Разработка урока по информатике

Раработка урока для 8 класса по учебнику "Информатика и ИКТ", автор учебника Н.Д. Угринович. Материал полностью соответствует образовательному стандарту по Информатике и ИКТ,задания подобраны как занимательные, так и развивающие, интересные исторические факты. В данный урок  содействовует развитию творческой активности, логическому мышлению, вниманию, памяти.. способствует  расширению и развивитию кругозора у детей, развитию познавательного интереса. Используются задания с использованием шифра Ц...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по информатике «Кодирование информации» 8 класс.

Учитель: Дробышева Раиса Михайловна, МАОУ СОШ № 33 г.Тюмень

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации;

  • изучение способов кодирования и декодирования информации;

  • научить применять свои знания на практике.

Развивающая:

  • содействовать развитию творческой активности, логическому мышлению, вниманию, памяти;

  • расширять и развивать кругозор детей;

  • развитие познавательного интереса.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения: беседа, практические задания(устные и письменные).

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, секундомер.

План урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы(разгадав ребус), целей и задач урока.

(см. Презентация1 Тема урока)

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

Фронтальный опрос:

1.Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

3.Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

4.Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

III.Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы научимся кодировать и декодировать информацию. Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов - это азбука. Можно кодировать и звуки. С такой системой кодирования мы тоже знакомы - это ноты.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

  • Задание с использованием шифра Цезаря (презентация слайд 9)

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 8)

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

1.Графический - с помощью рисунков или значков;

2.Числовой - с помощью чисел;

3.Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд - задание, Старинная русская нумерация)

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе), для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков, код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.

Свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

  • Задание на кодирование и декодирование. (Слайд 15)

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

IV.Закрепление изученного материала.

  • Задание на карточках (индивидуальная работа)

Сейчас я вам раздам карточки с зашифрованной информацией. Мы разобьемся на две команды. Ваша задача: при помощи таблиц расшифровать информацию. Та команда, которая первая выполнит задачу, напишет на доске ответ.

Задание на карточках;
1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе.
Расшифруйте следующий текст:
••- ---• • -• -••- • -•• •- - •-• ••- -•• -•- ••• ••-• •- •-- • •-- • -•• ••- -
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
1 команда - Кодирование
2 команда - Декодирование.

Сейчас вы кодировали и декодировали информацию с помощью азбуки Морзе. Давайте теперь попробуем поработать с таблицей ASCII. Я также раздам командам карточки с заданиями, ваша задача: при помощи таблицы ASCII и ранее записанного в тетради правила, закодировать и декодировать слово. Слайд 17.
Задание на карточках;
1. Закодировать слово «Информатика»
2. Декодировать слово «49 0А 9А ВА»
Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания, на выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

Разработка урока по информатике

Разработка урока по информатике

V. ФИЗМИНУТКА(супер)

Задание №2 "Декодирование слов по номерам букв

Разработка урока по информатикеРазработка урока по информатике

Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бa 2, Вa 3, :, Яa 33"

Разработка урока по информатике Разработка урока по информатике

Подведение итогов - команда победитель(получает оценку на балл выше).

VI. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

  • повторили материал пройденный на прошлом уроке;

  • изучили новый материал - кодирование информации;

  • закрепили новый материал на практике.

За активную работу на уроке получают оценки: ___________

VII. Домашнее задание

$ 1.2 п.1.2.3, стр.24-25,контрольные вопросы 1-2,задание 1.2.

Рефлексия

• У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я не был готов.


© 2010-2022