• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья Использование интерактивных ментальных карт для организации образовательного процесса по информатике

Статья Использование интерактивных ментальных карт для организации образовательного процесса по информатике

В статье изложен материал по использованию ментальных карт (карт памяти, интеллект-карт) для организации образовательного процесса по информатике.Приведены психолого-педагогические аспекты использования таких карт, обзор программ для создания карт памяти, приведены примеры по их использованию на уроках информатики.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных ментальных карт

для организации образовательного процесса по информатике


Макаренко С.О., г.Евпатория, Республика Крым


Часто во время проведения уроков возникает потребность в сжатом представлении учебной информации, когда значительный объём материала нужно уложить в рамки схемы-опоры. И тут учитель может использовать различные педагогические приёмы: «Своя опора», «Инвентаризация знаний», «Сжатая информация», «Ключевые слова» и другие.

Однако, с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, перед учителем возникает задача совместить известные педагогические приёмы с современным уровнем развития компьютерных технологий.

Если ещё каких-то десять лет назад главным помощником учителя на уроке были доска, мел и набор плакатов, то теперь предпочтение отдаётся интерактивным комплексам. Их правильное использование улучшает темп урока, делает занятия интересными благодаря разнообразному использованию ресурсов, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать сложные идеи.

Не секрет, что составление диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов, - все эти приёмы способствуют визуализации мышления. Тем боле, если научиться реализовывать их с использованием компьютерных технологий. Наряду с популярными программами, которые традиционно используются для создания мультимедийных приложений, следует обратить внимание на программы для создания, так называемых, ментальных карт.

«Ментальная карта», «карта ума», «карта памяти», «ассоциативная карта», «интеллект-карта» - это технология изображения информации в особом графическом виде. Выглядеть эти рисунки могут по-разному, но принцип их построения - один: в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основная идея или проблема - ядро, от которого отходят ветви - связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Каждая ветвь, в свою очередь, может делиться на другие ветви - так происходит детализация свойств, углубляются ассоциации. Чтобы чётко выделить смысловые блоки, рекомендуется каждую новую ветвь рисовать другим цветом и придерживаться это цветовой гаммы при дальнейшем ветвлении.

Реализованная при помощи программных средств, такая карта не просто обеспечит хорошую систематизацию и визуализацию учебной информации, но и интерактивность за счёт ссылок на другие файлы или карты памяти, а также, в ряде программ, за счёт возможности использования функций «спрятать» или «показать» отдельные блоки. Кроме того, готовую ментальную карту можно экспортировать файлы других форматов для последующей распечатки.

Карту памяти можно использовать на различных этапах урока: при планировании образовательной деятельности, для проведения мозгового штурма на этапе актуализации опорных знаний, а также для обобщения и систематизации знаний. Она может служить хорошей опорой для запоминания и последующего воспроизведения информации. Ведь именно электронная ментальная карта позволяет хранить информацию в свёрнутом виде и разворачивать её поэтапно, по мере необходимости. Ментальную карту можно создать заранее, а можно выстроить по ходу изучения нового материала.

Так, например, при изучении темы «Устройство компьютера» можно построить общую схему основных элементов архитектуры персонального компьютера, а затем конкретизировать сведения о каждом из блоков, добавив подчинённые узлы с наименованиями устройств, относящихся к данному блоку. Такую карту памяти можно использовать для обобщения и закрепления знаний в конце урока. Если же эту карту дополнить изображениями каждого из устройств, организовав доступ к ним по ссылкам, то организованную таким образом карту можно использовать на этапе изложения нового материала.

Статья Использование интерактивных ментальных карт для организации образовательного процесса по информатике

Развернув соответствующие ссылки, можно посмотреть дополнительные сведения об устройствах.

На рисунке представлен фрагмент карты памяти «Структура ПК». При нажатии ссылки (они обозначены красными стрелками), относящейся к элементу «Клавиатура», откроется файл, где представлены изображения различных типов клавиатур. Аналогичные действия можно выполнять и с другими узлами карты.

Статья Использование интерактивных ментальных карт для организации образовательного процесса по информатике

Существует достаточно много программ для создания ментальных карт. Среди них, например, бесплатная программа Free Mind Map - Freeware. Эта программа построена на векторной графике. Построение карты в этой программе похоже на сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавлять элементы: картинки, стрелки, блоки. Элементы имеют несколько вариантов графического дизайна. Также можно добавлять рисунки при помощи карандаша и подписывать их. Ещё одной интересной программой является ScreenHunter 5 Free. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет превратить в картинку, символ или значок видимое на экране монитора и сразу же использовать для построения ментальной карты. Наиболее распространённой среди бесплатных программ является FreeMind. Она отличается интуитивно понятным управлением и позволяет сохранять карту в различных форматах.

Существуют и онлайн-сервисы для создания ментальных карт. Сервисы MindMeister, Bubbl.us, Mind42 позволяют не только создавать и редактировать карты памяти, но и сохранять их на сервере и меть доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети, а также обеспечивают работу с картой одновременно нескольких пользователей.

Более широкие возможности по созданию ментальных карт предоставляют платные программы. Например, Mindjet Mind Manager интегрирована с MS Office приложениями (Word, Excel, Outlook, PowerPoint), позволяет присоединять любые файлы и ссылки. MindMapper Jr представляет собой софт для построения ментальных карт для детей. Интерфейс программы имеет хорошую визуализацию, есть интерактивные подсказки, большинство действий по созданию карты выполняется при помощи мыши. Используя такую программу, обучающиеся сами могут составлять карты ума, работая над проектом или обобщая изученный материал.

Опыт использование интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. При самостоятельном составлении карты памяти обучающимся или группой обучающихся способствует формированию метапредметных навыков. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.

Литература_____________________________________________________________

1. Галицкая Н.М., Фещенко Т.С. Использование «Интеллект-карт»: новые образовательные результаты школьников// Журнал «Физика. Всё для учителя!». - № 1 (37), 2014.

2. Плинк Е.Н. Создание ментальных карт// Современный учительский портал. - easyen.ru/load/informatika/mp/sozdanie_mentalnykh_kart/257-1-0-18282.

3. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

4. Материалы сайта «ФГОС. В поисках главного…»

5. Материалы персонального сайта Зобниной А.А. - teacherivt.ru/





4

© 2010-2022