Разработка урока по информатике на тему Представление информации в форме таблицы (5 класс)

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМЕ ТАБЛИЦ

5 класс

БОРОВИК ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

учитель информатики

МКОУ ШР «СОШ №1»

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока информатики в 5 классе по учебнику Информатика. 5 класс. Босова Л.Л. Босова А.Ю., Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год. Разработка урока составлена с учетом ФГОС. Урок показывает детям важность представление информации в форме таблиц, как одной из форм обработки информации. Развивает логическое мышление, память, внимание, познавательные и информационные способности, речь; прививает любовь к предмету.

Разработка урока поддерживается средой презентацией Microsoft PowerPoint.

Введение

Предлагаемый вариант проведения урока позволит наглядно и интересно познакомить учащихся с формой представления текстовой информации. На данном уроке использование учебных заданий помогает преподавателю наиболее эффективно развивать у учащихся информационно-коммуникативную культуру. Использование интереса подростков к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием позволяет повысить интерес к изучению естественнонаучных дисциплин. Предлагаемый подход в методике подбора и формирования учебного материала не отменяет традиционный способ, а только обогащает его. Урок с использованием ИКТ значительно актуализирует резервные возможности учеников. Смена функций, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей.


Основная часть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс

5

Авторы учебника

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Предмет

Информатика

Тема урока

Представление информации в форме таблиц

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Урок-исследование

Цель (для учителя)

Создание условий для формирования представлений о таблице как удобной формы структурирования определенной текстовой информации.

Цель (для учащихся)

Исследовать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации;

создать условия для формирования навыков представление информации в форме таблиц, построения и заполнения.

Задачи

Образовательные:

создать условия для формирования представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой информации;актуализировать умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.

Развивающие:

способствовать развитию: умения сравнивать и обобщать;долговременной и кратковременной памяти;

произвольного внимания;диалогической речи.

Воспитательные:

воспитывать познавательную активность, умение работать сообща в парах;

Результаты

Предметные:

- получить представление о структуре таблицы;

- в результате практической деятельности и наблюдений научиться создавать простые таблицы;

Метапредметные:

- умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации;

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к табличной форме представления информации

- формировать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Регулятивные:

-определять цель выполнения заданий;

-контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Познавательные:

- осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение объекта;

-применяют таблицы для представления разного рода однотипной информации с использованием компьютерных средств;

Коммуникативные:

-проявляют активность во взаимодействии друг с другом в совместном решении задач;

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Информатика. 5 класс», Босова Л.Л. Босова А.Ю., Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год.

Компьютерная презентация (Приложение 1)

Технологии

Технология проблемно-поискового обучения

Технология воспитания в процессе обучения

Здоровьесберегающая технология

Методы и приёмы

Наглядный, практический, исследовательский

Формы работы

Фронтальная, парная, индивидуальная

Структура и содержание урока:

Этапы урока

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Личностные:самооценка готовности к уроку

Метапредметные:учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу

- Добрый день ребята!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение!

2.Актуализация знаний

Личностные: умение видеть и признавать свои ошибки

Метапредметные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

Предметные: знание инструментов форматирования в текстовом редакторе

Организует учебное задание, направленным на формирование личностного смысла и начальных форм рефлексии

Воспринимают задание, анализируют, выполняют, проверяют, оценивают,

делают вывод.

Организация беседы с классом

Вопросы:

- Чтоб вы понимаете под текстовым документом?

- Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере?

- Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?

- Для чего необходимо осуществлять форматирование текста?

- Выполните задание 1 (Приложение 2).

- Проверьте правильность выполнения (Приложение 1 слайд 1)

3. Постановка учебной задачи.

Регулятивные: умение формулировать проблему, тему, цель урока.

Метапредметные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

Предметные: умение работать с текстовым документом

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока;

Организует учебное задание, направленное на приобретение и интеграцию знаний

Воспринимают задание, анализируют, выполняют, отвечают на вопросы, делают вывод.

Организация беседы.

Предлагает учащимся выполнить задание 2 (Приложение 3) и ответить на вопросы.

- Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам приходилось перечитывать это текст несколько раз.

- Сколько раз вы читали данный текст?

- В какой форме можно представить данную информацию, чтобы быстро ответить на все вопросы?

- Предлагается познакомиться с таблицей и ответить на те же вопросы.

- Откройте учебник на с.65, рассмотрите таблицу, содержащую эту информацию. (Приложение 1 слайд 2)

- Ответь те на вопросы?

- Когда вы отвечали быстрее?

- С чем легче было работать: с текстовой информацией или с таблицей?

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Приложение 1 слайд 3)

- Поставьте для себя цели: хочу узнать…; могу узнать… на этом уроке.

4.Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения

Предметные: умение применять знания в жизненной ситуации

Формирование представлений о таблице, как одной из наглядных форм представления информации


Отвечают на вопросы




Организация беседы с классом

- Подумайте, где вы в жизни встречаетесь с таблицами? Расскажи, где используют? (Приложение 1 слайд 4, 5)

На экране выводятся примеры таблиц:

  • Общешкольное расписание,

  • календарь погоды,

  • таблица умножения,

  • таблица Менделеева,

  • вышивка крестиком,

  • игра «Морской бой».

  • склонения имен существительных

Рассказывают, где используют;

- Назовите преимущества таблицы. (Приложение 1 слайд 6)

Краткости, наглядности и удобству обработки информации с помощью таблиц;

5. Изучение новых знаний и новых способов деятельности

Предметные: основные элементами таблицы

Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения

Предметные: умение применять знания в жизненной ситуации

Формирование представлений о структуре таблицы, как одной из наглядных форм представления информации

Воспринимают задание, анализируют, выполняют, отвечают

- Как устроена таблица?

- Просмотрите видеоролик. (Приложение 4)

- Назовите основные части таблицы? (Приложение1 слайд 7)

- Назвать элементы таблицы: Медальный зачет «Олимпиады - 2014». (Приложение 1 слайд 8)

- Какие заголовки можно дать графам таблицы:

(Приложение 1 слайд 9)

а) «Ученики нашего класса»;

б) «Имя существительное»;

в) «Домашняя библиотека»?

6. Первичная проверка понимания

Познавательные: умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы в паре; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: умение применять знания на практике

Организует учебное задание, направленное на формирование навыков коммуникации

Воспринимают задание, анализируют, выполняют, делают вывод.

Предлагает учащимся выполнить задание 3 (Приложение 5).

7.

Физминутка

Личностные: снятие физического и эмоционального напряжения.

Контролирует выполнение упражнения

Выполняют упражнение

youtube.com/watch?t=68&v=8wwfctNx0GI

8. Первичное закрепление

Личностные: умение выбирать действия по достижению цели

Метапредметные: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Организует учебное задание, направленное на приобретение и интеграцию знаний


Воспринимают задание, анализируют, выполняют, отвечают, делают вывод.

Подумайте над алгоритмом преобразования текстовой информации в табличную. (Приложение 1 слайд 10)

Алгоритм

  1. Внимательно прочтите текст.

  2. Выделите в тексте объекты и их значения. Определите количество столбцов и строк.

  3. Начертите таблицу с определенным количеством граф.

  4. Впишите названия строк и столбцов.

  5. Заполните графы данными

9. Компьютерный практикум.

Личностные: умение выбирать действия по достижению цели

Метапредметные: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные: умение применять знания на практике

Организует выполнение компьютерного практикума. Проводит инструктаж

Воспринимают задание, анализируют, выполняют, отвечают, делают вывод.

Практическая работа №9 (Приложение 6)

10. Информация о домашнем задании.

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания его выполнения

Записывают задание в дневник

§9 (1); РТ: №120, №124 (Приложение 1 слайд 12)

11. Подведение итогов занятия.

Оценивание.

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные: умение сравнивать, делать выводы

Предметные: применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.

Оценивание учащихся.

Высказываются. Оценивают свою работу.

(Приложение 1 слайд 13)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Сегодня на уроке я научился…

Я хотел бы еще узнать…

Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.


Заключение

Это урок ознакомления с новым материалом. Урок плотный по интеллектуальной нагрузке: ученикам нужно систематизировать материал прошлых уроков, обобщить собственный опыт и освоить новую тему. В ходе практической деятельности ученики самостоятельно добывают новые знания, создавая свои образовательные продукты, что обеспечивается за счет применения на уроке системно - деятельностного подхода.

Логика урока линейная: осуществлён плавный переход от одного этапа урока к другому.

На уроке решаются проблемы, построенные на удивлении и затруднении. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность: в течение урока они анализируют, сопоставляют, делают выводы.


Список использованной литературы

  1. Информатика: учебник для 5 класса Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. , М., БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2013г.

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. /Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера, М. Лаборатория Базовых Знаний, 1999г.

  3. Информатика и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Интернет - ресурс:

  1. Электронное приложение к учебнику Информатика 5 кл.:metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

  2. Физкультминутка -youtube.com/watch?t=68&v=8wwfctNx0GI



7



© 2010-2022