Веб технологии в образовании

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа филиала при современных условиях веб технологий.

«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями.

Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей

- вся переподготовка должна быть ориентирована на

использование современных технологий».
Д.А. Медведев

Одним из необходимых условий эффективной подготовки студентов в сфере среднего и высшего профессионального образования является применение современных электронных средств обучения.

Работая с современными электронными средствами обучения, студенты могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более эффективному восприятию. Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам

Одно из направлений процесса информатизации образовательных учреждений - это взаимодействие преподавателей со студентами в виртуальных методических сообществах. Одним из наиболее часто используемых информационных ресурсов являются методические материалы, размещенные преподавателем на сайте образовательной организации.

Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:

1.Представление и передача учебной, методической и справочной информации:

  • передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

  • визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);

  • организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т.д.);

  • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

  • возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.

2. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

  • свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

  • доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);

  • возможность хранения и резервирования, информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео);

  • обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

  • систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;

3. Проектирование образовательного процесса:

  • возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;

  • обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

  • использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

  • возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;

  • возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).

  • возможность организации сетевых сообществ;

  • организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);

  • доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

  • доступ к мировым базам данных и базам знаний;

  • оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;

  • возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

  • активизация познавательной деятельности;

  • мотивация самостоятельной учебной деятельности;

  • возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;

  • формирование и развитие творческих навыков.

Выделим некоторые дидактические возможности образовательного Web-ресурса разработанного и поддерживаемого дидактическими возможностями Web-технологий:

  • подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

  • хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

  • рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т.д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;

  • свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

  • использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений;

  • интерактивность образовательного Web-ресурса за счет специально создаваемой мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи;

  • возможность оперативного и адаптивного проведения контрольно-оценочных мероприятий;

  • дистанционное использование образовательного Web-ресурса в целях поддержки образовательного процесса или повышения квалификации.

В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст. В сфере образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем [1]:

  • можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей;

  • делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

  • служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

  • практически не ограничивает области применения и направления учебной деятельности;

  • организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

  • изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

  • дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать;

  • возможность выбора собственной траектории обучения диктуемой познавательными интересами обучаемого, за счет спроектированной независимой навигации;

  • позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Литература:

1. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2000. - 152 с.

2. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. - М.,- 2009. - №15. - с.44-52.

3. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2007

4. Кузнецова А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. - М.: Издательство Бином, 2010, - 207 с.

5. Ниматулаев М.М. «Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей web-технологий» (статья в научном сборнике статей)



© 2010-2022