- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по Информатике и ИКТ 7 класс по УМК Босова Л. Ю
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 7 класс по УМК Босова Л. Ю
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шакуля М.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № _______ от _________2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету
Информатика и ИКТ для 7 класса
на 2015-2016 г
Составитель: учитель Шакуля М.А.
Тюменцево 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, основной образовательной программы и учебного плана МБОУ Тюменцевской СОШ на 2015-2016 год и с учетом авторской программы «Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013». Рабочая программа рассчитана на 35 часов. В учебном плане школы на изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа.
Актуальность. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности.
Специфика. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
-
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
-
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
-
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
-
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
-
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития страноведческих процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Приемы: анализ, синтез, группировка, сравнение, обобщение и систематизация, приемы образного мышления, монолог, диалог, языковая и контекстуальная догадка.
Методы преподавания: исследовательский, поисковый, наглядный, словесно-практический.
Формы организации учебной деятельности.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 7 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Технологии обучения: технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, использование иллюстративного, аудио- и видеоматериалов, технических средств.
Виды деятельности: коммуникативная, учебно-познавательная, игровая, художественная, проектная. Принципиально важная роль отведена в плане участия в проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Формы контроля: устный и письменный опрос, тестирование, разноуровневые задания, самоконтроль.
Критерии оценки:
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса. Практические знания и умения проверяются с использованием соответствующего программного обеспечения и умением его применения, независимо от назначения. Теоретические знания по теме поверяются с использованием тестовых заданий.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в практической работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися умений применять на практике в знакомых и незнакомых ситуациях различное программное обеспечение.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажен, какой-либо пункт в результате выполнения работы;
-
погрешность отражает неточную последовательность выполнения работы, свидетельствующую о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания и умения использования программного обеспечения, определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в выполнении практической работы, не искажающие ее смысла, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся знаний и умений, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении теоретического материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Результаты изучения предмета «Информатика и ИКТ» приведены в требованиях к результатам обучения. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 7 класс
№ п\п
Тема урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Предметные
личностные
Метапредметные (УУД)
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности
при работе на компьютере.
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.
Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности.
Нравственно- этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование
- выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью
2
Информация и еѐ свойства
Информация и сигнал. Виды информации. Свойства
Получить представления об информации как важнейшем
Смыслообразование - адекватная мотивация учебной
Познавательные: смысловое чтение
Коммуникативные: инициативное
-
информации.
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
.
деятельности. Нравственно- этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач
3
Информационн ые процессы.
Обработка информации
информационны е процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации
понимание значимости информационн ой деятельности для современного человека
Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности.
Нравственно- этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: смысловое чтение, знаково- символические действия
4
Хранение и передача информации
информационны е процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приѐмник.
понимание значимости информационн ой деятельности для современного человека
Смыслообразование
- мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Нравственно- этическая ориентация - доброжелательность
, эмоционально - нравственная
Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: смысловое чтение, знаково- символические
-
отзывчивость. Самоопределение - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
действия
5
Всемирная паутина как информационное хранилище
WWW -
Всемирная паутина; Web-
страница, Web- сайт;
браузер; поисковая система; поисковый запрос
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространен ия; развитие чувства личной ответственност и за качество окружающей информационн ой среды
Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности.
Нравственно- этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Регулятивные: планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать результат.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
6
Представление информации
знак; знаковая система; естественные языки; формальные
расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах;
Нравственно- этическая ориентация - навыки сотрудничества в разных ситуациях
Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование -
-
языки формы
представления информации
2)систематизац ия представлений о языке как знаковой системе;
3)установление общего и различий в естественных и формальных языках; 4)систематизация знаний о формах представления информации.
предвосхищать результаты.
Познавательные: знаково- символистические действия смысловое чтение. Коммуникативны е: взаимодейст- вие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников
7
Дискретная форма представления информации
дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода.
Научиться взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций
навыки концентрации внимания
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: взаимодействие
-
- задавать вопросы, формулировать свою позицию
8
Единицы измерения информации
информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объѐм сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос
Самоопределение - готовность и способность к саморазвитию
Регулятивные: осуществление учебных действий - выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция - вносить необходимые изменения и дополнения.
Познавательные: общеучебные - ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь
9
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа
бит; информационны й вес символа; информационны й объѐм сообщения; единицы измерения
Научиться: находить информационн ый объем сообщения
Самоопределение - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Смыслообразование - самооценка
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать
-
информации.
на основе критериев успешности учебной деятельности
установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
10
Основные компоненты компьютера и их функции
компьютер; процессор; память; устройства ввода информации;
устройства вывода информации
Научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки
зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером
Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная, внешняя)
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативны е: инициативное сотрудничество - ставить вопросы
и обращаться за помощью
11
Персональный компьютер.
персональный компьютер;
Научиться давать
понимание
роли компьютеров в
Регулятивные:
целеполагание -
-
системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жѐсткий диск;
внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть;
сервер, клиент
характеристику назначению основных устройств персонального компьютера
жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера
с собственным жизненным опытом.
удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативны е: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль
12
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО; операционная система; архиватор; антивирусная программа
Научиться понимать назначение системного программного обеспечения персонального компьютера
Самоопределение - понимание
роли компьютеров в жизни
современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии программного обеспечения.
Коммуникативные: планирование
-
учебного сотрудничества - слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь
13
Системы программирован ия и прикладное программное обеспечение
программное обеспечение (ПО); прикладное
ПО;
система программирования
;
приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПО
понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера
Самоопределение - понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии программного обеспечения.
Коммуникативны е: планирование учебного сотрудничества - слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь
14
Файлы и файловые структуры.
логическое имя устройства внешней памяти файл;
Научиться: строить графическое изображение
понимание необходимости упорядоченного хранения
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую
-
правила именования файлов; каталог;
корневой каталог; файловая структура;
путь к файлу; полное имя файла
файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации
собственных программ и данных
задачу
в образовательную. Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативны е: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
15
Пользовательск ий интерфейс
пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство
Научиться оперирова
нию компьютерными информационны ми объектами в наглядно- графической форме
понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с
-
содержанием учебного предмета. Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
16
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа
компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл;
каталог; пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство
.
основные навыки
и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационног о пространства
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным
жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды
Регулятивные: оценка - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
.Познавательные: информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников.
Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
-
17
Формирование изображения на экране компьютера
пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB;
глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессо; частота обновления экрана
Научиться выделять инвариантную сущность внешне различных объектов
способность применять теоретические знания для решения
практических задач; интерес к изучению вопросов,
связанных с компьютерной графикой.
Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные - получать и обрабатывать информацию; общеучебные - ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
18
Компьютерная графика.
графический объект; компьютерная графика;
растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов
Научиться правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой
задачи
знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач;
интерес к изучению вопросов, связанных
Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.
Познавательные: общеучебные - узнавать, называть
-
с компьютерной графикой.
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных
предметов. Коммуникативны е: взаимодействие - строить для партнера понятные высказывания
19
Создание графических изображений.
графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы
Научиться подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи
интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные - контролировать процесс и результат деятельности.
Коммуникативны е: планирование учебного сотрудничества - определять общую
-
цель и пути ее достижения
20
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа
пиксель; графический объект; компьютерная графика;
растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор интерфейс графических редакторов
Проверить основные
навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
21
Текстовые документы и технологии их создания
документ; текстовый документ; структурные элементы текстового
Научиться использовать средств информационных и коммуникацион
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
-
документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор; текстовый процессор
ных технологий для создания текстовых документов
квалифицированног о
клавиатурного письма
контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодейст- вие - формулировать собственное мнение и позицию
22
Создание текстовых документов на компьютере
набор (ввод) текста; клавиатурный тренажѐр; редактирование (правка)
текста; режим
вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент;
буфер обмена.
Научиться использовать средства
информационных и коммуникационн ых
технологий для создания текстовых документов
понимание социальной, общекультурной роли в
жизни современного человека навыков квалифицированног о
клавиатурного письма
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные:
общеучебные -
-
выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодейст- вие - формулировать собственное мнение и позицию
23
Прямое форматирование
режим вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент;
буфер обмена.
Научиться использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для создания текстовых документов
понимание социальной, общекультурной роли в
жизни современного человека навыков квалифицированного
клавиатурного письма
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую
задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать
-
собственное мнение и позицию
24
Стилевое форматирование
форматирование; шрифт;
размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал.
Научиться форматировать документ для различных целей
понимание социальной, общекультурной роли в
жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
25
Визуализация информации в текстовых документах
форматирование; стиль;
параметры страницы; форматы текстовых файлов
Научиться стилевому форматировани ю текста для разных вариантов его применения
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного
Регулятивные: целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
-
клавиатурного письма
Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативны е: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль
26
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки;
таблица; графические изображения
Научиться визуализировать информацию
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного
клавиатурного письма
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать
-
собственное мнение и позицию
27
Оценка количественных параметров текстовых документов
программы распознавания документов; компьютерные словари; программы- переводчики
Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
28
Оформление реферата История вычислительной техники
кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита; информационный
Научиться вычислять информационный объем текстового сообщения
способность применять теоретические знания
для решения
практических задач
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и
-
объѐм текста
.
самоконтроль - использовать установленные
правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
29
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.
информационны й объѐм
текста; реферат; правила оформления реферата;
форматирование
.
Научиться создавать и оформлять реферат на компьютере с учетом полученных навыков
понимание социальной, общекультурной роли в
жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать,
-
называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
30
Технология мультимедиа.
текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста;
редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена.
форматирование; стиль;
форматы
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
-
текстовых файлов. кодовая таблица; информационный объѐм текста.
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
31
Компьютерные презентации
технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука;
звуковая карта; эффект движения.
Научиться оценке количественных параметров мультимедийных объектов
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
32
Создание мультимедийной презентации
дискретизация звука;
звуковая карта; эффект движения
-
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
33
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа
презентация; компьютерная презентация; слайд;
шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка;
эффекты анимации
Научиться создавать мультимедийные презентации
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона. Познавательные: информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных
-
источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
34
Основные понятия курса.
компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации
Научиться основным навыкам
и умениям использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Регулятивные: целеполагание - формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативны е: взаимодействие - формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог
35
Итоговое тестирование.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся:
-
Информатика: учебник для 7 класса(ФГОС) / Босова Л.Л.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Литература для учителя:
1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 7 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительная литература:
-
Журнал «Информатика и образование».
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (metodist.lbz.ru)
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы:
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Лист внесения изменений
В связи с тем, что учебный план школы составляет 34 учебные недели, недельный план составляет 1 час - урок № 28 " Оформление реферата "История вычислительной техники" исключить из календарно-тематического планирования.