- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пьянкова Н.В. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное образовательное учреждение Омской области
Начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 65»
Утверждаю:
зам. директора ОУ
Панфилова О.В.
__________________
«__» ________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и икт
для профессии начального профессионального образования
100701.01 Продавец, контралер-кассир
Квалификация:
Продавец непродовольственных товаров 4 разряда;
Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда;
Кассир торгового зала 2-3 разряда.
Форма обучения: очная (дневная).
Нормативный срок обучения: 2 года и 5 мес.
Седельниково - 2013 г.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент; рецензенты: Кирюхин В.М., доцент МИФИ, кандидат технических наук, Гаврилова С.А., зам. начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук, Пех З.Н., старший методист отдела информационных и образовательных технологий ГОУ ДПО учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы).
Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования по профессиям НПО: 100701.01 Продавец, контралер-кассир
Организация-разработчик:
Бюджетное образовательное учреждение Омской области начального профессионального образования «Профессиональное училище №65»
Разработчики:
Пьянкова Наталья Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям начального профессионального образования: 100701.01 Продавец, контралер-кассир
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл общеобразовательной подготовки
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
133
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
60
контрольные работы
3
зачет
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
43
в том числе:
-
практические задания
-
создание мультимедийных презентаций
-
разработка и оформление кроссвордов
-
оформление памятки
-
решение задач и упражнений
-
составление кластера
-
составление теста
-
разработка викторины
-
подготовка сообщения
-
создание плаката-схемы
16
6
3
4
2
2
2
2
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Входной контроль
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Техника безопасности в кабинете информатика.
2
1
Раздел 1. Информационная деятельность человека
8
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
2
Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
1
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
2
2
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
-
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
2
Самостоятельная работа
Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества»
Подготовка сообщения по теме «Умный дом»
2
Раздел 2. Информация и информационный процессы
39
Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала
4
Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Представление информации в двоичной системе счисления.
2
Практические занятия
-
Измерение информации
-
Представление информации в различных системах счисления.
4
Самостоятельная работа
Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления».
2
Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера
Содержание учебного материала
4
2
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.
Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования
Практические занятия
1. Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы.
2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой
3. Тестирование готовых программ с циклической структурой
4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели
8
Содержание учебного материала
2
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
2
Практические занятия
1. Создание архива данных и работа с ним.
4
Самостоятельная работа
Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация»
Составление кластера по теме «Цифровые носители информации»
6
Тема 2.3 Управление процессами
Содержание учебного материала
2
2
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением.
Практические занятия
2
1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ.
Самостоятельная работа:
Создание презентации теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности).
4
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы »
Зачет
2
Итого за 1 курс
40
2 курс
Тема 3.1Архитектура персонального компьютера.
Содержание учебного материала
2
Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности.
2
Практические занятия
-
История компьютера. Работа с программным обеспечением.
-
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
-
Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование.
2
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»
Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером»
4
Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации.
Содержание учебного материала
2
Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.
Защита информации.
2
Практические работы
2
Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий»
2
Самостоятельная работа:
Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы»
Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.
4
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Содержание учебного материала
43
2
2
Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.
Практические занятия:
-
Использование систем проверки орфографии.
-
Форматирование документов.
-
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов.
6
Самостоятельная работа:
Составление викторины «Информационные системы»
Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата»
5
Содержание учебного материала
2
2
Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах.
Практические занятия:
-
Создание и редактирование растровых графических изображение
-
Создание и редактирование векторных графических изображений.
-
Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования.
6
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности»
Разработка презентации по теме «Моя профессия»
5
Содержание учебного материала
4
Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
2
Практические занятия:
-
Технология обработки числовой информации.
-
Использование стандартных функций. Адресация.
-
Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков.
4
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности)
4
Содержание учебного материала
2
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2
Практические занятия:
-
Создание однотабличной базы данных.
-
Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных
2
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Работа с базой данных.
3
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
20
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях.
Содержание учебного материала
2
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети.
2
Практические занятия
-
Локальная компьютерная сеть
2
Самостоятельная работа:
Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей»
2
Содержание учебного материала
2
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
2
Практические занятия:
-
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
-
Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных.
-
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
-
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.
4
Самостоятельная работа:
Практическое задание по теме «Электронная почта»
Составление памятки «Технология общения в Интернете»
Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете»
2
Дифференцированный зачет
2
Итого за 2 курс
50
Всего
133
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
-
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;
-
аудиторная доска для письма;
-
компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
-
запирающийся на ключ шкаф для хранения оборудования.
-
шкаф для хранения сумок и рюкзаков учащихся
3.1.2. Технические средства обучения:
-
мультимедиа проектор с экраном;
-
персональный компьютер - рабочее место учителя;
-
персональный компьютер - рабочее место обучающегося1;
-
лазерный принтер;
-
сканер;
-
цифровой фотоаппарат;
-
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники2
3.1.3. Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР, Windows 2000.
-
Операционная система Linux.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер Соло.
-
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2000,2003, 2007.
-
Пакет программ OpenOffice.org.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система тестирования
-
Программа для записи на CD-диск
-
Обучающие программы «Информатика» (TeachPro)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
АстафьеваН.Е. информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2010.-256с.: ил.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2008.-224с.: ил.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 213 с. : ил.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 187 с. : ил.
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011
Дополнительные источники
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
-
Золотова С.И.Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.
-
Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.
-
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
-
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: rusedu.info/
-
Экономическая информатика. Форма доступа: lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
-
Информатика и ИКТ. Форма доступа: ru.wikipedia.org/w/index.php
-
Мир информатики. Форма доступа: jgk.ucoz.ru/dir/
-
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: сomputer-museum.ru/index.php
-
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: klyaksa.net/
-
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: metod-kopilka.ru/; line-height: 95%"> Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: computer-profi.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение умений:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Входной контроль:
Тестирование.
Текущий контроль:
практические работы, тестирование, письменный опрос
Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы.
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет
- распознавать информационные процессы в различных системах
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Усвоение знаний:
- различные подходы к определению понятия «информация»
Входной контроль:
Тестирование.
Текущий контроль:
самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос,
практические работы.
Тематический контроль
контрольные работы, защита проектных заданий
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет
1 Число рабочих мест должно соответствовать числу студентов при проведении практических занятий.
2 По числу рабочих мест обучающихся