Обработка текстовой информации. Ввод текста

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обработка текстовой информации. Ввод текста.

Цели урока:

  • дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах - текстовых редакторах и текстовых процессорах;

  • ввести понятие документа;

  • закрепить полученные знания.

Основные понятия:

  • текстовый редактор;

  • текстовый процессор;

  • документ.

План урока:

1. Постановка цели урока.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

1) опрос учащихся по вопросам 1-4 на стр. 46 учеб­ника;

2) визуальная проверка № 27 и № 28 на стр. 64 рабочей тетради;

3) один из учеников называет и показывает основные элементы окна приложения Калькулятор.

3. Изучение нового материала: «Обработка текстовой информации».

4. Практическая работа № 6.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

На предыдущем уроке мы приводили примеры обработки информации. В частности, решали математическую задачу с помощью приложения Калькулятор, то есть обрабатывали числовую информацию. Сегодня мы продолжим работу по обработке информации. Наша цель - научиться обрабатывать текстовую информацию.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

1) Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры. (Обработка информации - это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату. Обработка информации бывает двух типов: а) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; б) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания. Примеры из математики.)

2) Проверка задания № 27 и № 28 на стр. 64 рабочей тетради.

3) На большом экране назвать и показать основные элементы окна приложения Калькулятор.

3. Изучение нового материала: «Обработка текстовой информации».

Компьютер помогает нам обрабатывать числовую ин­формацию, а как обрабатывается на компьютере текстовая информация?

Подготовка текстов - одна из самых распространенных сфер при­менения компьютеров. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хране­ния, распечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной по­чты на другие компьютеры.

Текстовый редактор - это очень простая программа для работы с текстами. Вы уже знакомы с текстовым редактором Блокнот. Он удо­бен для создания небольших сообщений и текстов. Текст состоит из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера. Фотографии, чер­тежи, рисунки, схемы и таблицы текстовый редактор обрабатывать не может.

Текстовый процессор - это более мощная программа для работы с текстами. Текстовым процессором является, например, программа WordPad. В текстовом процессоре можно писать письма, рассказы, сти­хи, доклады, статьи для школьной газеты, наконец, книги. Многие тек­стовые процессоры позволяют изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.

Основные объекты текстового документа

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процес­сора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами (графи­кой, звуковыми фрагментами или видеоклипами) называют документом.

Документ может быть статьей, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением или поздравительной открыткой.

Основными объектами текстового документа являются символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ - минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т. д.

Слово - произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (такими, как пробел, запятая, скобки и др.)

Строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац - произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент - некоторое количество рядом стоящих символов, кото­рые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

Ввод текста

Ввод (набор) текста, как правило, осуществляется с помощью кла­виатуры. Роль бумаги при этом играет экран компьютера. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране с помощью ми­гающей вертикальной черты - курсора.

При наборе текста на компьютере вам не нужно следить за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.

Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихо­творения), следует нажать клавишу Enter.

При вводе текста там, где это нужно, используйте прописные бук­вы. Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимайте клавишу «Про­бел». Тире выделяйте пробелами с двух сторон.

Знак «тире» ставится с помощью комбинации клавиш Ctrl + «ми­нус» на дополнительной клавиатуре.

Ошибку, допущенную при вводе текста, можно исправить. Ошибоч­ный символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей Delete, а символ слева от курсора - клавишей Backspace.

Файлы, созданные текстовым процессором WordPad, как правило, получают расширение doc.

На большом экране продемонстри­ровать окно приложения WordPad, рассказать о назна­чении кнопок на панели инструментов, показать, как открываются и сохраняются текстовые документы.

4. Практическая работа № 6.

Не менее 15-20 минут на уроке уделено выполнению практической работы № 6.

Школьники работают с тексто­вым процессором.

Предшествующая работа на клавиа­турном тренажере должна была подготовить пятиклас­сников к непосредственному вводу текстовой информа­ции. В этой же работе большое внимание уделяется навыкам создания, сохранения, открытия, сохранения под тем же или новым именем дополненных документов.

Задания 2-4 подобраны таким образом, чтобы активизировать еще и мыслительную деятельность школьников. Работа считается выполненной, если за отведенное время сделано не менее трех заданий.

Задание 1.

Откройте программу WordPad.

В меню Вид выберите пункт Панель инструментов. Рассмотрите появившуюся панель инструментов.

По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждой кнопки на панели инструментов. Сделайте запись в тетради.

Выведите на экран линейку.

Установите маркер отступа первой строки на 1 см.

Наберите текст: «Мы изучаем текстовый процессор».

Щёлкните на копке Сохранить.

Выполните команду

Файл - Сохранить как… - Мои документы - Учёба - Своя папка.

Введите имя документа Вариант 1 и щелкнуть на кнопке Сохранить.

В тексте начните новый абзац (нажатие клавиши Enter в конце строки) и наберите следующее предложение: «Текстовый процессор используется для ввода и оформления текста.»

Выполните команду Файл - Сохранить как… и сохраните новый документ в личной папке под именем Вариант 2.

Щелкните на кнопке Открыть. Убедитесь, что вы создали два документа - Вариант 1 и Вариант 2.

Закройте окно программы WordPad.

Задание 2

Откройте программу WordPad.

Выполните команду Файл - Открыть - Мои документы - Учёба - Заготовки

Откройте документ «Слова»

4. Найдите «слово в слове», отбросив одну-две буквы в начале или в конце каждого из имеющихся слов. Например: «шутка» - «утка». Наберите полученные слова после исходных. Чтобы получить тире, надо:

после слова сделать один пробел

нажать одновременно Ctrl и знак " -" на дополнительной цифровой клавиатуре

после тире поставить один пробел

Шутка - утка.

Шлак -

Вдруг -

Кочки -

Рыбак -

Кобра -

Каприз -

Воля -

Волк -

Яблоко -

Сохраните документ в личной папке под именем Слова1. ( С помощью команды Файл - Сохранить как…)

Закройте окно программы WordPad.

Задание 3.

Откройте программу WordPad.

Откройте документ Анаграммы (Выполните команду Файл - Открыть - Мои документы - Учёба - Заготовки)

Анаграмма - это слово, которое образовано перестановкой букв другого
слова. Например: «весна - навес», «масло - смола». Из данных слов образуйте слова-анаграммы и наберите получен­ные слова после исходных.

Весна - Навес

Масло -

Кот -

Тик -

Нос -

Лето -

Атлас -

Кукла -

Марка -

Каприз -

Соринка -

Задание 4.

Откройте программу WordPad.

Установите абзацный отступ 1 см и введите следующий текст:

На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. А делал медвежонок что-то странное. То вдруг взмахивал головой, а лапками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и носом тыкался в землю. Медвежонок явно что-то ловил и никак не мог пой­мать. Я вдруг понял: медвежонок ловил свою тень!

Сохраните набранный текст под именем Медвежонок в личной папке.

Закройте окно программы WordPad.

5. Домашнее задание.

§ 2.9 (с. 85-86), РТ: № 34 - стр. 66.

6. Подведение итогов урока.

Обработка текстовой информации. Ввод текста.Обработка текстовой информации. Ввод текста.Обработка текстовой информации. Ввод текста.Обработка текстовой информации. Ввод текста.Обработка текстовой информации. Ввод текста.Обработка текстовой информации. Ввод текста.

© 2010-2022