Статья на тему ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается роль мультимедийных и интерактивных технологий образовательном процессе ВУЗа, а также подробно описаны виды заданий, применяемые в учебно-познавательной деятельности студентов.Ключевые слова: мультимедийные технологии, учебно-познавательная деятельность студентов.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

магистр техники и технологий Отинова И.В., Еримов С.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

В настоящее время одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий являются мультимедийные технологии, которые позволяют создавать различные коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами.

Появление систем мультимедиа привело к существенным изменениям во многих сферах профессиональной деятельности, а также и в системе. Это связано с развитием технических и системных средств, это и прогресс в развитии персональных компьютеров, это и возросший объем памяти, а также достижения в области видеотехники, лазерных дисков [1].

Мультимедиа-информация представляет собой совокупность традиционных статистических элементов: текст, графику и динамических: видео-, аудио- и анимационные последовательности [2].

Используют мультимедийные технологии в различных сферах: наука и техника, образование, культура, бизнес. Также широко используют мультимедийные технологии в среде обслуживания. Если в 1980-х гг. мультимедиа-технологии не имели значительного применения в России и в Казахстане ввиду с дороговизной и отсутствием аппаратной и программной поддержки. То вначале 1990-х г. мультимедиа-технологии стали реальностью, и активно внедрялись в различные сферы деятельности. Система образования заняла определенную нишу по внедрению и разработке различных мультимедийных технологий: это видеоэнциклопедии, тренажеры, интерактивные путеводители, ситуационно-ролевые игры и др.

Под информационными технологиями будем понимать процесс, который включает в себя совокупность средств и методов сбора, обработки и генерировании, хранении и передачи данных (первичной информации) для получения актуальной информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии широко внедряются и используются для достижения различных педагогических целей. Среди наиболее значимых выделим следующие [3]:

  • развитие личности учащихся, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

  • развитие конструктивного, алгоритмического и логического мышления учащихся при работе с персональным компьютером, включая в себя инструкции, правила, способы, знания и навыки при работе с различными видами информации;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

  • формирование умений принимать верные решения в различных педагогических проблемных ситуаций в ходе групповой и диалоговой работы, а также в процессе колаборативного обучения;

  • развитие навыков исследовательской деятельности в процессе работы с тренажерами, с обучающими программами, с интеллектуальными системами и т.д.;

  • формирование информационной культуры и компетентности, умение обрабатывать и систематизировать информацию при использовании текстовых, графических и табличных процессов, а также использование локальных и сетевых баз данных.

Социальный заказ общества, стоящий перед высшими учебными заведениями обусловлен, прежде всего, информатизацией современного общества. Это в первую очередь подготовка высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, а также разработка средств обучающих педагогических и информационных технологий, направленных на развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов [4].

Среди особенностей повышение эффективности и качества обучения студентов в образовательных учреждениях за счет внедрения и применения обучающих и интерактивных информационных технологий выделим следующие [5]:

  • активизация учебно-познавательной деятельности студентов за счет использования мультимедийных и интерактивных технологий в зависимости от типа личности обучаемого;

  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении проблемно-педагогических задач.

Развитие мультимедийных и интерактивных технологий определяется и педагогическими целями системы высшего образования. В последнее время делается упор на совершенствование таких технологий, как [6]:

  • технология повышения эффективности и качества процесса обучения за счет дополнительных возможностей информационных технологий, оказывающих воздействие на развитие личности студентов;

  • технология управления учебно-воспитательным процессом, проверкой знаний студентов, учебными заведениями, системой учебных заведений;

  • технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика) на примере электронного ректората;

  • коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта посредством интернет сервисов: форумов, чатов, оn-line конференций;

  • технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

В педагогической науке довольно часто, когда говорят об информационных технологиях, используют термин «ресурс». Как источники или запасы чего-либо или как средство, к которому обращаются в необходимом случае. Поэтому в научно-педагогической литературе термины «электронные документы» и «электронные ресурсы» понимаются как синонимы. В связи с этим, классифицируют электронные ресурсы на сетевые ресурсы и Интернет ресурсы, которые размещены в сети Интернет. Например, видеоматериалы, презентации разработанные педагогом и находящиеся на сервере для просмотра и скачивания, является электронным ресурсом.

В учебно-познавательной деятельности студентов при работе с мультимедийными и интерактивными технологиями целесообразно предложить следующие виды заданий [7]:

  • ознакомительные задания, которые предназначены для того, чтобы помочь студентам понять, например, назначение различных компьютерных моделей, выявить их свойства и качества, и освоить способы регулировки. Подобные задания могут содержать инструкции по разработке управлению образовательными моделями, а также корректирующие и контрольные вопросы;

  • компьютерные эксперименты, используемые в том случае, когда как компьютерная модель спроектирована и освоена, то можно предложить студентам провести 1-2 эксперимента действия модели. Такие эксперименты позволяют студентам глубже вникнуть в смысл происходящего на экране;

  • экспериментальные задачи, позволяющие студентам увидеть живую связь компьютерного эксперимента и изучаемых явлений;

  • расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой. Сначала студентам предлагается рассмотреть 2-3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При разработке подобных задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров;

  • неоднозначные задачи, предполагающие несколько решений для одного задания и на основе этого провести компьютерный эксперимент;

  • творческие задания. В рамках данного задания студентам предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить, а затем, используя различные компьютерные модели, проверить правильность полученных результатов;

  • исследовательские задания. Наиболее способным студентам предложить исследовательское задание, то есть задание, в ходе выполнения которого им необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определенные закономерности;

  • проблемные задания. С помощью ряда моделей можно продемонстрировать, педагогические проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят студентов к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели;

  • качественные задачи. Некоторые модели вполне можно использовать и при решении качественных задач. Такие задачи или вопросы, конечно, лучше сформулировать, поработав с моделью заранее.

При разработке материалов с использованием мультимедийных технологий некоторые ученые исследователи рекомендуют для проведения занятий в качестве структурной единицы рассматривать не одно занятие, взятый изолированно, а комплекс, состоящий из нескольких последовательных тем дисциплины.

Литература:

  1. Белицын И.В., Вихарев А.А., Котырло Т.В. Компьютерные технологии как средство формирования профессиональной направленности студентов // Материалы 5-й международной конференции современные технологии обучения. - Санкт-Петербург, 1999. С. 179 -180;

  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы-М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

3 Машбиц Е.И., Бабенко Л.П., Верник Л.В. и др. Основы компьютерной грамотности /Под ред. А.А. Стогния и др. К.: Вища шк., 1988.-215с.;

4 Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения: Сб. науч. тр. «Проектирование новых информационных технологий обучения» /Под ред. В.М. Монахова. -М., 1991.- С. 4-30.;

5 Перегудов Ф.И., Петров О.М., Битих В.А. Основные принципы создания компьютерной технологии обучения // Применение ЭВМ в учебном процессе: Методика обучения, инструментальные средства. - М., 1987.- С. 5-10.;

6 Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.;

7 Середа Ю. А. Информационные технологии в образовании // Мир ПК. 2002.-№1.-С. 55-58.


© 2010-2022