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15 (4+8+3)

15

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20 (19+1)

20

7

Моделирование и формализация

10 (8+2)

10

8

Коммуникационные технологии

16 (12+4)

16

9

Информационное общество

3 (4-1)

3

Повторение, резерв времени

5

2

3

ВСЕГО:

105

35

70


Формы и средства контроля

Средства контроля

Тематический контроль

Тематика

Вид

Дата проведения

1

Информация и информационные процессы

вводный контроль

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

4

Итоговое повторение

контрольная работа


Творческая работа учащихся

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу

Практические работы

В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.


Содержание тем учебного предмета

Содержание

Практические работы

Глава 1. Информация и информационные процессы - 9 часов (8+1)

1.1.Информация в природе, обществе и технике.

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе.

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе.

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы.

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике.

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1.2.1. Знаки: форма и значение.

1.2.2. Знаковые системы.

1.2.3. Кодирование информации.

1.3. Количество информации.

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

1.3.2. Определение количества информации.

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа №1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 8 часов (11-3)

2.1.Программная обработка данных на компьютере.

2.2. Устройство компьютера.

2.2.1. Процессор и системная плата.

2.2.2. Устройства ввода информации.

2.2.3. Устройства вывода информации.

2.2.4. Оперативная память.

2.2.5. Долговременная память.

2.3. Файлы и файловая система.

2.3.1. Файл.

2.3.2. Файловая система.

2.3.3. Работа с файлами и дисками.

2.4. Программное обеспечение компьютера.

2.4.1. Операционная система.

2.4.2. Прикладное программное обеспечение.

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений.

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.


Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».


2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2.8.1. Правовая охрана информации.

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

2.8.3. Защита информации.

Глава 3. Коммуникационные технологии - 16 часов (14+2)

3.1. Передача информации.

3.2. Локальные компьютерные сети.

3.3. Глобальная компьютерная сеть. Интернет.

3.3.1. Состав Интернета.

3.3.2. Адресация в Интернете.

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

3.4. Информационные ресурсы Интернета.

3.4.1. Всемирная паутина.

3.4.2. Электронная почта.

3.4.3. Файловые архивы.

3.4.4. Общение в Интернете.

3.4.5. Мобильный Интернет.

3.4.6. Звук и видео в Интернете.

3.5. Поиск информации в Интернете.

3.6.Электронная коммерция в Интернете.

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты.

3.7.2. Структура Web-страницы.

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице.

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы.

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах.

3.7.6. Списки на Web-страницах.

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».


Итоговое повторение - 2 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Раздел 1. Информация и информационные процессы - 9 часов

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;

  • определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;

  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;

  • единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.

Уметь:

  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;

  • определять объём в различных единицах измерения количества информации;

  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007

  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.






















Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока

Основное содержание

Домашнее задание

план

факт

Глава 1. Информация и информационные процессы - 9 часов

Вводный инструктаж по ОТ и правила поведения в компьютерном классе. Информация в природе, обществе и технике.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Информация. Информационные объекты различных видов. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

§ 1.1, конспект

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

§ 1.2.,

п. 1.2.1-1.2.2.

Кодирование информации

1

Комбинированный урок

Кодирование информации. Код.

§ 1.2.,

п. 1.2.3

Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

Урок применения знаний и умений

Клавиатурный тренажер.

повторить

§ 1.1-1.2

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Единицы измерения количества информации.

§1.3.,

п.1.3.1.

Определение количества информации.

1

Комбинированный урок

Определение количества информации.

§1.3.,

п.1.3.1.

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

Комбинированный урок

Информационная емкость знака. Количество информации в сообщении.

§1.3.,

п.1.3.2.

Практическая работа « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1

Урок применения знаний и умений

Электронный калькулятор. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора

§1.3.,

п.1.3.3.

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

Зачет № 1

1

Контроль знаний и умений

Вычисление количества информации (решение задач).

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 8 часов

Программная обработка данных на компьютере.

1

Урок ознакомл. с нов. матер-м

Данные. Функциональная схема компьютера.

§2.1.

Устройство компьютера.

1

Урок ознакомл. с нов. матер-м

Процессор. Системная пата. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная и долговременная память.

§2.2

Файлы и файловая система. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

1

Комбинированный урок

Файл, имя файла. Файловая система. Работа с файлами и дисками.

§2.3.

Программное обеспечение компьютера.

1

Урок ознакомл. с нов. матер-м

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное ПО.

§2.4.

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

1

Комбинированный урок

Графический интерфейс. Диалоговые окна. Окна папок и приложений.

§2.5-2.6

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

1

Комбинированный урок

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

§2.7.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

Контроль знаний и умений

Правовая охрана программ и данных. Электронная подпись. Лицензионные, условно бесплатные программы. Защита информации.

§2.8.

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Зачет № 2

1

Проверка знаний

Глава 3 Коммуникационные технологии - 16 часов

Передача информации.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Передача информации. Пропускная способность каналов.

§3.1

Локальные компьютерные сети. Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

Комбинированный урок

Виды компьютерных сетей. Сетевые ресурсы. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.

§3.2

Состав Интернета. Адресация в Интернете. Практическая работа «Подключение к Интернету».

1

Комбинированный урок

Интернет. Подключение к Интернету. Интернет-адрес. Доменная система имен.

§3.3,

п 3.3.1-

п. 3.3.2

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа «География» Интернета».

1

Комбинированный урок

Маршрутизация данных. Транспортировка данных.

§3.3,

п. 3.3.3

Всемирная паутина. Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине».

1

Комбинированный урок

Всемирная паутина. Браузеры. Адрес Web-страницы.

§3.4,

п 3.4.1

Электронная почта. Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».

1

Комбинированный урок

Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Электронная Web-почта.

§3.4, п 3.4.2

Файловые архивы. Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета».

1

Комбинированный урок

Файловые архивы. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

§3.4, п 3.4.3

Информационные ресурсы Интернета (общение в Интернете, мобильный Интернет, звук и видео в Интернете)

1

Комбинированный урок

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Потоковые звук и видео.

§3.4,

п 3.4.4- 3.4.6

Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

1

Комбинированный урок

Поиск информации в Интернете. Поисковые системы. Язык поисковых систем.

§3.5

Электронная коммерция в Интернете.

1

Комбинированный урок

Хостинг. Реклама. Интернет-аукционы и магазины. Цифровые деньги.

§3.6

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Web-страницы. Web-сайты. Структура Web-страницы. Язык разметки гипертекста HTML

§3.7,

п. 3.7.1-3.7.2

Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.

1

Комбинированный урок

Язык разметки гипертекста HTML (Заголовки. Шрифт. Выравнивание текста. Абзацы. Вставка изображений).

§3.7,

п. 3.7.3-3.7.4

Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.

1

Комбинированный урок

Гиперссылки. Гиперссылка на адрес электронной почты. Нумерованные и маркированные списки.

§3.7,

п. 3.7.5-3.7.6

Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Комбинированный урок

Текстовые поля. Переключатели. Флажки. Поля списков. Отправка данных из формы.

§3.7,

п. 3.7.7

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

1

Урок применения знаний и умений

Разработка сайта с помощью языка HTML.

повт. §3.1-3.7

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

Зачет № 3

1

Контроль знаний и умений

Повторение - 2 часа

Повторение «Информация и информационные процессы».

1

Комбинированный урок


Повторение «Компьютер как универсальное средство обработки информации»

1

Комбинированный урок



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.



© 2010-2022