- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8-9 классах
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8-9 классах
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина О.Н. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район
«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей математики МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2» ____________Л. Н. Грибова
Протокол № ___
от «___»_________2013 г.
«Согласовано»
на заседании педагогического совета МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2»,
протокол №_____
от «____»____________2013 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2»
_____________Г. А. Сидор
Приказ №___от «___»____2013 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
8 - 9 класс
базовый уровень, основное общее образование
срок реализации программы - 2 года
Составитель: Калинина О. Н.
2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения информатики на базовом уровне в 8-9 классах (в том числе в 8 классе - 35 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю, и в 9 классе - 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312); РБУП, утвержденный приказом департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №626
-
авторской программой Н. В. Макаровой.
Планирование составлено на основе:
-
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - СПб.: Питер Пресс, 2008.
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы /авт.-сост. Н. В. Макарова. - 2-е изд., доп. - М.: Глобус, 2009. - 224 с. - (Образовательный стандарт).
Учебно-методический комплект для учителя:
-
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2008.
-
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2008.
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2008.
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учащихся:
-
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой - СПб.: Питер, 2008.
-
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Цели обучения информатике и ИКТ:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
-
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
-
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам. Как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обучающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные модели управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а так же для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Место предмета в учебном плане
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Тульской области отводит 105 ч для обязательного изучения информатики на базовом уровне в 8-9 классах (в том числе в 8 классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе - 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю). В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные понятия алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблица, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ ( в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Тематическое планирование. 8 класс
1 час в неделю, всего - 35 ч.
Тема
Количество часов
Кол-во практических работ
Кол-во контрольных работ
Информация и информационные процессы
4
1
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
4
3
1
Обработка текстовой информации
15
10
1
Обработка графической информации
5
4
1
Обработка числовой информации
7
4
1
Всего
35
22
4
Содержание изучаемого курса
I. Информация и информационные процессы. (4 ч.)
Информация и информационные объекты. Техника безопасности в кабинете.
Информационные процессы и способы фиксации их результатов. Фиксация аудио- и видеоинформации с помощью цифровых камер и устройств звукозаписи.
Измерение количества информации.
II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (4 ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств.
Программные принципы работы компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
Файловая система. Планирование собственного информационного пространства.
Командное взаимодействие пользователей с компьютером. Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
III. Обработка текстовой информации. (15 час.)
Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Знакомство с приёмами квалифицированного письма.
Приемы редактирования текста.
Создание и простейшее редактирование документов. Создание небольших текстовых документов.
Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца. Форматирование текстовых документов.
Формулы и графические объекты в текстовых документах. Вставка в документ формул.
Приемы форматирования в текстовых документах. Создание и форматирование списков.
Таблица в текстовом документе. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.
Графический объект в текстовом документе.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Документы различного назначения.
Создание гипертекстового документа.
Программы оптического распознавания документов. сканирование и распознавание бумажного текстового документа.
Компьютерные словари. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Практическая контрольная работа №2 по теме «Обработка текстовой информации».
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
IV. Обработка графической информации. (5 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора.
Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Сканирование графических изображений.
Создание графического объекта. Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации».
V. Обработка числовой информации. (7 часов)
Электронные таблицы. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Ячейка. Адресация в таблице.
Создание и обработка таблиц.
Функции в среде электронной таблицы. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в ЭТ.
Построение диаграмм и графиков.
Решение задач средствами ЭТ. Контрольная работа №4 по теме «Обработка числовой информации».
Тематическое планирование. 9 класс
2 часа в неделю, всего - 70 ч.
Тема
Количество часов
Кол-во практических работ
Кол-во контрольных работ
Мультимедийные технологии
10
7
1
Представление информации
7
5
1
Алгоритмы и исполнители
20
7
1
Формализация и моделирование
11
6
1
Хранение информации
5
3
-
Коммуникационные технологии
13
10
1
Информационные технологии в обществе
4
3
-
Всего
70
41
5
Содержание изучаемого курса
I. Мультимедийные технологии. (10 часов)
Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов: структура.
Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов.
Дизайн презентации и макет слайдов. Демонстрация презентации.
Звуки и видеоизображения. Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств.
Технические приёмы записи звуковой информации. Запись музыки.
Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации. Контрольная работа №1 по теме: «Мультимедийные технологии» (20 мин).
Запись и обработка видеофильма.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
II. Представление информации. (7 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Контрольная работа №2 по теме: «Представление информации» (20 мин).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных СС.
III. Алгоритмы и исполнители. (20 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Алгоритмические конструкции: ветвление.
Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
Алгоритмические конструкции: повторение.
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмы и исполнители» (20 мин).
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи программы.
IV. Формализация и моделирование. (9 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов.
Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи: схема.
Построение генеалогического дерева семьи: граф, организационная диаграмма.
Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, плакаты, карты.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
Модели. Построение и исследование геоинформационной модели в ЭТ или специализированной геоинформационной системе.
Контрольная работа №4 по теме: «Формализация и моделирование» (20 мин).
Работа с моделями.
V. Хранение информации. (5 часов)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных. Сортировка записей в готовой БД.
Работа с учебной БД.
VI. Коммуникационные технологии. (13 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Поиск информации.
Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива с помощью программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях. Некомпьютерные источники информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из Интернета и ссылок на них.
Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы (web-сайта) с использованием шаблонов.
VII. Информационные технологии в обществе. (6 часов)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов.
Календарно-тематический план. Информатика. 8 класс
№
Название раздела, темы, урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
Кол-во часов
Тип урока
Средства обучения. Информационное сопровождение
Дата
проведения
План
Факт
I
Информация и информационные процессы
4
4.1.1. Информация
1
Информация и информационные объекты. Техника безопасности в кабинете
Информация и информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей
1
Урок изучения новых знаний
Информация. Её виды и свойства1
2
Информационные процессы и способы фиксации их результатов
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Информационные процессы
3
Измерение количества информации
Понятие количества информации: различные подходы.
1
Комбинированный урок
4
Единицы измерения количества информации
Единицы измерения количества информации
1
Комбинированный урок
Представление информации
Измерение информации
II
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
4
4.1.13. Аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ
5
Основные компоненты компьютера и их функции.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Устройство компьютера.
Архитектура ЭВМ
6
Программные принципы работы компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. ОС, их функции. Загрузка компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Программное обеспечение ПК (2 варианта)
7
Файловая система. Планирование собственного информационного пространства
Файлы и файловая система. Планирование собственного информационного пространства. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.).
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Файл и файловая система
8
Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
1
Комбинированный урок. Урок контроля
Назначение компьютерного рабочего стола
III
Обработка текстовой информации
15
2.1.8. Microsoft Word 2003/2007 - текстовый процессор
9
Создание и простейшее редактирование документов в ТП
Создание и простейшее редактирование документов. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Настройка пользовательского интерфейса MS Word2
10
Приемы редактирования текста
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста)
1
Комбинированный урок
Вставка символа, дробные числа, автозамена
11
Создание и простейшее редактирование небольших текстовых документов
Создание небольших текстовых документов посредством базовых средств редакторов. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Создание и редактирование текстового документа.
Набор и редактирование текстового документа
12
Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца
Нумерация и ориентация страниц. Страница, размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, абзаца
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Абзацные отступы и интервалы1-2.
13
Формулы и графические объекты в текстовых документах
Включение в текстовый документ формул и графических объектов
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Редактор формул Microsoft Equation 3.0
14
Приемы форматирования в текстовых документах
Включение в текстовый документ списков. Планирование работы над текстом
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Работа со списками
15
Таблица в текстовом документе. Вставка в документ таблицы
Включение в текстовый документ таблиц
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Создание и форматирование таблиц1-3.
Выполнение вычислений по табличным данным в MS Word
16
Графический объект в текстовом документе
Включение в текстовый документ графических объектов
1
Комбинированный урок
Объекты WordArt1
17
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов
1
Комбинированный урок
Диаграммы
Рисование в документе MS Word;
18
Документы различного назначения
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Проверка правописания. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки
1
Комбинированный урок
Стили в документе
19
Создание гипертекстового документа
Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Использование гиперссылок в документах
20
Программы оптического распознавания документов
Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Сканирование и распознавание
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
21
Компьютерные словари. Перевод текста
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Перевод текста с использованием системы машинного перевода
1
Комбинированный урок. Урок закрепления
22
Контрольная работа №2 по теме «Обработка текстовой информации»
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов
1
Урок контроля
23
Создание и обработка информационного объекта в виде учебной публикации
Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Редактирование и форматирование текста в текстовом редакторе Microsoft Word 2007
IV
Обработка графической информации
5
4.1.4. Графическая информация. Графические редакторы
24
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов
1
Урок изучения новых знаний
Графические редакторы растрового типа.
Технология создания и редактирования изображений в векторном редакторе
25
Создание изображений с помощью растрового редактора
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Графический редактор Adobe Photoshop. Создание анимированной Новогодней Ёлки
26
Создание изображений с помощью векторного редактора
Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Создание пригласительной открытки в CorelDraw
27
28
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Сканирование графических изображений
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Графический редактор Adobe Photoshop. Создание gif-анимации «Ползающая Муха».
Стилизация фото в GIMP
29
Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации»
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора. Ввод изображений с помощью сканера, цифрового фотоаппарата
1
Комбинированный урок. Урок контроля
V
Обработка числовой информации
6
2.1.7. Microsoft Excel 2003/2007 - табличный процессор
29
Электронные таблицы. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных
Таблица как средство моделирования. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Ввод данных в ячейки.
Выделение областей в таблице.
30
Ячейка. Адресация в таблице
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Абсолютные и относительные ссылки
1
Комбинированный урок
Ссылки. Встроенные функции
31
Создание и обработка таблиц
Создание и обработка таблиц
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Создание и редактирование табличного документа
32
Функции в среде электронной таблицы
Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Создание таблиц значений функций в ЭТ
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Статистические функции.
Математические расчеты
Логические функции Excel
33
Построение диаграмм и графиков
Построение диаграмм и графиков
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Создание диаграмм
34
Контрольная работа №4 по теме «Обработка числовой информации»
Решение задач (математических, физических, экономических) средствами ЭТ. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Построение диаграмм и графиков
1
Комбинированный урок. Урок контроля
35
Итоговое занятие
1
Урок повторения
Календарно-тематический план. Информатика. 9 класс
№
Название раздела, темы, урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
Кол-во часов
Тип урока
Средства обучения. Информационное сопровождение
Дата
проведения
План
Факт
I
Мультимедийные технологии
10
1
БТ на уроке. Компьютерные презентации
Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-1. Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint и приемами создания и оформления презентаций
2
Создание презентации с использованием шаблонов
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-2. Демонстрация слайд-фильма и настройка анимации
3
Дизайн презентации и макет слайдов. Демонстрация
Дизайн презентации и макет слайдов. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-3. Создание слайда с диаграммой и таблицей
4
Звуки и видеоизображения. Технические приёмы
Звуки и видеоизображения. Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств: цифровых фотоаппаратов и микрофонов, видеокамер
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-4. Вставка рисунков и анимация при демонстрации
5
Технические приёмы записи звуковой информации
Технические приёмы записи звуковой информации. Запись музыки
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-5. Создание управляющих кнопок
6
Звуки и видеоизображения. Обработка материала
Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
ЛП-6. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации
7
Компьютерные презентации
Компьютерные презентации. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов
1
Урок закрепления знаний
ЛП-7. Приемы создания слайдов, настройки анимации и гиперссылок
8
Компьютерные презентации. Контрольная работа №1 (20 мин)
Компьютерные презентации
1
Урок контроля
ЛП-8. Настройка анимации объектов слайда в прикладной среде MS PowerPoint 2007
9
Создание и обработка комплексного информационного объекта
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Настройка анимации.
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Основное назначение и интерфейс PowerPoint
10
Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука, музыки. Обработка материала, монтаж информационного объекта
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
II
Представление информации
7
11
Язык как способ представления информации
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации
1
Урок изучения новых знаний
Информация и ее виды.
Представление числовой и текстовой информации
12
Компьютерное представление текстовой информации
Компьютерное представление текстовой информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование. Искажение информации при передаче, скорость передачи информации
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Комплект презентаций «Кодирование графической информации (векторная и растровая графика)» (9 класс)
13
Кодирование графической информации
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цветов, видеопамять). Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Кодирование информации с помощью знаковых систем
14
Кодирование звуковой информации
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Кодирование звуковой информации. Форматы звуковых файлов
15
Представление числовой информации в различных системах счисления
Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных СС
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Арифметические операции в двоичной системе счисления
16
Представление числовой информации в различных системах счисления. Контрольная работа №2 (20 мин)
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных СС.
1
Комбинированный урок. Урок контроля
Различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор
17
Создание и обработка таблиц с результатами измерений
Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов
1
Урок закрепления знаний
III
Алгоритмы и исполнители
20
18
Алгоритм. Свойства алгоритма
Алгоритм. Свойства алгоритма
1
Урок изучения новых знаний
Понятие алгоритма
19
Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека
1
Комбинированный урок
20
Исполнители алгоритмов
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Логические значения, операции, выражения
1
Комбинированный урок
Алгоритм и его формальное исполнение
21
Алгоритмические конструкции: следование
Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Типы алгоритмов: линейные и ветвление
22
Алгоритмические конструкции: ветвление
Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления
1
Урок изучения новых знаний
Разветвляющиеся алгоритмы
23
Алгоритмические конструкции: ветвление
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Алгоритм. Виды циклов
24
Алгоритмические конструкции: повторение
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла
1
Урок изучения новых знаний
Циклический алгоритм
25
Алгоритмические конструкции: повторение
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
26
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
27
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
28
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
29
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных
1
Урок изучения новых знаний. Комбинированный урок
30
Языки программирования, их классификация
Представление о программировании. Языки программирования, их классификация
1
Урок изучения новых знаний
Операторы ввода, вывода, присваивания на языке Pascal
31
Правила представления данных
Правила представления данных
1
Урок изучения новых знаний
32
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива
1
Урок изучения новых знаний. Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
33
Правила записи основных операторов: ввода, цикла, присваивания, вывода. Правила записи
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива
1
Урок изучения новых знаний. Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
34
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи
1
Урок закрепления знаний
35
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Разработка алгоритма, требующего для решения задачи использования логических операций
1
Урок изучения новых знаний. Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»
36
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Контрольная работа №3 (20 мин)
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами
1
Комбинированный урок. Урок контроля
37
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
1
Урок закрепления знаний
IV
Формализация и моделирование
9
38
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории
1
Урок изучения новых знаний.
Урок закрепления знаний
Основной тезис формализации
39
Виды информационных моделей.
Построение генеалогического дерева семьи: схема
Виды информационных моделей.
Построение генеалогического дерева семьи: схема. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Типы информационных моделей
40
Виды информационных моделей.
Построение генеалогического дерева семьи: граф, диаграмма
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Информационная модель объекта.
Классификация информационных моделей
41
Виды информационных моделей.
Чертежи. Двумерная графика, планы, карты
Виды информационных моделей.
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования
1
Урок изучения новых знаний.
Урок закрепления знаний
Компьютерное моделирование физических явлений (9 класс)
42
Виды информационных моделей.
Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, плакаты, карты
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Графические и табличные информационные модели
43
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
44
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
45
Модели. Построение и исследование геоинформационной модели в ЭТ
Простейшие управляемые компьютерные модели. Построение и исследование геоинформационной модели в ЭТ или специализированной геоинформационной системе
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Моделирование биологических процессов
46
Контрольная работа №4 по теме: «Формализация и моделирование» (20 мин)
1
Комбинированный урок. Урок контроля
V
Хранение информации
5
47
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы с ними
1
Урок изучения новых знаний
Что такое база данных. Реляционная база данных MS Access
48
Ввод и редактирование записей
Ввод и редактирование записей
1
Комбинированный урок
Реляционные базы данных.
Этапы разработки БД MS Access
49
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск записей в БД
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск записей в готовой БД
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Объекты базы данных
50
Поиск, удаление и сортировка данных. Сортировка записей в готовой БД
Поиск, удаление и сортировка данных. Сортировка записей в готовой БД
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Работа со связанными таблицами
51
Работа с учебной БД
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов .Создание записей в базе данных
1
Урок закрепления знаний
VI
Коммуникационные технологии
13
52
Процесс передачи информации, источник и приемник информации
Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств
1
Урок изучения новых знаний
53
Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации
Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс)
1
Урок изучения новых знаний
54
Локальные и глобальные компьютерные сети
Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи
1
Урок изучения новых знаний
Виды компьютерных сетей
55
Электронная почта как средство связи. Правила записи, переписки, приложения к письмам
Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика ЭП, создание и отправка сообщения
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
56
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Путешествие по WWW
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Путешествие по WWW
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Сервис Интернет
57
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Адресация в Интернет
58
Поиск информации
Поиск информации
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Технология поиска информации в Интернете.
Поиск информации в Интернете
59
Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива
Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива с помощью программы-архиватора.
Загрузка файла из файлового архива.
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
60
Компьютерные энциклопедии и справочники
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях. Некомпьютерные источники информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете
61
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
62
Сохранение для индивидуального использования. Контрольная работа №5 по теме: «Коммуникационные технологии» (20 мин)
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из Интернета и ссылок на них
1
Комбинированный урок. Урок контроля
63
Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички
Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов
1
Комбинированный урок. Урок закрепления знаний
64
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы (web-сайта) с использованием шаблонов
1
Урок закрепления знаний
Создание Web-сайта.
Разработка Web-сайта
VII
Информационные технологии в обществе
4
65
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Информационные процессы в обществе
1
Комбинированный урок
Проблемы формирования информационного общества
66
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право
1
Комбинированный урок
67
Этика и право при создании и использовании информации
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов
1
Комбинированный урок
Информационная культура
68
Этика и право при создании и использовании информации
Правовая охрана информационных ресурсов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы
1
Комбинированный урок
69
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
1
Комбинированный урок. Урок контроля
70
Итоговое занятие
1
Урок повторения
1презентации)
2лабораторно-практические работы)
11