Древние носители информации

Тип урока: объяснение нового материалаЦели урока: Образовательные:-         закрепление знаний учащихся о хранении информации;-         формирование понятия об основных видах носителей информации, как о материальном объекте;-         дать представление о древних и современных (бумаге) носителях информации.Развивающие:–         развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;–         развитие у школьников навыков самостоятельной работ... Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Древние и современные носители информации, «Информатика и ИКТ»: учебник для 5 класса Л. Л. Босова.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Древние носители информации»

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний учащихся о хранении информации;

  • формирование понятия об основных видах носителей информации, как о материальном объекте;

  • дать представление о древних и современных (бумаге) носителях информации.

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся - умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;

  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;

  • воспитание дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Древние и современные носители информации, «Информатика и ИКТ»: учебник для 5 класса Л. Л. Босова.

Ход урока

1 Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

2 Актуализация данных

  • Какие виды информации вы знаете? (Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация);

  • А с помощью чего мы получаем информацию? (С помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния);

  • Где хранится полученная вами информация? (в памяти);

  • Весь объём полученной информации вы всегда помните? (Человек не может долго хранить большие объёмы информации в памяти);

  • Как из такой ситуации выходит человек? (Для этого существуют записные книжки, словари, энциклопедии, справочная литература, книги);

  • Которые называются? (Внешним хранилищем информации, или долговременной памятью);

  • Давайте с вами вспомним, чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества, в отличии от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования);

  • Где мы можем подробнее познакомиться с такими знаниями? (Эти знания представлены в книгах, запечатлены в картинах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров);

3 Сообщение темы и цели урока

Для того чтобы хранить большой объём информации человеку нужно внешнее хранилище, т.е. внешняя память. Давайте сегодня на уроке мы с вами выясним, какие объекты способны на большой срок сохранить любую информацию. Изучив тему «Древние и современные носители информации» мы с вами в конце урока ответим на этот непростой вопрос. А знакомить вас новым материалом поможет презентация «Древние и современные носители информации» (Слайд № 1).

4 Теоретическая часть урока

Давайте перенесёмся с вами в то время, когда первобытные люди жили в пещерах (Слайд № 2).Какой информацией хотелось бы поделиться в то далёкое время? Давайте с вами узнаем об этом из [3] § 1.4 на стр. 17. (Чтение текста учениками по предложению 1 абзаца). Итак, мы с вами узнали, что пещерные люди использовали в качестве носителей информации камни (Слайд № 3). Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов какого-то алфавита. Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки (Слайд № 4). И камень сменил более легкий носитель - глиняная дощечка (Слайд № 5). На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. И человек стал использовать более долговечный носитель информации - это деревянная дощечка (Слайд № 6). Но и этот носитель не был удобен, когда дощечка усыхала, информация была непригодна для чтения. Людям требовались новые материалы-носители: лёгкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.

Из той информации, которую вы сейчас получили, как вы поняли понятие «Носитель информации»? (Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки). А более подробное определение звучит так, «Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации» (Слайд № 7).

Мы с вами закончили беседу о том, что людям требовались новые материалы-носители. Давайте с вами перенесёмся в другую точку нашей планеты Египет и узнаем, чем он так знаменит (Слайд № 8). Продолжаем читать §1.4 на стр. 17. (Чтение текста учениками по предложению 2 абзаца). Из информации, которую вы сейчас прочитали можно сказать, что египтяне в III веке до н.э. нашли способ для нанесения информации на лёгкие, компактные и удобные для транспортировки носители (Слайд № 9). Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Древние книги назывались свитками (Слайд № 10). В Москве, в Государственном музее имени А.С. Пушкина (Слайд № 11) хранится свиток длиною более 5 метров, в котором содержится, а что содержится, вы найдёте, прочитав §1.4 на стр. 18 в 3 абзаце. Так что было в этом 5-ти метровом свитке? (Решение 25 математических задач).

Кроме использования папируса для нанесения информации, люди много веков составляли документы на таком носителе, как пергамент (Слайд № 12). Из чего он состоял, давайте с вами узнаем из следующего абзаца (Чтение текста учениками по предложению 4 абзаца). Итак, использовался ещё один носитель для информации, и этот носитель был более прочен и долговечен, чем папирус.

В Древней Руси использовался такой носитель информации, как береста (Слайд №13). Что можете сказать об этом носителе? (Неудобен в использовании, усыхает, ломается, занимает много места при транспортировки).

Теперь нас ждут с вами на Востоке, когда там научились ткать шёлк, то его стали использовать не толь для шитья одежды, но и для письма (Слайд № 14).

Все ребята перечисленные носители информации были либо недолговечны (глина), дороги в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобны в использовании (шёлк, береста) (Слайд № 15).

И вот на смену этим носителям информации приходит такой носитель, который мы с вами используем и по сей день. Это? (Бумага) (Слайд № 16). Давайте с вами прочитаем последний абзац §1.4 и узнаем, как и где появилась технология изготовления бумаги (Чтение текста учениками по предложению 5 абзаца). Давайте, с вами перечислим все достоинства бумаги, как носителя информации (дешёвая при изготовлении, т.к. вырабатывается из тряпья и древесины; тонкая, прочная, долговечная, удобная при транспортировки, не занимает много места и на бумагу можно наносить знаки и рисунки с помощью разноцветных красок) (Слайд № 17).

5 Практическая часть урока

А сейчас, давайте с вами, выполним задание на стр. 19 № 4. Нужно на примерах указать носитель и форму представления информации. Давайте с вами разберём 2 примера: носитель (бумага), пример (Письмо другу), форма представления информации (текстовая информация); носитель (CD-диск), пример (песня «Тучи»), форма представления (звуковая информация). Примеры практической работы мы с вами разобрали, теперь вы приступаете к работе самостоятельно. Всю работу выполняете в своей тетрадке. Внимательно ещё раз прочитать задание и приступить к выполнению. (После выполнения, тетради сдают учителю, для анализа выполненной работы).

6 Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени, побывали в разных уголках нашей планеты, узнали технологию изготовления разных носителей информации, их свойства и характеристики. Ответили на главный вопрос, «Какие объекты способны на большой срок сохранить любую информацию». Давайте с вами ещё раз перечислим все носители информации, начиная с первых (камень, глина, папирус, пергамент, береста, шёлк, бумага) (Слайд 18). Молодцы, ребята, сегодня на уроке активно с вами поработали. Самым активным ребятам выставляются оценки в журнал и дневник. Объявляются оценки по заданию и раздаются тетради.

7 Домашнее задание

О носителях информации 20 века вы узнаете на стр. 113 в [3] §3.2.



© 2010-2022