- Преподавателю
- Информатика
- Доклад на тему: «Электронная форма учебника»
Доклад на тему: «Электронная форма учебника»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кусраева Н.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад
на тему:
«Электронная форма учебника»
Подготовила:
учитель информатики
МБОУ СОШ с.Виноградное
Кусраева Н.А.
2015-2016 учебный год
Электронная форма учебников (ЭФУ)
В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику.
ЭФУ (электронная форма учебника) - это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя настольного или мобильного компьютера (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).
Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое.Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель. Только он сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников.
Становится актуальным вопрос, а не отвлекут ли электронные учебники детей от учебного процесса? Причин, отвлекающих учеников от учебного процесса, в школе может быть великое множество. К примеру, те же самые мобильные устройства, которые они принесут на урок, или весенние облака, проплывающие за окном. Задача учителя, как и на обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся с использованием электронного учебника, увлечь их, повысить мотивацию и интерес к учебному предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников - только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
-
более компактна - фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
-
более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам;
-
дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами - мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
-
позволяет учителю более полно погрузить учащихся в информационно-образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно-коммуникационных технологий, и реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.
Но не нужно путать цифровую копию учебника от ЭФУ. Цифровой копией учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате pdf. В отличие от электронной формы учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 и реализованной в формате EPUB 3) цифровая копия учебника не содержит электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации. Цифровая копия учебника может приобретаться физическими лицами на любые устройства у партнера издательства, компании Литрес. Привязка купленной цифровой копии учебника осуществляется к устройству, на которое она была скачана (только для компьютера), или к учетной записи Adobe ID. Срок использования цифровой копии учебника не ограничивается.
Индивидуальная образовательная траектория отражает идею индивидуализации - учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся.
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.
Комфортность ЭФУ для учащихся достигается благодаря следующим возможностям:
-
Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.
-
Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.
-
Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.
-
Индивидуализация визуального представления материала - изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности.
-
Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.
Электронная форма учебника полностью соответствует печатной форме. Следовательно, планировать урок можно так же, как и раньше, с учетом методических рекомендаций к использованию традиционного учебника.
Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками. Учитель отбирает ЭОР, которые помогают такорганизовать учебный процесс, чтобы дети были не простыми созерцателями, а активными его участниками. В такой совместной работе каждый ученик может пойти индивидуальным путем, работая с ЭОР, и каждый получает свой результат, который потом можно сравнить с другими и обсудить в классе. Ведь устную речь, обсуждения, дебаты никто не отменял, а ресурсы электронного учебника помогают находить необходимые для дискуссий аргументы и факты.
ЭФУ удобен для учителя:
-
Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.
-
Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.
-
Реализованный в ЭФУ механизм закладок позволяет пользователям (как учителям, так и учащимся) создавать на полях учебника заметки со своими комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен информацией между учащимися (при коллективной работе) либо между учителем и учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока.
-
Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.
-
Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных.
В реальной практике учитель печатный учебник не использует в течение всего урока. Так же и применение электронного учебника не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем.
Одной из моделей использования электронного учебника является гибридный вариант, когда в школе ученики работают с электронной формой учебника, а дома выполняют задания из печатной его формы. К примеру, на уроках естественных наук дети проводят виртуальные лабораторные работы в электронном учебнике, разбирая материал вместе с учителем. Дома же закрепляют пройденное, выполняют домашние задания и создают учебные проекты, пользуясь бумажным учебником.
Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных традиционных и инновационных приемов. Профессионализм учителя заключается в том, чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить его, используя новые формы представления учебного материала.
Возможные варианты электронного учебника
1. Смешанный вариант e-ink электронного учебника
В этом варианте бумажные версии учебников и книг, в которых цвет имеет критическое значение, используются, как обычно, а в качестве электронного учебника используется электронная книга с экраном e-ink, в которую загружаются все остальные школьные учебники и дополнительная литература. В качестве электронных учебников желательно использовать электронные книги большой диагонали, не меньше 8 дюймов (например, PocketBookInkPad 840 или лучше). Использование электронных книг меньших диагоналей нежелательно, но в крайнем случае можно использовать недорогие 6-дюймовые электронные книги, например, PocketBookBasicTouch 624 или аналогичные.
2. Полный вариант e-ink электронного учебника
В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в электронную книгу с цветным экраном e-ink. Технологии производства экранов e-ink в настоящее время не позволяют воспроизводить яркие живые цвета, к тому же, ориентировочная стоимость электронных книг, которые используют такие экраны, очень высока, что неприемлемо для большинства родителей. Примером такой электронной книги является PocketBookColorLux (PB801). Можно подождать некоторое время с целью снижения цены или улучшения цветопередачи, но в ближайшее время революционные изменения в технологии не ожидаются.
3. Полный вариант TFT электронного учебника
В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загруженны в планшет, обязательно с мощной батареей (более 4500 мАч) и желательно большим экраном. На экранах планшетов все цвета воспроизводятся качественно, но сама технология TFT не слишком полезна для детских глаз, к тому же, мало какие планшеты большой диагонали даже с мощными батареями смогут продержаться более 6 часов на одном заряде батареи, чего иногда может быть недостаточно, учитывая постепенное старение батареи.
В этом варианте может подойти, например, недорогой планшет DigmaOptima 10.1 3G. Естественно, что использование брендовых моделей планшетов (Samsung, Asus, Apple и т.д.) предпочтительнее, чем недорогих бюджетных моделей, но их могут позволить себе далеко не все дети и стоит не забывать, что ценные вещи могут элементарно украсть. Также можно использовать смартфон большой диагонали с хорошей батареей, например, KeneksiCrystal.
Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставляется, как правило, на 1 год или на 5 лет.
При переходе из одной школы в другую учащийся сдает в школьную библиотеку свои «бумажные» учебники, которые затем могут быть выданы другому ученику. Аналогично, при уходе ученика из школы его лицензия на работу с ЭФУ освобождается для передачи другому пользователю (учителю или учащемуся этой школы).
В заключении хотелось бы сказать следующее. Несомненно, электронные учебники изменят методику и стиль работы. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.
Приложение 1
Нормативная база
Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. Москва «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников ...»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приложение 2.
shop.akbooks.ru/shop_it.html
Информатика и ИКТ Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА
Источники:
1. efu.drofa.ru/
2. vgf.ru/pedagogu/EFY.aspx
3. prosv.ru/info.aspx?ob_no=42690
4. shop.akbooks.ru/shop_it.html