- Преподавателю
- Информатика
- Программа элективного курса Информационная безопасность (9 класс)
Программа элективного курса Информационная безопасность (9 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гронина Н.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Огромные массивы информации обрушиваются на человека ежедневно через газеты и журналы, радио и телевидение, всевозможную рекламу.
Психологи все чаще употребляют термин "сжатие миром". Плотной стеной мир обступает почти каждого из нас, вынуждая воспринимать информацию вне зависимости от возможностей и желания. Порой информация помогает нам ориентироваться в современном мире, а иногда утомляет и мешает принять правильное решение.
Защита человека от поступающей к нему информации является важнейшей составляющей обеспечения его личной безопасности. Человек должен уметь защищаться от возможных информационных манипуляций.
В условиях информатизации общества высокая информационная культура, обеспечивающая информационную безопасность личности, является необходимостью для успешной деятельности в любой сфере.
Теоретически человек сам может переработать любую информацию, но сделает это гораздо эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информационная культура. Поэтому существует острая потребность общества в организации информационного образования, призванного обеспечить формирование информационной культуры и информационной безопасности личности и общества в целом.
Формируя информационную безопасность личности необходимо выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных манипуляций, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание ее последствий, ее негативного влияния на личность и общество.
Актуальность проблемы воспитания информационной культуры, информационной безопасности обусловлена необходимостью получения знаний, навыков и умений, которыми должен владеть каждый человек в современном, изменяющемся информационном мире. Только личность со сформированной информационной культурой может адекватно реагировать на происходящие в мире процессы. В условиях информатизации общества, всех его структур, высокая информационная культура, обеспечивающая информационную безопасность личности, является необходимостью для успешной деятельности в любой сфере.
Новизна программы состоит в том, что рассматриваются вопросы информационной безопасности, которая является одной из составляющих безопасности личности, а также вопросы информационной культуры личности, которая способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и роли в окружающем мире.
Элективный курс «Информационная безопасность» разработан для расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся, повышения уровня безопасности человека в окружающей его информационной среде.
Программа предназначена для учащихся 9 классов (базовый уровнем знаний, умений и навыков). Объем курса составляет 34 часа (один раз в неделю).
Предложенный материал дополняет образовательные области ОБЖ и информатика, способствует воспитанию информационной культуры обучающихся, формированию информационной безопасности личности, созданию условий для повышения готовности подростков к сознательному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Цель программы - содействие формированию информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности.
Задачи программы:
-
выстроить устойчивые алгоритмы поведения в окружающем информационном мире;
-
развивать способности анализировать и оценивать информацию на достоверность;
-
научить способам защиты информации;
-
расширить представление о правовых и морально-этических нормах в информационной сфере; законодательстве Российской федерации в области защиты информации и авторского права;
-
содействовать воспитанию чувства ответственности за производство и распространение информации;
-
содействовать воспитанию воспитать активной жизненной позицию.
Формы проведения занятий: беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы.
Формы организации деятельности учащихся:
-
самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях,
-
выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек);
-
участие в ролевых ситуациях;
-
поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации).
Форма итогового контроля: проект (презентация).
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся должны:
знать:
-
понятие и угрозы информационной безопасности,
-
уровни защиты информации,
-
меры защиты информации,
-
правовые акты и нормы по защите информации и авторского права,
-
программно-технические меры по защите информации,
-
принципы и приемы сетевой безопасности
уметь:
-
использовать возможности ОС WindowsXP для защиты информации;
-
применять на практике меры профилактики и защиты информации.
Тематическое планирование
№№
Темы занятий
Кол-во часов
Из них
теория
практика
1.
Информация и личность
6
4
2
2.
Информация и здоровье
6
3
3
3.
Информация и компьютер
4
2
2
4.
Информация и общество
5
3
2
5.
Информационная безопасность в сети
4
2
2
6.
Правовые основы обеспечения информационной безопасности
5
3
2
7.
Разработка и защита проекта
4
-
4
Всего:
34
17
17
Содержание тем учебного курса
1. Информация и личность
Информация. Источники информации. Виды информационных воздействий. Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности. Передача информации в условиях вынужденного автономного существования. Роль информации в обеспечении личной безопасности. Уровни и меры защиты информации. Защиты персональной информации. Информация и права потребителя.
2. Информация и здоровье
Влияние информации на здоровье человека. Оценка информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации. Дезинформация. Реклама.
3. Информация и компьютер
Виды угроз для цифровой информации. Программно-технические меры обеспечения информационной безопасности (параметры безопасности, управление доступом). Программно-технические меры обеспечения информационной безопасности (антивирусные программы). Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, свободно распространяемое). Условия использования.
4. Информация и общество
Роль информации в социальных отношениях. Негативные проявления массовой культуры. Информационная безопасность и СМИ. Влияние образной информации на человека. Информационная война. Информационный терроризм.
5. Информационная безопасность в сети
Виды и особенности сетевых информационных угроз. Необходимоть различных форм контроля над информационными пототоками. Программные средства родительского контроля. Обеспечение информационной безопасности обучающихся. Системы контентной фильтрации.
6. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Защита интеллектуальной собственности. Авторское право и тиражирование Криптография и защита информации. ЭЦП и сертификаты. Правовое регулирование в информационной сфере. Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности
7. Разработка и защита проекта
Календарно-тематическое планирование
№№
Темы занятий
Кол-во часов
Дата
по плану
по факту
1. Информация и личность
1.1.
Информация. Источники информации. Виды информационных воздействий
1
1.2.
Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности.
1
1.3.
Передача информации в условиях вынужденного автономного существования
1
1.4.
Роль информации в обеспечении личной безопасности.
1
1.5.
Уровни и меры защиты информации. Защиты персональной информации
1
1.6.
Информация и права потребителя
1
2. Информация и здоровье
2.1.
Влияние информации на здоровье человека.
1
2.2.
Оценка информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Дезинформация. Реклама.
3
2.3.
Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации
2
3. Информация и компьютер
3.1.
Виды угроз для цифровой информации
1
3.2.
Программно-технические меры обеспечения информационной безопасности (параметры безопасности, управление доступом)
1
3.3.
Программно-технические меры обеспечения информационной безопасности (антивирусные программы)
1
3.4.
Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, свободно распространяемое). Условия использования
1
4. Информация и общество
4.1.
Роль информации в социальных отношениях
1
4.2.
Негативные проявления массовой культуры
1
4.3.
Информационная безопасность и СМИ. Влияние образной информации на человека
1
4.4.
Информационная война
1
4.5.
Информационный терроризм
1
5. Информационная безопасность в сети
5.1.
Виды и особенности сетевых информационных угроз
1
5.2.
Необходимость различных форм контроля над информационными потоками.
1
5.3.
Программные средства родительского контроля
1
5.4.
Обеспечение информационной безопасности обучающихся. Системы контентной фильтрации.
1
6. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
6.1.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения
1
6.2.
Защита интеллектуальной собственности. Авторское право и тиражирование
1
6.3.
Криптография и защита информации. ЭЦП и сертификаты
1
6.4.
Правовое регулирование в информационной сфере
1
6.5.
Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности
1
7.
Разработка и защита проекта
4
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература:
-
Попов В. Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Основы информационной безопасности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012.
-
Морозов Н.П., Чернокнижный С.Б. Защита деловой информации для всех. - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2013.
-
Касперский К. Записки исследователя компьютерных вирусов. - СПб.: Питер, 2009.
-
Материалы газеты «Информатика».
Оборудование и приборы:
-
ПК, операционная система Windows или Alt Linux.
-
Пакет офисных приложений MS Office.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).
-
Интернет-ресурсы.
9