РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования по профессиям НПО: 100701.01 Продавец, контролер-кассир. Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда; Продавец продовольственных товаров  3-4 разряда; Кассир торгового зала 2-3 разряда. Форма обучения: очная (дневная). Нормативный срок обучения: 2 года и 5 мес. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 65»

Утверждаю:

зам. директора ОУ

Панфилова О.В.

__________________

«__» ________ 20__ г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и икт


для профессии начального профессионального образования

100701.01 Продавец, контралер-кассир

Квалификация:

Продавец непродовольственных товаров 4 разряда;

Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда;

Кассир торгового зала 2-3 разряда.

Форма обучения: очная (дневная).

Нормативный срок обучения: 2 года и 5 мес.



Седельниково - 2013 г.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент; рецензенты: Кирюхин В.М., доцент МИФИ, кандидат технических наук, Гаврилова С.А., зам. начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук, Пех З.Н., старший методист отдела информационных и образовательных технологий ГОУ ДПО учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы).

Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования по профессиям НПО: 100701.01 Продавец, контралер-кассир

Организация-разработчик:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище №65»

Разработчики:

Пьянкова Наталья Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям начального профессионального образования: 100701.01 Продавец, контралер-кассир

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл общеобразовательной подготовки

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 43 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

133

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

60

контрольные работы

3

зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:


  • практические задания

  • создание мультимедийных презентаций

  • разработка и оформление кроссвордов

  • оформление памятки

  • решение задач и упражнений

  • составление кластера

  • составление теста

  • разработка викторины

  • подготовка сообщения

  • создание плаката-схемы

16

6

3

4

2

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Входной контроль

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Техника безопасности в кабинете информатика.

2

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека

8

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества

Содержание учебного материала

2

Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

1

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека

Содержание учебного материала

2


2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практические занятия

  1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

2











Самостоятельная работа

Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества»

Подготовка сообщения по теме «Умный дом»

2

Раздел 2. Информация и информационный процессы

39

Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации

Содержание учебного материала

4

Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Представление информации в двоичной системе счисления.

2

Практические занятия

  1. Измерение информации

  2. Представление информации в различных системах счисления.

4


Самостоятельная работа

Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления».

2

Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера

Содержание учебного материала

4

2

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.

Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования

Практические занятия

1. Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы.

2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой

3. Тестирование готовых программ с циклической структурой

4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

8


Содержание учебного материала

2

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2

Практические занятия

1. Создание архива данных и работа с ним.

4


Самостоятельная работа

Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация»

Составление кластера по теме «Цифровые носители информации»

6

Тема 2.3 Управление процессами

Содержание учебного материала

2


2

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением.

Практические занятия

2


1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ.

Самостоятельная работа:

Создание презентации теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности).

4

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы »

Зачет

2

Итого за 1 курс

40

2 курс


Тема 3.1Архитектура персонального компьютера.

Содержание учебного материала

2


Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров.

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности.

2


Практические занятия

  1. История компьютера. Работа с программным обеспечением.

  2. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

  3. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование.

2

Самостоятельная работа:

Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»

Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером»

4

Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации.

Содержание учебного материала

2

Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

Защита информации.

2

Практические работы

2


Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий»

2

Самостоятельная работа:

Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы»

Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.

4

Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

43


2

2

Информационные системы и автоматизация информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.

Практические занятия:

  1. Использование систем проверки орфографии.

  2. Форматирование документов.

  3. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов.

6

Самостоятельная работа:

Составление викторины «Информационные системы»

Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата»

5

Содержание учебного материала

2

2

Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах.

Практические занятия:

  1. Создание и редактирование растровых графических изображение

  2. Создание и редактирование векторных графических изображений.

  3. Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования.

6

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности»

Разработка презентации по теме «Моя профессия»

5

Содержание учебного материала

4

Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

2

Практические занятия:

  1. Технология обработки числовой информации.

  2. Использование стандартных функций. Адресация.

  3. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков.

4

Самостоятельная работа:

Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности)

4

Содержание учебного материала

2

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

Практические занятия:

  1. Создание однотабличной базы данных.

  2. Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных

2


Самостоятельная работа:

Практическое задание. Работа с базой данных.

3

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

20


Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях.

Содержание учебного материала

2

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети.

2

Практические занятия

  1. Локальная компьютерная сеть

2


Самостоятельная работа:

Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей»

2

Содержание учебного материала

2


Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2


Практические занятия:

  1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

  2. Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных.

  3. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

  4. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.

4



Самостоятельная работа:

Практическое задание по теме «Электронная почта»

Составление памятки «Технология общения в Интернете»

Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете»

2

Дифференцированный зачет

2

Итого за 2 курс

50

Всего

133

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;

  • аудиторная доска для письма;

  • компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

  • запирающийся на ключ шкаф для хранения оборудования.

  • шкаф для хранения сумок и рюкзаков учащихся

3.1.2. Технические средства обучения:

  • мультимедиа проектор с экраном;

  • персональный компьютер - рабочее место учителя;

  • персональный компьютер - рабочее место обучающегося1;

  • лазерный принтер;

  • сканер;

  • цифровой фотоаппарат;

  • устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники2

3.1.3. Программные средства.

  • Операционная система Windows ХР, Windows 2000.

  • Операционная система Linux.

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер Соло.

  • Интегрированное офисное приложение Мs Office 2000,2003, 2007.

  • Пакет программ OpenOffice.org.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  • Мультимедиа проигрыватель.

  • Система тестирования

  • Программа для записи на CD-диск

  • Обучающие программы «Информатика» (TeachPro)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. АстафьеваН.Е. информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.

  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2010.-256с.: ил.

  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2008.-224с.: ил.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 213 с. : ил.

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 187 с. : ил.

  6. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011

Дополнительные источники

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.

  2. Золотова С.И.Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.

  3. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.

  4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.

  5. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.

  6. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.

  7. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.

  8. Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: rusedu.info/

  9. Экономическая информатика. Форма доступа: lessons-tva.info/edu/e-informatika.html

  10. Информатика и ИКТ. Форма доступа: ru.wikipedia.org/w/index.php

  11. Мир информатики. Форма доступа: jgk.ucoz.ru/dir/

  12. Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: сomputer-museum.ru/index.php

  13. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: klyaksa.net/

  14. Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: metod-kopilka.ru/; line-height: 95%"> Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: computer-profi.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение умений:

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Входной контроль:

Тестирование.

Текущий контроль:

практические работы, тестирование, письменный опрос

Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы.

Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

- распознавать информационные процессы в различных системах

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Усвоение знаний:

- различные подходы к определению понятия «информация»

Входной контроль:

Тестирование.

Текущий контроль:

самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос,

практические работы.

Тематический контроль

контрольные работы, защита проектных заданий

Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет

1 Число рабочих мест должно соответствовать числу студентов при проведении практических занятий.

2 По числу рабочих мест обучающихся


© 2010-2022