Построение диаграмм и графиков

Урок  формирования учебных умений и навыков. «Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре MSEXCEL» Представлены учащимся  графические возможности табличного процессора MS Excel; Учащиеся научатся  оценивать влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, с использованием электронных диаграмм. У учащихся разовьется представление о прикладном значении программ пакета MS Office.   Урок направлен на воспитание экологического самосознания, воспитание патриотизма, любви к р...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект урока/занятия.


Организационная информация

Тема урока

Графические возможности табличного процессора MS Excel.

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9 класс

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №10»

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования учебных умений и навыков.

Форма организации

Фронтальная:

  • Устно;

  • За компьютером (синхронная работа) 3-5 минут для проверки понимания основных приемов работы, для снятия психологического барьера перед машиной.

Цели урока

Цели урока.

Образовательные цели:

  • Представить учащимся графические возможности табличного процессора MS Excel;

  • Научить оценивать влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, с использованием электронных диаграмм.

Развивающая цель:

  • Развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS Office.

Воспитательная цель:

  • Воспитание экологического самосознания;

  • Воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Национально-региональный компонент:

  • Экологическая обстановка города, школы.

Задачи урока

Научить представлять числовую информацию в графическом изображении, с помощью электронной таблицы MS Excel.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

Актуализируют: работу с числовыми данными, Приобретут: навыки построения диаграмм и графиков;

Закрепят: технологическую работу с информацией в электронной таблице MS Excel.

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер;

  • Проектор;

  • Экран;

  • Программы пакета MS-Office;

  • Презентация "Байкал", "Построение диаграмм";

  • Графический файл "Тест.bmp";

  • Инструкционная карта "Построение диаграмм" - 10 шт.

Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся


  • Воспитание экологического самосознания;

  • Воспитание патриотизма, любви к родному краю.

  • Экологическая обстановка города, школы.

Ход и содержание урока

Ход урока

I. ОРИЕНТАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы начинаем необычайный урок - экологический урок информатики. В начале урока мне хотелось бы узнать какое у вас эмоциональное состояние и психологический настрой?

Учитель. С помощью графического редактора запустите файл "Тест.bmp".

Пуск /Программы/Стандартные/Paint.

Построение диаграмм и графиков

Вы видите три изображения. Это ваше эмоциональное поле. Отметьте точкой изображение, которое Вам больше импонирует.

Проведите самодиагностику и сохраните файл в своих папках. Спасибо!

Учитель. Ответьте пожалуйста на вопрос: какую тему изучали на прошлом уроке? (Изучали "Электронные таблицы". - Познакомились с таким типом данных, как "формула". Научились работать с формулами).

Учитель. Внимание на экран. (Показ презентации «Бакал»).

1 слайд: Мы живём на берегу самого прекрасного озера в мире. Это - БАЙКАЛ.

2 слайд: Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера - 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение

3 слайд: Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал- море». Русские на берегах появились в 1643г. - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон.

4 слайд: Эндемики - организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. Голомянка- живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно байкальский омуль (длина рыбы - 30-40 см., а вес - 2-4 кг.). Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа, точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях.

5 слайд: Наше озеро Байкал самое глубокое в мире.

Озеро

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

127

Иссык-Куль

668

Ладожское

225

Учитель. Скажите пожалуйста, как можно наглядно представить уникальные достоинства нашего озера?

Учитель. Можно представить графически с помощью программы MS Excel.

Показ презентации: "Построение диаграмм MS Excel" с параллельным объяснением учителя.

Учитель. Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций любых данных. Например, вместо анализа нескольких столбцов чисел на листе можно, взглянув на диаграмму, узнать, падают или растут объемы продаж по кварталам или как действительные объемы продаж соотносятся с планируемыми.

Алгоритм построения диаграмм

Чтобы создать диаграмму, необходимо:

  • Ввести табличные данные на листе.

  • Выделить данные.

  • Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы.

  • Выбирать тип диаграммы.

  • Уточнить исходные данные.

  • Задать различные параметры.

  • Разместить на отдельном листе или на листе с данными.

II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В качестве домашнего задания, учащимся было задано: выработать параметры оценки экологического состояния города, школы в таблице.

Учитель. Давайте попробуем, исходя из ваших личных ассоциаций, оценить экологическую обстановку нашего города по 10-бальной системе и с помощью программы MS Excel составить таблицу. Вам дается четыре параметра:

  • состояние флоры города;

  • состояние водного режима;

  • состояние воздушной среды;

  • дизайн города.

Учитель. А теперь попробуйте представить графически ваши оценочные параметры.

Учащимся раздаётся инструкционная карта, оформленная на бумажном носителе.

Инструкционная карта

"Практическое построение диаграмм".

1-ый способ. На панели инструментов щелкнуть по значку Построение диаграмм и графиков левой кнопкой мыши. Появится диалоговое окно мастера диаграмм.

1-ый шаг: Тип диаграмм - Выбрать тип и вид диаграммы, используя полосу прокрутки. Справа показан вид, выбранной диаграммы

Нажать кнопку Далее.

2-ой шаг: Источник данных диаграммы - Проверить, правильно ли выделен диапазон ячеек и выбрать представление ряда данных по строкам или по столбцам. Нажать кнопку Далее.

3-ий шаг: Параметры диаграммы - Выбрать параметры диаграммы - ввести названия диаграммы и координатных осей, установить вывод и размещение условных обозначений (Легенда), определить подписи данных.

Далее.

4-ый шаг: Размещение диаграммы - Выбрать лист для размещения диаграммы. Нажать кнопку Готово.

2-ой способ. В строке Меню - Вставка - Диаграмма действия аналогичны из 1-го способа построения диаграмм.

Учащиеся в программе MS EXCEL строят диаграмму. Учитель даёт рекомендации, индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров.

Учитель. При работе за компьютером для пользователей и программистов самым уязвимым органом является зрение.

Внимание на экран.

Выполним гимнастику для глаз. Презентация.

  1. Сильное зажмуривание, после чего широко откройте глаза. 4 раза.

  2. На счет 1-8 закройте глаза и отдохните. (Дышите легко и непрерывно).

  3. Вращение глаз, не поворачивая головы на счет 1-8: посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали в одном направлении, по диагонали в другом направлении.

  4. На счет 1-8. Закройте глаза и отдохните.

  5. Частое моргание на счет 1-8, при этом описывайте взглядом «восьмерку», или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица.

  6. Закройте глаза, руки на пояс. Повороты головы направо до упора, прямо, налево до упора, прямо 4 раза. Затем вверх - прямо- вниз- прямо, 4 раза.

  7. Массаж ушей. На ушах расположено большое количество точек, с помощью которых можно влиять на тот или иной орган. Стимулируя мочку, вы производите положительное воздействие на зрение.

III. РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Учитель. Больше половины своего свободного времени Вы проводите в школе. Состояние ауры школы возможно либо укрепляет, либо ухудшает Ваше здоровье. Как Вы считаете, по каким критериям можно оценить экологическое состояние атмосферы школы? Возможно есть и наиболее слабые звенья. Не всё складывается так, как бы мы хотели, многое зависит не от нас. Предлагаю Вам, выработать характеристики и параметры экологической обстановки нашей школы, разработать минипроект и защитить его.

(Ученики работают за компьютером, заполняют таблицу, строят диаграмму.)

Учитель. Для чего предназначаются диаграммы? (Для наглядного отображения информации. Для сравнений. - Для выявления сопоставлений…)

Учитель. Как можно с помощью программы MS Excel создать диаграмму? (Учащиеся объясняют алгоритм построения диаграмм.)

Учитель. А теперь вернитесь, пожалуйста, к нашему тесту (файл "Тест.bmp") загрузите его, проставьте диагностику на уроке. У кого оценка изменилась? Если вы выбрали жёлтый, ваше состояние великолепно. Если - красный, то вы чувствуете дискомфорт, напряженность и если серый, то вам плохо. Я хочу, чтобы вы всегда выбирали ЖЁЛТЫЙ и чтобы у каждого из Вас, было всегда отличное эмоциональное состояние.

Итоги урока.

Учитель. В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, следили за своим здоровьем.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Оценить Ваше качество успеваемости по предметам, в электронной таблице построить диаграмму.

Учитель. Я вас благодарю Вас, за урок. До свидания.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Методы контроля:

  • Устный.

  • Машинный.

Система контроля, оценивания:

Оценка "пять" ставится, если ученик:

  1. Овладел алгоритмом построения диаграмм;

  2. Даёт чёткий и правильный ответ, представляющий владение учебным материалом, излагает материал логично с использованием специальной терминологии;

Оценка "четыре" ставится, если ученик:

  1. Овладел алгоритмом построения диаграмм, но испытывает незначительные затруднения при работе с мастером диаграмм

  2. Даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

  3. При разъяснении алгоритма построения диаграмм допускает незначительную неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

Оценка "три" ставится, если ученик:

  1. Алгоритм построения знает не очень хорошо, но умеет выделить диапазон ячеек, которые включаются в диаграмму;

  2. Даёт неполный ответ, построенный нелогично, но выявивший общее понимание алгоритма построения диаграмм;

  3. В электронной таблице MS Excel ориентируется неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и применения наглядности.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии

Экологическая обстановка города, школы.

Домашнее задание (если планируется)

Оценить качество успеваемости по предметам, в электронной таблице построить диаграмму.

Дополнительная необходимая информация

Прикладное значение программ пакета MS Office.

Национально-региональный компонент: информация об озере Байкал, эндемики.

В помощь учителю/воспитателю

Использованные источники и литература (если имеются)

Учебник: Информатика и информационные технологии для 10-11 класса/ Н. Д. Угринович. - 2-ое изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему, оптимально изучать с использованием мультимедиа поскольку визуально - наглядное представление процесса построения диаграмм легко и доступно для понимания и последующего практического применения для учащихся.

Показ презентации производится с устным параллельным объяснением учителя по каждому слайду.

Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим

После усвоения учащимися алгоритма построения диаграмм, на следующем уроке идёт построение различных типов диаграмм и графиков с последующим редактированием и оформлением для более наглядного представления информации.

Другое

При использовании данного материала можно использовать местные территориально - уникальные достоинства.


© 2010-2022