- Преподавателю
- Информатика
- Веб технологии в образовании
Веб технологии в образовании
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонов А.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа филиала при современных условиях веб технологий.
«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями.
Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей
- вся переподготовка должна быть ориентирована на
использование современных технологий».
Д.А. Медведев
Одним из необходимых условий эффективной подготовки студентов в сфере среднего и высшего профессионального образования является применение современных электронных средств обучения.
Работая с современными электронными средствами обучения, студенты могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более эффективному восприятию. Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам
Одно из направлений процесса информатизации образовательных учреждений - это взаимодействие преподавателей со студентами в виртуальных методических сообществах. Одним из наиболее часто используемых информационных ресурсов являются методические материалы, размещенные преподавателем на сайте образовательной организации.
Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:
1.Представление и передача учебной, методической и справочной информации:
-
передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;
-
визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);
-
организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т.д.);
-
возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
-
возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.
2. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:
-
свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;
-
доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);
-
возможность хранения и резервирования, информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео);
-
обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;
-
систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;
3. Проектирование образовательного процесса:
-
возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;
-
обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;
-
использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;
-
возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;
-
возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).
-
возможность организации сетевых сообществ;
-
организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);
-
доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;
-
доступ к мировым базам данных и базам знаний;
-
оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;
-
возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;
-
активизация познавательной деятельности;
-
мотивация самостоятельной учебной деятельности;
-
возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;
-
формирование и развитие творческих навыков.
Выделим некоторые дидактические возможности образовательного Web-ресурса разработанного и поддерживаемого дидактическими возможностями Web-технологий:
-
подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;
-
хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;
-
рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т.д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;
-
свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;
-
использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений;
-
интерактивность образовательного Web-ресурса за счет специально создаваемой мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи;
-
возможность оперативного и адаптивного проведения контрольно-оценочных мероприятий;
-
дистанционное использование образовательного Web-ресурса в целях поддержки образовательного процесса или повышения квалификации.
В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст. В сфере образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем [1]:
-
можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей;
-
делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;
-
служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;
-
практически не ограничивает области применения и направления учебной деятельности;
-
организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.
-
изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;
-
дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать;
-
возможность выбора собственной траектории обучения диктуемой познавательными интересами обучаемого, за счет спроектированной независимой навигации;
-
позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Литература:
1. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2000. - 152 с.
2. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. - М.,- 2009. - №15. - с.44-52.
3. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2007
4. Кузнецова А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. - М.: Издательство Бином, 2010, - 207 с.
5. Ниматулаев М.М. «Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей web-технологий» (статья в научном сборнике статей)