- Преподавателю
- Информатика
- Построение диаграмм и графиков
Построение диаграмм и графиков
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Л.Л. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подробный конспект урока/занятия.
Организационная информация
Тема урока
Графические возможности табличного процессора MS Excel.
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
9 класс
Образовательное учреждение
МБОУ «СОШ №10»
Методическая информация
Тип урока
Урок формирования учебных умений и навыков.
Форма организации
Фронтальная:
-
Устно;
-
За компьютером (синхронная работа) 3-5 минут для проверки понимания основных приемов работы, для снятия психологического барьера перед машиной.
Цели урока
Цели урока.
Образовательные цели:
-
Представить учащимся графические возможности табличного процессора MS Excel;
-
Научить оценивать влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, с использованием электронных диаграмм.
Развивающая цель:
-
Развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS Office.
Воспитательная цель:
-
Воспитание экологического самосознания;
-
Воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Национально-региональный компонент:
-
Экологическая обстановка города, школы.
Задачи урока
Научить представлять числовую информацию в графическом изображении, с помощью электронной таблицы MS Excel.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия
Актуализируют: работу с числовыми данными, Приобретут: навыки построения диаграмм и графиков;
Закрепят: технологическую работу с информацией в электронной таблице MS Excel.
Необходимое оборудование и материалы
-
Компьютер;
-
Проектор;
-
Экран;
-
Программы пакета MS-Office;
-
Презентация "Байкал", "Построение диаграмм";
-
Графический файл "Тест.bmp";
-
Инструкционная карта "Построение диаграмм" - 10 шт.
Подробный конспект урока/занятия
Мотивация учащихся
-
Воспитание экологического самосознания;
-
Воспитание патриотизма, любви к родному краю.
-
Экологическая обстановка города, школы.
Ход и содержание урока
Ход урока
I. ОРИЕНТАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы начинаем необычайный урок - экологический урок информатики. В начале урока мне хотелось бы узнать какое у вас эмоциональное состояние и психологический настрой?
Учитель. С помощью графического редактора запустите файл "Тест.bmp".
Пуск /Программы/Стандартные/Paint.
Вы видите три изображения. Это ваше эмоциональное поле. Отметьте точкой изображение, которое Вам больше импонирует.
Проведите самодиагностику и сохраните файл в своих папках. Спасибо!
Учитель. Ответьте пожалуйста на вопрос: какую тему изучали на прошлом уроке? (Изучали "Электронные таблицы". - Познакомились с таким типом данных, как "формула". Научились работать с формулами).
Учитель. Внимание на экран. (Показ презентации «Бакал»).
1 слайд: Мы живём на берегу самого прекрасного озера в мире. Это - БАЙКАЛ.
2 слайд: Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера - 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение
3 слайд: Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал- море». Русские на берегах появились в 1643г. - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон.
4 слайд: Эндемики - организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. Голомянка- живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно байкальский омуль (длина рыбы - 30-40 см., а вес - 2-4 кг.). Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа, точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях.
5 слайд: Наше озеро Байкал самое глубокое в мире.
Озеро
Глубина (м)
Байкал
1620
Онежское
127
Иссык-Куль
668
Ладожское
225
Учитель. Скажите пожалуйста, как можно наглядно представить уникальные достоинства нашего озера?
Учитель. Можно представить графически с помощью программы MS Excel.
Показ презентации: "Построение диаграмм MS Excel" с параллельным объяснением учителя.
Учитель. Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций любых данных. Например, вместо анализа нескольких столбцов чисел на листе можно, взглянув на диаграмму, узнать, падают или растут объемы продаж по кварталам или как действительные объемы продаж соотносятся с планируемыми.
Алгоритм построения диаграмм
Чтобы создать диаграмму, необходимо:
-
Ввести табличные данные на листе.
-
Выделить данные.
-
Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы.
-
Выбирать тип диаграммы.
-
Уточнить исходные данные.
-
Задать различные параметры.
-
Разместить на отдельном листе или на листе с данными.
II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В качестве домашнего задания, учащимся было задано: выработать параметры оценки экологического состояния города, школы в таблице.
Учитель. Давайте попробуем, исходя из ваших личных ассоциаций, оценить экологическую обстановку нашего города по 10-бальной системе и с помощью программы MS Excel составить таблицу. Вам дается четыре параметра:
-
состояние флоры города;
-
состояние водного режима;
-
состояние воздушной среды;
-
дизайн города.
Учитель. А теперь попробуйте представить графически ваши оценочные параметры.
Учащимся раздаётся инструкционная карта, оформленная на бумажном носителе.
Инструкционная карта
"Практическое построение диаграмм".
1-ый способ. На панели инструментов щелкнуть по значку левой кнопкой мыши. Появится диалоговое окно мастера диаграмм.
1-ый шаг: Тип диаграмм - Выбрать тип и вид диаграммы, используя полосу прокрутки. Справа показан вид, выбранной диаграммы
Нажать кнопку Далее.
2-ой шаг: Источник данных диаграммы - Проверить, правильно ли выделен диапазон ячеек и выбрать представление ряда данных по строкам или по столбцам. Нажать кнопку Далее.
3-ий шаг: Параметры диаграммы - Выбрать параметры диаграммы - ввести названия диаграммы и координатных осей, установить вывод и размещение условных обозначений (Легенда), определить подписи данных.
Далее.
4-ый шаг: Размещение диаграммы - Выбрать лист для размещения диаграммы. Нажать кнопку Готово.
2-ой способ. В строке Меню - Вставка - Диаграмма действия аналогичны из 1-го способа построения диаграмм.
Учащиеся в программе MS EXCEL строят диаграмму. Учитель даёт рекомендации, индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров.
Учитель. При работе за компьютером для пользователей и программистов самым уязвимым органом является зрение.
Внимание на экран.
Выполним гимнастику для глаз. Презентация.
-
Сильное зажмуривание, после чего широко откройте глаза. 4 раза.
-
На счет 1-8 закройте глаза и отдохните. (Дышите легко и непрерывно).
-
Вращение глаз, не поворачивая головы на счет 1-8: посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали в одном направлении, по диагонали в другом направлении.
-
На счет 1-8. Закройте глаза и отдохните.
-
Частое моргание на счет 1-8, при этом описывайте взглядом «восьмерку», или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица.
-
Закройте глаза, руки на пояс. Повороты головы направо до упора, прямо, налево до упора, прямо 4 раза. Затем вверх - прямо- вниз- прямо, 4 раза.
-
Массаж ушей. На ушах расположено большое количество точек, с помощью которых можно влиять на тот или иной орган. Стимулируя мочку, вы производите положительное воздействие на зрение.
III. РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Учитель. Больше половины своего свободного времени Вы проводите в школе. Состояние ауры школы возможно либо укрепляет, либо ухудшает Ваше здоровье. Как Вы считаете, по каким критериям можно оценить экологическое состояние атмосферы школы? Возможно есть и наиболее слабые звенья. Не всё складывается так, как бы мы хотели, многое зависит не от нас. Предлагаю Вам, выработать характеристики и параметры экологической обстановки нашей школы, разработать минипроект и защитить его.
(Ученики работают за компьютером, заполняют таблицу, строят диаграмму.)
Учитель. Для чего предназначаются диаграммы? (Для наглядного отображения информации. Для сравнений. - Для выявления сопоставлений…)
Учитель. Как можно с помощью программы MS Excel создать диаграмму? (Учащиеся объясняют алгоритм построения диаграмм.)
Учитель. А теперь вернитесь, пожалуйста, к нашему тесту (файл "Тест.bmp") загрузите его, проставьте диагностику на уроке. У кого оценка изменилась? Если вы выбрали жёлтый, ваше состояние великолепно. Если - красный, то вы чувствуете дискомфорт, напряженность и если серый, то вам плохо. Я хочу, чтобы вы всегда выбирали ЖЁЛТЫЙ и чтобы у каждого из Вас, было всегда отличное эмоциональное состояние.
Итоги урока.
Учитель. В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, следили за своим здоровьем.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Оценить Ваше качество успеваемости по предметам, в электронной таблице построить диаграмму.
Учитель. Я вас благодарю Вас, за урок. До свидания.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Методы контроля:
-
Устный.
-
Машинный.
Система контроля, оценивания:
Оценка "пять" ставится, если ученик:
-
Овладел алгоритмом построения диаграмм;
-
Даёт чёткий и правильный ответ, представляющий владение учебным материалом, излагает материал логично с использованием специальной терминологии;
Оценка "четыре" ставится, если ученик:
-
Овладел алгоритмом построения диаграмм, но испытывает незначительные затруднения при работе с мастером диаграмм
-
Даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
-
При разъяснении алгоритма построения диаграмм допускает незначительную неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка "три" ставится, если ученик:
-
Алгоритм построения знает не очень хорошо, но умеет выделить диапазон ячеек, которые включаются в диаграмму;
-
Даёт неполный ответ, построенный нелогично, но выявивший общее понимание алгоритма построения диаграмм;
-
В электронной таблице MS Excel ориентируется неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и применения наглядности.
Рефлексия деятельности на уроке/занятии
Экологическая обстановка города, школы.
Домашнее задание (если планируется)
Оценить качество успеваемости по предметам, в электронной таблице построить диаграмму.
Дополнительная необходимая информация
Прикладное значение программ пакета MS Office.
Национально-региональный компонент: информация об озере Байкал, эндемики.
В помощь учителю/воспитателю
Использованные источники и литература (если имеются)
Учебник: Информатика и информационные технологии для 10-11 класса/ Н. Д. Угринович. - 2-ое изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить
Данную тему, оптимально изучать с использованием мультимедиа поскольку визуально - наглядное представление процесса построения диаграмм легко и доступно для понимания и последующего практического применения для учащихся.
Показ презентации производится с устным параллельным объяснением учителя по каждому слайду.
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим
После усвоения учащимися алгоритма построения диаграмм, на следующем уроке идёт построение различных типов диаграмм и графиков с последующим редактированием и оформлением для более наглядного представления информации.
Другое
При использовании данного материала можно использовать местные территориально - уникальные достоинства.