Разработка конкурса знатоков права

Данное мероприятие «Турнир знатоков государства и права» направлено на создание развивающее пространство учащихся и систематизацию знаний по дисциплине «Право». В данной методической разработке имеется программа и технология проведения, комплект конкурсов. Форма проведения соответствует интересам учащихся, способствует глубокому изучению дисциплины «Право», развитию мышления, осознанию потребности учащихся в интеллектуальном развитии - саморазвитии, умению правильно сориентироваться в конкретной...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

















Методическая разработка


на тему «Конкурс знатоков

государства и права»




Выполнила: Лисюшкина Е.И.



Торбеево

Аннотация

Данное мероприятие «Турнир знатоков государства и права» направлено на создание развивающее пространство учащихся и систематизацию знаний по дисциплине «Право».

В данной методической разработке имеется программа и технология проведения, комплект конкурсов.

Форма проведения соответствует интересам учащихся, способствует глубокому изучению дисциплины «Право», развитию мышления, осознанию потребности учащихся в интеллектуальном развитии - саморазвитии, умению правильно сориентироваться в конкретной ситуации.

Учащиеся в ходе проведения мероприятия оценивают свои знания по дисциплинам «Обществознание» и «Право».

Разработка конкурса знатоков права



ПРОГРАММА

проведения Конкурса знатоков права и государства.

Цели:

  • создать развивающее правовое пространство в системе Конкурса знатоков права и государства;

  • осознать потребности учащихся в интеллектуальном развитии - саморазвитии;

  • стимулировать самостоятельную, творческую и интеллектуальную деятельность;

  • способствовать непрерывному личностно-профессиональному становлению учащихся в развивающем пространстве.

Структура (туры конкурсов):

1 тур - Разминка

2 тур - Страница истории

З тур - Правовой аукцион

  1. тур - Конкурс болельщиков

  2. тур - На приеме у юриста

  3. тур - Мое и наше

  4. тур - Близ-турнир

Норма:

  • правила конкурса знатоков права и государства;

  • владение профессиональной юридической терминологией;

  • соответствие правовых знаний правовым нормам;

  • эффективность коллективных форм работы;

  • творчество;

  • юридическая грамотность речи.

Метод: алгоритм деятельности участников Конкурса (исполнение, коммуникация, рефлексия)

Результат: система способностей учащихся:

1) Исследование:

  • постановка цели на исследование;

  • исследование средств и способов деятельности.

2) Проектировочные:

- проектировать свое участие на различных этапах Конкурса знатоков государства и права;

- составлять программу деятельности;

- подбирать средства для реализации программы деятельности по поставленной проблеме;

3) Исполнительские:

  • принимать активное участие в решении поставленных проблем;

  • ясно, убедительно, аргументировано и юридически грамотно излагать свои мысли;

  • принимать осознанные решения по правовым проблемам;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

4) Коммуникативные:

  • развивать межличностные отношения;

  • определять цели взаимодействия с человеком и коллективом по обсуждаемой проблеме;

  • выявлять свои положительные качества для взаимодействия;

  • устанавливать главные положительные качества партнера.

5) Рефлексия:

  • осознать результат своего участия в Конкурсе и команде;

  • чувствовать себя развивающейся, творческой личностью, обладающей определенным уровнем правовых знаний и правовой культуры;

  • осознать потребность саморазвития в правовом пространстве.

ТЕХНОЛОГИЯ проведения
Конкурса знатоков государства и права

Цели

Действия

Средства

Нормы

Результат. Проектируемые способности сту­дентов

1. Создать

1. Организация це-

Ведущий

Правила и

- поставить цель на

развивающее

левого пространства

Участники

содержание

участия в Конкурсе

правовое

1.1 Представле-

Команды

Конкурса

знатоков государ-

пространство

ние участников

11 а и 11 б класса

знатоков го-

ства и права;

в системе

Конкурса знато-

сударства и

- концентрировать

Конкурса

ков государства и


права

мысли по целям;

знатоков

права

- исследовать сред-

права и госу-

1.2 Выявление их

ства и способы дея-

дарства.

индивидуальных

тельности;

2. Осознать

целей на участие

- проектировать

потребности

в Конкурсе

своё участие на

учащихся в

1.3 Ознакомление

различных этапах

интеллекту-

с правилами и со-

конкурса;

альном раз-

держанием Кон-

- составить про-

витии - са-

курса

грамму деятельно-

моразвитии.

1.4 Выбор спосо-


сти;

3. Стимули-

бов и средств для

- подбирать сред-

ровать само-

реализации це-

ства для реализа-

стоятельную,

лей.

Ведущий

ции программы

творческую и

Участники ко-

деятельности.

интеллекту-

манд 11 а и 11 б класса12 и 13

альную дея-

2. Организация

Соответствие

- Принимать ак-

тельность.

поискового

Приложение 1

ответов по-

тивное участие в

4. Способ-

пространства

Приложение 2

ставленным

решении постав-

ствовать не-

2 тур - Страницы

Приложение 3

вопросам

ленных проблем;

прерывному

истории

Приложение 4

Владение

- Чётко, убеди-

личностно-

3 тур - Правовой аук-

Приложение 5

тельно и юридиче-

становлению

цион

Приложение 6

ски грамотно отве-

учащихся в

4 тур - Конкурс бо-

Приложение 7

юридической

чать на поставлен-

развиваю-

лельщиков

терминоло-

ные вопросы;

щем про-

5 тур - На приёме у

Жюри

гией

- оперировать

странстве.

юриста

Соответствие

юридическими

6 тур - Моё и наше

решений пра-

терминами;

7 тур - Блиц - турнир

вовым нормам Юридическая грамотность речи

- проявлять инди­-
видуальные твор­-
ческие способно­
сти;

- творить идеи,
способы, програм­
му деятельности;

- принимать созна­
тельное решение по
правовым пробле­мам;





- доказывать свою позицию;





- анализировать
ситуацию;

- проявлять знания
правовых дисцип­
лин;

- высказывать
свою позицию.


3. Рефлексивное про-

Ведущий

Взаимообу-

- Осознать свою


странство

Участники кон-

словленность

потребность в ин-



курса

саморазвития

теллектуально-



Болельщики

учащихся целям и со­держанию Конкурса.

познавательном развитии-саморазвитии;

- осознать резуль­
тат своей деятель­
ности;

- найти свою выго­
ду участия в Кон­
курсе;

- чувствовать себя
развивающейся,
творческой лично­-
стью;

- осознать потреб­ность саморазвития в правовом про­странстве.

ТУР 1

«Разминка»

Каждой команде предлагается по 4 вопроса. На обдумывание - 30 секунд. Жюри оценивает точность ответов. За каждый правильный ответ 3 балла.

1. Что такое право? В чем его отличие от морали? (Право - совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством - основное отличие права от морали. Мораль - система принципов и правил, норм поведения, выражающее принятие в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость)

  1. Назовите Основной закон государства (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантию этих прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности).

  2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие)).

  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого (подозреваемого), если он в момент совершения преступления находился в другом месте).

  4. Что такое превышение предела необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, если обороняющий прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось не характером нападения, идеальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжким ранением его).

  5. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).

  6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).

8. Что такое презумпция невиновности? (Положение согласно которому обвиняемый
(подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном
законе порядке).

Приложение 2

ТУР 2

«Страницы истории»

Этот тур посвящен истории права. За правильный ответ дается 3 балла. В случае возникновения затруднений команда обращается за помощью к своей группе, но тогда ответ оценивается на балл ниже.

  1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим).

  1. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (I век н.э. юрист Сабин в Риме).

  2. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до 15 в.? (Римское право).

  1. Что является эмблемой прокуратуры? (Щит и два скрещенных меча).

  2. Старое русское название разбойника с большой дороги? (Тать).

  3. Устаревшее название, объединяющее выслеживание и розыск преступника? (Сыск).

  1. В советский период, преступление, заключающееся в скупке и перепродаже товаров с целью наживы. (Спекуляция)

  1. Земельная собственность в России 10-15 в.в., переходившая по наследству. (Вотчина)

Разработка конкурса знатоков права

Приложение 3

ТУР 3

«Правовой аукцион»

1. Каждая из команд в порядке очереди называет профессии и специальности, связанные с правом, законом. Команда, давшая больше правильных ответов, получает 5 баллов.

2. Каждая из команд в порядке очереди называют ученых-юристов. Команда, давшая больше правильных ответов, получает 5 баллов.

3. Каждая из команд в порядке очереди называет пословицы и поговорки правосудии, законе.

«Обычай старей закона»

«Не долго той земле стоять, где начнут уставы ломать»

«Где закон, там и страх»

«Где закон, там и обида»

За каждую пословицу по 1 баллу.

  1. Разработка конкурса знатоков права

    Каждая команда должна исполнить отрывок из современной песни на правовую тематику. Жюри оценивает оригинальность номера. Высший балл - 5. Приложение 4.1

ТУР 4

«Конкурс болельщиков»

Вопросы команде 11 а класса:

1. Крылов с целью хищения залез в магазин. По его просьбе Савин следил за тем, чтобы никто не помешал краже. Оба были задержаны милицией. Подлежит ли уголовной ответственности Савин?

А) Нет, т.к. Савин непосредственно в краже не участвовал.

Б) Да, т.к. Савин помогал Крылову совершать кражу.

2. Дать правильное определение (значение) к соответствующим юридическим понятиям и терминам:

  1. Криминалист (лицо, обладающее знаниями и приемами для исследования судебных доказательств);

  2. Задаток (способ обеспечения обязательств);

  3. Побои (нанесение множество ударов, не повлекших вреда здоровью);

  4. Пенсия (регулярная денежная выплата гражданину со стороны государства);

5) Депортация (принудительная высылка лиц в другое государство)
За каждый правильный ответ по 1 баллу (учитываются нормы литературной речи).

Приложение 4.2

ТУР 4

«Конкурс болельщиков»

Вопросы команде 11 б класса::

1. Какие из перечисленных действий 17-летнего молодого человека являются преступлением?

  1. самовольно сел в чужую машину и покатался на ней (угон);

Б) на него напали с ножом, он нанес удар обидчику;

  1. нарвал в парке с клумбы цветов;

Г) без надобности остановил стоп-краном поезд.

2. Дать правильное определение (значение) к соответствующим юридическим понятиям и терминам:

  1. адвокат (защитник в суде);

  2. задержание (мера принуждения с целью решить вопрос о причастности к преступлению);

  3. находка (обнаружение потерянной кем-то вещи);

  4. спикер (председатель нижний палаты парламента);

  5. дезертирство (самовольное оставление места службы).

За каждый правильный ответ по 1 баллу (учитываются нормы литературной речи).

Приложение 5.1.

Тур 5

«На приёме у юриста»

(ролевая игра)

Ситуация 1.

«Юрист» сидит за столом, входит «клиент».

Юрист: Пожалуйста, присаживайтесь.

Клиент: Спасибо. Так Вы - юрист?

Юрист: Да, точно.

Клиент: Пришел к вам за помощью.

Юрист: Хорошо, а что случилось?

Клиент: Меня зовут Борис Бездомный. У меня есть проблема.

Юрист: Ну, я Вам могу помочь, наверное.

Клиент: Да, помогите, пожалуйста. Хочу обменять квартиру на дом.

Юрист: Так, расскажите, в чём дело.

Клиент: Хочу вот обменять квартиру в городе на дом в деревне.

Юрист: Очень хорошо. Ну и что?

Клиент: Я думал, что Вы поможете.

Юрист: Я пока не знаю, чем Вам помочь. В чём Ваша проблема?

Клиент: Я же Вам говорю, какой-то Вы непонятливый, меняться хочу.

Юрист: Так что Вам мешает?

Клиент: Так квартира принадлежит и мне, и жене.... И ещё дети в ней живут, и тёща в ней прописана. А дом в другой области, с огородом, с банькой, и жи­вут в нем две старушки-подружки.

Юрист: Это всё довольно сложно. Я вообще-то по уголовным делам рабо­таю. А тут у вас квартиры, тёща, огороды, банька....

Клиент: А что ж я тут сижу.

Юрист: Ну, Вы пройдите к другому юристу.

Клиент: Вот только время потерял....

Юрист: А я, сколько времени потерял. А моё время денег стоит.

Клиент: Сколько же я Вам должен?

Юрист: Ну, так уж и быть, на первый раз считайте, что консультация была бесплатной.

Вопросы.

1. Какие ошибки допустил клиент? (Не сообщил сразу о вопросе, который его интересует, не поинтересовался, занимается ли юрист этими вопросами, собирался платить за консультацию, ко­торой не было).

2. Нужно ли обращаться за юридической помощью с этой проблемой? (Да, участие юриста в проведении сделок с жильём необходимо, чтобы пра­вильно подготовить и оформить все документы, что не нарушить прав проживающих, чтобы самому не остаться без жилья или денег).

3. К какой отрасли права относиться проблема? (Гражданское право, которое регулирует договоры мены и общие вопросы сделок с недвижимостью).

4. К кому вообще можно обращаться за юридической помощью с этой про­блемой? (К юристу, специализирующемуся на сделках с недвижимостью; в агентство недвижимости, где работают специалисты юристы и консультанты; в государ­ственные органы - бюро регистрации сделок с недвижимостью, земельный коми­тет, местная администрация; к нотариусу по вопросу оформления договора).

Высший балл оценки данного конкурса - 10 баллов.

Приложение 5.2.

Тур 5

«На приёме у юриста»

(ролевая игра)

Ситуация 2.

«Юрист» сидит за столом, входит «клиент».

Клиент: Вот получил повестку - гражданин Свирепый вызывается к следователю? Похоже, тут не обойтись без адвоката.

Юрист: Дайте-ка, посмотрим повестку. Вас, в каком качестве приглашают, как свидетеля или....

Клиент: Вот именно, что или.... Подозревают меня. А Вы, по каким делам работаете?

Юрист: Я адвокат, защищаю клиентов на предварительном следствии и в суде. Защищал обвиняемых в разных преступлениях, но особо специализиру­юсь по делам о хищениях.

Клиент: А как насчет краж?

Юрист: Кража - это как раз и есть тайное хищение.

Клиент: Тогда будьте моим адвокатом. Завтра в десять у следователя (встаёт и собирается уходить).

Юрист: Хорошо, я буду Вас защищать, только надо заключить соглашение (достаёт лист бумаги).

Клиент: Давайте быстрее, подпишу. Только завтра не опаздывайте (подпи­сывает бумагу и идёт к двери).

Юрист: (читая соглашение): Ну что ж, до свиданье. Соглашение заключили. Оплата по обычному тарифу...

Вопросы.

1. Какие ошибки допустил клиент? (Не оговорил вопрос об оплате, подписал соглашение, не читая).

2. Нужно ли обращаться за юридической помощью с этой проблемой? (Да, при вызове к следователю всегда полезно проконсультироваться у адво­ката, даже если Вы не обвиняемый или подозреваемый в совершении пре­ступления, а свидетель или потерпевший. Все эти лица имеют свои много­численные права и обязанности, которые Вам может разъяснить адвокат).

3. К какой отрасли права относиться проблема (Уголовный процесс и уголовное право).

4. К кому вообще можно обратиться за юридической помощью с этой про­блемой? (К адвокату в юридической консультации, в общественную приёмную, в правовую организацию).

Высший балл оценки данного конкурса - 10 баллов.

Приложение 6.

Тур 6

«Моё и наше»

Предлагаются наборы перемешанных карточек, где указаны различные виды имущества. Требуется разложить их в стопки:

а) совместная собственность: «Наше»

б) имущество, являющееся собственностью каждого из супругов: «Моё».

«Наше»

Доходы супруга от трудовой деятельности (во время брака); доходы супруга
от предпринимательской деятельности (во время брака); гонорар за книгу суп­руга (во время брака); пенсия супруга (во время брака); пособие по безработи­це; дом, приобретённый сообща; доля в уставном капитале фирмы.

«Моё»

Машина, приобретённая до вступления в брак; телевизор, подаренный мне во время брака; туфли жены, приобретённые из общих доходов семьи; пальто мужа, купленное сообща.

Каждый правильный выбор оценивается в 1 балл.

Наивысшее количество баллов за тур - 11 баллов.

Приложение 7.

Тур 7

«Блиц-Конкурс»

За каждый правильный ответ, опередившая команду - соперницу команда по­лучает 1 балл.

  1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор).

  2. Мошенничество, обман, сомнительная сделка (афера).

  3. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путём угроз и насилия (рэкет).

  4. В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела (детектив).

  5. Морской разбойник (пират).

  6. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права (истец).

  7. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий (понятой).

  8. Государственное преступление, особо опасное, выражающееся в похище­нии, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну (шпионаж).

  9. Выборный или назначенный представитель государства, организации, коллектива (делегат).

10.Увольнение с государственной службы (отставка).

11. Отмена или смягчение уголовного наказания (помилование).

12.Нападение с целью хищения чужого имущества (разбой).

13. Ложное изображение болезни (симуляция).

14.Расторжение брака (развод).

15.Главный город государства (столица).

16.Продукт деятельности, предназначенный для продажи и обмена (товар).

17. Предания о поступках и высказываниях Мухаммеда (сунна)

  1. Акт, издаваемый главой государства (указ).

  2. Система ставок платы за различные услуги (тариф).

  3. Обособленное подразделение юридического лица (филиал).

РЕФЛЕКСИЯ

на осознание учащимися

ТУРНИРА ЗНАТОКОВ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

... Турнир мне понравился, в нём учащиеся показали свои знания по вопросам государства и права...

... Из всех проведённых на Неделе мероприятий мне запомнился Турнир знатоков. Это мероприятие было очень познавательным ...

... В Турнире знатоков государства и права я принимала активное участие. Игра была очень напряжённой. Противоположная команда 11 а класса была слабее и неуверенная в знаниях и действиях...

... К Турниру велась предварительная самостоятельная подготовка учащихся по изучению дисциплины «Право». Команде 11 а класса не хватило знаний для победы...

... Турнир прошёл замечательно. Участники и зрители получили удовольст­вие от игры. Были составлены интересные задания, на которые не так легко было и ответить...

... Команда 11 б класса своей уверенностью, активным участием и оптимиз­мом добились победы...

© 2010-2022