- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике на тему Поиск информации в Интернете
Урок по информатике на тему Поиск информации в Интернете
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова О.С. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока по информатике
Поиск информации в Интернете
10 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
-
формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
-
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков сотрудничества;
-
развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
Оборудование. Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows Vista и пакет Microsoft Office 2010. Рабочее место учителя, оборудованное компьютером, мультимедийным проектором. Все компьютеры подключены к сети Интернет.
План урока
I. Организационный момент. 1 минута
II. Актуализация опорных знаний. 6 минут.
III. Ознакомление с новыми сторонами знаний. 10 минут.
IV. Физкультминутка. 3 минуты.
V. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий. 15 минут.
VI. Подведение итогов. Домашнее задание. 3 минуты.
VII. Рефлексия: Сколько информационного шума было на уроке? 2 минуты
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников. Я хочу, что бы девизом нашего урока было высказывание немецкого философа Георга Зиммеля. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. На прошлом занятии мы с вами начали знакомиться с сетью Интернет. Вспомните, пожалуйста, и ответьте на следующие вопросы:
-
Что называется компьютерной сетью?
Ответы учеников.
Компьютерная сеть - это группа компьютеров, соединенных линиями связи.
-
Что такое Интернет?
Ответы учеников.
Интернет - это глобальная сеть, объединяющая компьютерные сети.
-
Какие основные службы сети Интернет вы знаете?
Ответы учеников.
-
Всемирная паутина (World Wide Web)
-
Электронная почта и списки рассылки
-
Группы новостей (в основном, Usenet)
-
Файлообменные сети
-
Электронные платёжные системы
-
Интернет-радио
-
Интернет-телевидение
-
IP-телефония
-
Мессенжеры
-
FTP-сервера
-
IRC (реализовано также как веб-чаты)
-
Поисковые системы
-
Интернет-реклама
-
Удаленный терминал
Какие браузеры для просмотра веб-страниц на экране вы знаете?
Браузер - это программа для просмотра веб-страниц на экране.
-
Сколько зимних видов спорта будет представлено на олимпиаде в Сочи?
Ученики пробуют ответить на последний вопрос. Некоторые пробуют найти информацию в Интернете.
Учитель.
- Почему выбрали поиск информации в сети Интернет?
- Кто из вас ищет информацию в книгах?
- В чем заключается преимущество поиска информации в сети Интернет?
И в чем заключается недостаток нахождения информации, используя стандартные источники (т. е. книги)?
Ответы учеников.
Учитель. А как вы, думаете какая тема нашего урока?
Ответы учеников. Выслушиваю мнения.
Учитель. Проговариваю тему. Вывожу на экран. «Поиск информации в Интернете».
Учитель. Давайте определим цели сегодняшнего урока.
Ответы учеников. Выслушиваю мнения.
Учитель. Проговариваю цели. Вывожу на экран.
1. Узнать о разных способах поиска информации в Интернете.
2. Научиться грамотно искать информацию в Интернете.
III. Ознакомление с новыми сторонами знаний.
Учитель. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи - где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.
Поисковая система - веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
Что включает в себя «Поиск в Интернете?» - ответы на вопросы - Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).
Давайте начнем с простого: ГДЕ?
Учитель. Как вы ищите информацию в Интернете?
Ответы учеников.
Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится. Это самый быстрый и надежный вид поиска. Для быстрого доступа к ресурсу достаточно запустить браузер и набрать адрес страницы в строке адреса.
Адреса Web-страниц приводятся в специальных справочниках, печатных изданиях, звучат в эфире популярных радиостанций и с экранов телевизора.
Если вы не знаете адреса, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые системы, которые содержат информацию о ресурсах Интернета.
В России наиболее распространенными поисковыми системами являются:
-
Яндекс (yandex.ru)
-
Рамблер (rambler.ru)
-
Апорт (aport.ru)
-
Гугл (Google.ru) и другие
Второй вопрос: ЧТО?
Процедура поиска - ещё один важный элемент профессионализма. Начинать обычно приходится с анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, фамилий, тесно связанных c проблемой.
-
Пишите грамотно слова поискового запроса.
-
Используйте синонимы.
Если поиск нужных результатов не принес, попробуйте переформулировать запрос, используя синонимы. Например, вместо «чоппер» напишите «крутой мотоцикл», вместо «тачка» - «автомобиль», вместо «курсовая работа» - «реферат».
-
Уточняйте запрос.
-
Используйте ключевые слова.
Если результат поиска вас не удовлетворил, включайте в поисковый запрос как можно больше уточняющих слов. Если вас интересует именно творчество Герберта фон Караяна, то в поисковой строке кроме непосредственно имени великого дирижера обязательно введите слово «творчество». Если вы ищете информацию по автомобилю Honda - так и пишете «автомобиль Honda», а не просто «автомобиль»
Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?
Учитель. Как вы выбираете, какую информацию надо написать в запросе?
Ответы учеников.
Простой запрос из одного слова
Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой - оба варианта.
Простой запрос из множества слов
Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ, т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам.
Правила формирования запросов в поисковой системе
-
Сформулировать несколько запросов по вашему вопросу.
-
Сузить область поиска. Для этого заключить в кавычки ваш запрос.
-
Писать поисковый запрос нужно грамотно.
-
Поисковый запрос писать только маленьким буквами.
-
Принимайте во внимание, что через какое-то время поиск может выдать вам совершенно другую информацию.
-
Используйте функции расширенного поиска поисковых систем, если вам нужны уточнения по датам, географии, языку, формату файла.
IV. Физкультминутка. Показываю видеоролик как искать информацию.
Учитель: Отлично, сейчас мы с вами, чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания.
V. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
Задание. Собрать материал по зимним видам спорта, включенным в сочинскую олимпиаду. Найти и скопировать логотип, краткую справочную информацию о том, что данный вид спорта представляет, любую фотографию с изображением спортсмена, представителя данной олимпийской категории.
-
Биатлон.
-
Бобслей.
-
Горнолыжный спорт.
-
Кёрлинг.
-
Лыжное двоеборье.
-
Лыжные гонки.
-
Прыжки с трамплина.
-
Санный спорт.
-
Скелетон.
-
Скоростной бег на коньках.
-
Сноуборд.
-
Фигурное катание.
-
Фристайл.
-
Хоккей на льду.
-
Шорт-трек.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Помог ли вам новый материал по теме? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Какие советы вы можете дать своим друзьям на своём опыте?
Назовите способы поиска информации в Интернет.
-
Указание адреса страницы.
-
Передвижение по гиперссылкам.
-
Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Назовите наиболее популярные поисковые системы.
-
Яндекс.
-
Rambler.
-
Google.
VII. Рефлексия: Сколько информационного шума было на уроке?
В теории передачи информации существует понятие «информационный шум» - помехи. Его можно распространить и на получаемую нами информацию. Многое из услышанного является ненужным. Много ли информационного шума было на сегодняшнем уроке?