Урок в 5 классе по теме ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор урока

Крюкова Ольга Викторовна

Должность

Учитель информатики

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского»

Республика/край

РФ

Город/поселение

г. Железногорск

Методическая информация

Предмет

Информатика

Класс

5

Тема урока

Передача информации.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Дать обучающимся представление об информационном процессе передачи информации. Ознакомить обучающихся со схемой передачи информации

Задачи урока

- дать понятие о процессе передачи информации: источнике, приемнике информации, канале связи;

- исследовать, от чего зависит качество передаваемой информации;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать умение планировать свою деятельность;

- формировать умение ставить цели своей деятельности;

- развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация;

- формировать навыки рационального использования времени;

- воспитывать навыки самооценки, самоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные результаты: приобретение знаний о процессе передачи информации, канале связи и помехах, возникающих при передаче информации.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия): умение использовать термины «источник информации», «приёмник информации», «информационный канал». Формировать навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Регулятивные: формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения цели; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата.

Познавательные: умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

Коммуникативные: умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Личностные результаты: формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирования чувства ответственности за качество личной информационной среды


Образовательная программа, УМК

Программа курса «Информатики и ИКТ», автор Л.Л. Босова.

Учебник, автор, издательство, год

Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Тематический рубрикатор (раздел, параграф, блок, № урока)

§6. Передача информации.

Урок 6.

Ход и содержание урока

Мотивация обучающихся

Здравствуйте! Сегодняшний урок я хочу начать с загадок. Эти загадки помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

Вы, конечно, догадались, что это? (Книга)

Или еще одна загадка

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе, да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он - ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его?

(Компьютер)

Постановка целей и сообщение темы урока

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(С помощью компьютера, книги мы получаем новую информацию)

Т.е. о каком информационном процессе пойдет сегодня речь?

(Передача информации)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».

На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Прежде, чем перейти к новому, выясним, на что мы будем опираться, какие знания нам помогут.

(Фронтальный опрос)

Что такое информация?

(Информация - это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)

Какие виды информации вы знаете?

(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)

Как человек хранит информацию?

(В своей памяти и на носителях)

Что такое носитель информации?

(Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)

Какие носители информации вы знаете?

А какими пользуетесь чаще всего?

(бумага, флеш-накопитель, диск)

Назовите древние носители информации.

Какие современные носители информации вам известны?

(бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка

Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?

(Сбор, хранение информации)

Как называются действия с информацией?

(Информационные процессы)

Изучение нового

Посмотрите на эти объекты (на компьютер, телефон, книга, , стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

(Передать информацию, передача информации)

Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?

(Звонок по телефону - и получал, и передавал информацию)

(Смотрел новости по телевидению)

(Получал письмо, писал письмо)

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

(Две)

Одна - … (передает информацию). Другая - …(получает информацию).

Их называют источник информации и приёмник информации.

Кого мы называем источником информации?

(Того, кто передает информацию)

А приёмником?

(Того, кто получает информацию)

Изобразим это в виде схемы

приемник информации

источник информации


Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете верным?

В каком направлении происходит передача информации?

информационный канал(От источника к приемнику)

приемник информации

источник информации


Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации?

(Я)

А кто приемником?

(Друг)

А через что информация передается от вас к вашему другу?

(Через электромагнитные волны, телефонные провода)

А если друг написал вам письмо, кто является источником информации?

(Друг)

Приемником?

(Я)

Через что была передана информация?

(Через бумагу, письмо)

Стрелку между источником и приемником информации мы подпишем «Информационный канал»

Информационные каналы могут быть биологическими и техническими:

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.

Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.

Средства связи - способы передачи информации на расстояние.

К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

№72 в рабочей тетради

Как передавали информацию в прошлом???

(Беседа по слайдам презентации)

Итак, какие способы передачи информации использовали в прошлом?

Физминутка

Как вы думаете, что влияет на качество передачи информации?

Я вижу у вас есть затруднения? Почему у вас затруднения возникли? Значит, вы чего-то не знаете?

У нас возникла проблема. Как её решить?

(спросить у учителя, посмотреть в учебнике, найти в Интернете)

Я предлагаю посмотреть отрывок из м/ф «Зима в Простоквашино», может он поможет решить нашу проблему и ответить на вопрос: Вся ли информация в неизменном виде была передана от источника к приемнику?

(Нет, зрительная информация была получена, а звуковая - нет)

Что повлияло на качество передачи информации?

(Неисправность телевизора)

Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.

Попробуйте сформулировать, что такое помехи?

(Помехи - это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации)

А сейчас мы постараемся выяснить, какие помехи могут возникнуть при передаче информации.

Я предлагаю вам работать по плану

План

1. Привести пример передачи информации.

Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации

Для того, чтобы решить эту проблему, я предлагаю объединиться в группы.

Реализация построенного проекта

Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по разработанному нами плану ответить на вопрос.

Работа в группах

Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации.

(Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк, искажение или затемнение изображения в телевизоре)

Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

(Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм)

Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи

(Например, обрыв провода, сломалась антенна, села батарейка на телефоне, искажение звука в телефоне)

Каждая группа представляет свой проект - остальные дополняют общий эталон.

Итак, какие помехи могут встречаться?

Самостоятельная работа

Сейчас самостоятельно выполните следующее задание Рабочая тетрадь № 74, если возникнут затруднения, можно посовещаться в парах.

Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается как в предложенной схеме:

Источник: - Приёмник:

Источники:- Приёмники:

Источники: - Приёмник:

Передайте свою информацию классу - назовите свои примеры.

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

Включение в систему знаний и повторение

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу (Рабочая тетрадь № 71). Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.

По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации.

Домашнее задание

§ 6, Р.т. № 70, 71, 74, 76, 77,

Подготовить сообщение «Научные открытия и средства информации»

Рефлексия учебной деятельности

Итоги

Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат сигнальные карточки

Зеленый:

Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на уроке. Я принимал активное участие в работе. Мне было интересно.

Желтый:

Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нем не очень активное участие. Мне было не очень интересно
Красный:

Домашнее задание я не понял. К ответам на уроке я был не готов. Мне было скучно на уроке.

Если < 100% зеленый, то значит, кому-то из вас помешали достичь цели помехи.

А теперь давайте подведем итоги урока:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что вас удивило, что показалось интересным?

  • Что было сложным или показалось неважным, неинтересным?

К уроку «Передача информации»

План

1. Привести пример передачи информации.

Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации


Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации



К уроку «Передача информации»

План

1. Привести пример передачи информации.

Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации


Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

К уроку «Передача информации»

План

1. Привести пример передачи информации.

Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации


Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи


8


© 2010-2022