- Преподавателю
- Информатика
- Статья Кейс - метод. Информатика
Статья Кейс - метод. Информатика
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадлуева С.С. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Ордынская СОШ №1 им.В.Б. Борсоева
Бадлуева Софья Сергеевна, учитель информатики
Кейс - метод во внеклассной деятельности по информатике
Неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учетом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. В связи с этим школа второй год сотрудничает с Открытым Молодежным Университетом (ОМУ) г. Томска по экспериментальной образовательной программе «Мир моих интересов. Другой взгляд - другой мир», которая направлена на развитие познавательного интереса, начиная с учащихся НОШ. Результатом работы по этой программе является, то что учащиеся НОШ получают начальные навыки по методу-кейс.
К пятому классу у учащихся уже накоплен опыт решения четко и конкретно сформулированных задач, но в жизненных ситуациях часто встречаются задачи, в которых часто условия не видны, а исходные данные не полны. Именно поэтому при организации внеклассной деятельности используем метод - кейса, который позволяет повысить интерес учащихся к создающейся ситуации за счет умения:
-
анализировать ситуацию;
-
разобраться в сути проблемы;
-
предложить лучшие решения и выбрать лучшее из них
Case (англ) - случай, ситуация. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
При организации внеклассной деятельности кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. Она не должна иметь однозначного решения, что позволяет поддерживать интерес учащихся к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся необходимая для анализа и принятия решений информация. Таким образом, дети учатся мыслить образами и представлениями, расставлять реальные, а не формальные приоритеты, изыскивать нестандартные решения, выходить за рамки стандартных условий, по-разному трактовать казалось бы однозначные условия. При этом любое решение признается правильным, то есть мотивация всегда положительная. Метод конкретных ситуаций - разновидность исследовательского процесса и аналитической процедуры. Это технология коллективного обучения, включающаяся процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств учащихся. Для пятого класса мы предлагаем структурированные кейсы. Структурированный кейс - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. По форме мы предлагаем электронный кейс, в который входят:
-
кейс ученика: фотографии. Справки, защита, результаты кросса;
-
кейс учителя: фотографии, защита, самоанализ, оценивание;
Метод кейсов, разработанный в Гарвардском университете, вот уже почти столетие успешно используется в подготовке экономистов/менеджеров высшего звена. Его главные задачи - обучение работе с информацией и принятию решений.
Применение метода - кейса во внеклассной деятельности по информатике:
-
мыслительных и творческих способностей учащихся;
-
помогает формированию ИКТ - компетентности;
Рассмотрим на примере внеклассного мероприятия Фото кросс «Школа глазами домашнего животного»
Рисунок 1. Информация к размышлению
На рис.1 - Ваша ситуация: вы должны составить фото кросс «Школа глазами домашнего животного».
Имеющиеся ресурсы:
-
фотографии собак
-
фотографии кошек
-
40 мин времени
-
Папки со справками
Получена масса разнообразной информации. Она представлена в графическом виде. Вам предстоит глазами животного посмотреть на школу и представить решение ситуации. Оформить в виде презентации и обсудить на веб-форуме. Все это называется фото кроссом. В этой ситуации явный цейтнот и дефицит - как в жизни - это на все не хватит времени и ресурсов.
Задание: сделать фото кросс и защитить свой выбор
Применение метода - кейс позволяет расширить информационно-образовательную среду урока:
-
Гибкость организационной структуры урока осуществляется за счет модулей;
-
Целостность урока осуществляется за счет оптимальных методов и способов обучения;
-
Открытость осуществляется за счет организации работы компьютере, подключенному к Интернету;
-
Вариативность урока за счет различного подбора фрагментов содержания
Литература и ресурсы:
-
Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. casemethod.ru/ ( Электронный ресурс)
-
Прищепа Т.А., доцент, к.п. н. материал для реализации Всероссийского сетевого проекта (Электронный ресурс) planeta.tspu.ru/index.