• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.А. Зверева, медицинский колледж железнодорожного транспорта ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»


Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи

Я.А. Каменский

Применение информационных технологий становится одним из самых важных востребованных профессиональных навыков медицинского работника. Для жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой. Умение использовать информационные технологии и применять прикладные программные средства, владение коммуникативной культурой становится необходимым и главным условием успешности.

Профессиональное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры, отвечать задаче научно-технического прогресса. Прямое влияние на содержание медицинского образования имеет и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, их интеграция с производством.

В последнее десятилетие меняется отношение к информатике. Она постепенно становится одной из ведущих учебных дисциплин, которая вносит решающий вклад в формирование современной системно-информационной картины мира. Многие ведущие специалисты, например А.Г. Гейн, в предмете информатика выделяют мировоззренческий и технологический компоненты. Мировоззренческий компонент приобретает гуманитарный характер, что соответствует взгляду на информатику как на "латынь современной науки". Кроме того, мировоззренческая ориентация информатики позволяет актуализировать многочисленные межпредметные связи этого курса с другими дисциплинами, придать ему системный характер, что, в конечном счете, ведет к повышению эффективности преподавания информатики в образовательных учреждениях медицинского профиля.

Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки студентов.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным дисциплинам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждой дисциплины.

Межпредметные связи (междисциплинарные) - условия формирования единой системы знаний и умений студентов, что позволяет адекватно воспринимать общество, производство, а также определять сферу своей профессиональной деятельности в будущем, знания разных областей наук на уровне использования информации.

Новые цели образования приводят к возрастанию роли дисциплин Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программой предусматривают обладание медицинскими работниками общей компетенции - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

При работе по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования в Медицинском колледже железнодорожного транспорта ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения» на практических занятиях по дисциплинам Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности задания формируются с учетом требований к обладанию будущими специалистами общими и профессиональными компетенциями и способностями каждого студента. Это позволяет развивать активную познавательную, творческую и профессиональную деятельность студентов. При выполнении заданий студенты используют знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин (Основы латинского языка с медицинской терминологией, Фармакология, Анатомия и физиология человека, Основы микробиологии и инфекционная безопасность, Первая медицинская помощь и т.д.) и профессиональных модулей (Младшая медицинская сестра по уходу за больными, Изготовление съемных пластинчатых протезов или Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний) не просто по отработанному алгоритму, а вводят в работу творческое начало.

В результате у студентов развиваются пытливость, логическое мышление и информационная культура, они приобретают навыки самостоятельного выполнения различных информационных профессиональных задач на всех этапах медицинского обслуживания.

В текстовом редакторе MS Word студенты получают практические знания и навыки редактирования текста при выполнении конкретных заданий, подготовленных в электронном виде с учетом междисциплинарных связей. Форматирование текста отрабатывается в процессе подготовки бланка рецепта формы №107/у. Студенты овладевают практическими умениями работы с рисунком в текстовом процессоре при подготовке схемы "Пути введения лекарственных средств" ("Схема организации личной гигиенической процедуры в полости рта") и подготовке рисунка "Иерархия потребностей человека по А.Маслоу". Освоение методов представления информации с помощью таблиц в Microsoft Word осуществляется при создании таблиц по образцу "Классификация мышц", " Типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях", ("Основные и вспомогательные этапы индивидуальной гигиены полости рта") и т.д.

Навыки работы при выполнении простейших упражнений: ввод чисел, формул и текста в электронных таблицах MS Excel студенты получают при использовании данных таблицы "Повозрастные показатели фертильности". Средствами электронных таблиц Microsoft Excel студенты осваивают методы эффективного представления медицинской информации путем построения и оформления диаграмм, оценивают динамику заболеваний в разных возрастных группах населения, выполняют построение температурной кривой, работают с простейшими базами данных.

В системе Microsoft Access студенты разрабатывают базу данных «Медицинская карта стационарного больного» на основании Карты стационарного больного (форма №003у). Работая с данной базой, будущие специалисты учатся осуществлять быстрый поиск необходимой информации, выполнять запросы, готовить отчеты о пациентах, находящихся в стационаре, что позволяет им получить навыки по составлению картотек, сбору статических данных по определенным параметрам.

При изучении программы Microsoft PowerPoint используется проектный метод. В процессе работы над проектами студенты создают электронные презентации по различным темам общепрофессиональных дисциплин (основы микробиологии и иммунологии, фармакология, основы патологии и т.д.). При подготовке презентаций используются нестандартные подходы, подборка материала осуществляется студентами самостоятельно из различных информационных источников.

При изучении темы «Интернет. Информационно-поисковые и автоматизированные системы обработки данных» студенты учатся принципам работы в глобальной сети Internet и с поисковыми системами, активно просматривая медицинские ресурсы сети, овладевают умениями пользоваться электронной почтой. Будущие медицинские работники на практических занятиях под руководством преподавателя создают свои Web-сайты и наполняют их информацией по общепрофессиональным дисциплинам. В справочно-информационной системе «Консультант Плюс» студенты работают с нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских работников (документ по номеру Приказа №720 Минздрава РФ от 31.07.1978 г., документ по названию: "О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране", действующие документы, по примерному содержанию документа "ВИЧ-инфекция"). На данном занятии большое внимание уделяется воспитанию правовой профессиональной и информационной культуры будущего специалиста.

Используемая мной методика ведения занятия позволяет студентам усвоить работу по организации размещения, хранения, обработки, поиска и передачи информации, проводить антивирусную профилактику информационной базы, пользоваться сетевыми технологиями обработки информации.

Особое внимание уделяется разделам медицинской информатики в объеме, позволяющем решать простейшие задачи и, при необходимости, более сложные с использованием дополнительной литературы. Рассматриваются возможности пакетов, которые используются при решении типичных медицинских задач.

В результате выполнения практических работ по дисциплинам Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности, при взаимопроникновении информатики в дисциплины профессионального цикла, студенты развивают логическое мышление, приобретают умение систематизировать полученные знания, формируют профессиональные навыки, необходимые специалисту среднего звена в сфере здравоохранения.

При массовой компьютеризации и информатизации учреждений здравоохранения весьма актуальна задача подготовки средних медицинских работников, владеющих новейшими информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности.

Литература:

1. П.А. Душенков, Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Двойников, Н.А. Петрова, И.А. Левина. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Учебное пособие. М., 2009.- 103 с.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Интернет-журнал «Эй-дос». 2005. - 10 сентября. - eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

3. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях, - М., 2006.- 95 с.

4. Теория и практика преподавания математики и информатики. Вып. 2. Сборник методических статей./Отв. Ред. Пудалов И.Г. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2001 - 160 с.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.


© 2010-2022