Методическая разработка «Реализация межпредметных связей на уроках информатики»

"Описание материала: Как часто я замечала, что ученики не могут применить те знания, которые они получили на других уроках не только на урока информатики, но и в конкретной жизненной ситуации. Не зря же появилось это высказывание: «чему только вас в школе учат». Поэтому на своих уроках я стараюсь делать упор на то, как можно применять и использовать знания, приобретённые на уроках информатики в жизни, при изучении других предметов. Считаю, что мы должны научить детей с этими знаниями жить, уметь...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ Наруксовской СОШ - Азрапинская ОШ





Методическая разработка

«Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики и ИКТ на основе современных педагогических технологий»



Раздел программы «Информационные технологии»


5 класс


Программа курса Информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Л. Л. Босова

Учитель информатики Сухова Елена Михайловна

2009 г.


Структура методической разработки раздела


  1. Пояснительная записка……………………………………………………...3

  2. Цели и задачи изучения раздела……………………………………………4

  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями………………………………………………………………..5

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы……………………7

  5. Структура содержания раздела……………………………………………..8

  6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………………………...….8

  7. Поурочное планирование по разделу…………………………………..…12

Литература………………………………………………………………………17
















Пояснительная записка

Информационные технологии и информационные процессы являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

С 1985 г. и по настоящее время единственным предметом отечественной школы, целенаправленно и систематически формирующим ИКТ- компетенцию учащихся, был и остается курс «Информатика и информационные технологии». ИКТ- компетенцией учащегося считается его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий.

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и информационные технологии», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5 классе могут быть определены следующим образом:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:

1. Образовательные цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.

2. Развивающие цели:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

3. Воспитательные цели:

  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Предполагаемый объём учебного времени - 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи изучения раздела

1.Обучающая цель:

  • учащиеся должны знать и правильно применять на бытовом уровне основные понятия раздела «Информационные технологии»; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».

2. Развивающая цель:

  • учащиеся должны уметь работать с современными прикладными программами, применять полученные на уроках информатики умения и навыки и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

3. Воспитывающая цель:

  • учащиеся должны понимать , что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его и убедиться в необходимости овладения умениями и навыками работы с компьютером, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в реальных жизненных ситуациях.

Основная задача раздела - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ(текстовый редактор, графический редактор, и др)

Задача учителя при изучении этого раздела - сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.

Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Учет межпредметных связей при обучении информатике в 5 классе позволяет не только усилить эффективность учебно-воспитательного процесса, но и по-новому организовать учебный процесс, разнообразить его, пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли ребенка к осознанному освоению действительности, раскрепостить мышление ученика, сформировать у него критическое мышление. Все эти качества особенно необходимы современному человеку, которому приходиться жить в информационном обществе.

Научно доказано, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Это особенно важно на уроках информатики и информационных технологий.

Поэтому на своих уроках я стараюсь воспитывать не только информационную культуру, но и культуру здоровья.

Создание здоровьесберегающей среды на уроках информатики предполагает гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил, способствующий адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации младших подростков.

Анализ данных, полученных от педагогов - коллег, и сопоставление их с результатами психологической диагностики детей позволил мне выделить основные трудности, с которыми сталкиваются дети в период адаптации:

  • Трудности включения в работу.

  • Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.

  • Темповые характеристики учащихся не одинаковые.

  • Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам.

  • Память - одни дети показывают высокие показатели, другие - низкие.

Для того, чтобы удержать внимание и работоспособность младших подростков на достаточно высоком уровне в течение всего урока, целесообразно постоянно использовать смену разных видов деятельности.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Межпредметные связи на уроках информатики не только позволяют углубленно изучать материал по данному предмету, но и формируют общеучебные умения, из разрозненных знаний в различных областях науки у ребят складывается целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Новые педагогические технологии обучения с активным использованием межпредметных связей не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы обучающиеся использовали её в практической деятельности, в качестве условий или среды для развития исследовательских способностей, для создания собственного творческого продукта, востребованного и конкурентноспособного на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном и международном.

После изучения раздела учащиеся должны уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; применять графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Прогнозы образовательного мониторинга по предмету (анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов обучения учащихся): 100% успеваемость, динамика роста с 75% до 87% количества учащихся, обучающихся на «хорошо» и «отлично».

Структура содержания раздела «Информационные технологии» (10 ч)

  • Калькулятор и его возможности - 1 ч.

Технология вычислений с помощью приложения Калькулятор

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции - 3 ч.

Текстовый редактор и текстовый процессор. Назначение текстового редактора. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. Шрифт.

  • Графический редактор: назначение и основные функции - 3 ч.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Как формируется изображение на экране монитора.

  • Представление о составном документе - 1ч.

Освоение совместных действий при работе с двумя программами. Обработка

текстовой и графической информации. Создание комбинированных документов.

  • Создание движущихся изображений -1 ч.

Формирование у учащихся представления об информационной технологии создания анимации. Создание простейших движущихся изображений.

  • Обобщающий урок - 1ч.

Проверка знаний и умений обучающихся.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Межпредметные связи в органическом сочетании с новыми педагогическими технологиями повышают качество образовательного процесса, способствуя развитию ребёнка как активной, самостоятельной, творчески обогащённой личности.

Под межпредметными связями я понимаю единство целей, функций, учебных дисциплин, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе на основе современных тедогогических технологий, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков, в конечном итоге - формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонически развитой личности. В основе предлагаемой методики лежит основной принцип развивающего обучения - активизация мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников общеучебных умений овладения способами усвоения учебного материала, формирование навыков самостоятельной работы.

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даём нашим ученикам, было бы до какой - то степени новым и для нас. Обращённое к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.

В соответствии с теорией развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципов целеполагания. Изложение материала ведётся в форме эвристической беседы. Ставлю проблему, на конкретных примерах организую поисковую деятельность, вместе делаем вывод, сверяем его с готовым. На этапе закрепления уместно применять исследовательский метод. Задания, имеющие практический характер решаются самостоятельно.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю при изучении раздела элементы личностно - ориентированного и разноуровневого обучения; основы валеологии и технологию оценивания достижений учащихся («Портфолио»).

Свою работу строю на переходе от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю теоретическим знаниям. Повышению эффективности процесса обучения способствует личностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько проявление его в самом себе, формирование себя. Одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития - памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся связаны со способностями к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие - к точным наукам; одни - к историческим, другие - к биологическим и т.д. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одарённых детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. При этом во всех формах дифференциацию осуществляю в виде детерминированного или демократического обучения.

Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, интегрируя элементы нескольких современных педагогических технологий.

Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:

  • личностное целеполагание ученика;

  • выбор;

  • межпредметность;

  • продуктивность обучения;

  • ситуативность;

  • рефлексия.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Свою работу выстраиваю следующим образом: 1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, эвристические, поисково-исследовательские и др.

Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. Интеграция информатики и валеологии способствует созданию комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся.

Для укрепления здоровья регулярно провожу физминутки, игровые минутки - отдых для души и тела, слежу за правильной осанкой.

Поурочное планирование по разделу «Информационные технологии»

урока

Тема урока

Форма проведение

Методические приёмы

Система приобретаемых знаний и система деятельности


Ожидаемые результаты

1

Обработка числовой информации с помощью приложения Калькулятор

Урок - игра

«Виртуальное путешествие по родному селу «Азрапино», соавторская разработка

(опубликован на сайте festival/1september.ru, 2009 г.)

Интеграция с математикой

-общенаучные знания;

-знания из области естественных наук;

-фундаментальные знания по математике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты - освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

- умения учебно-познавательной, практической деятельности;

-обобщенные способы деятельности;

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

- способность к творческому решению учебных и практических задач

2

Обработка текстовой информации.

Ввод текста. Шрифт

Урок на тему «Буквица», автор Е.Н. Боева, журнал «Информатика в школе» № 8, 2009 г

Личностно -ориентированные

Игровые

Интеграция с историей

-общенаучные знания;

-знания из области истории;

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

- умения учебно-познавательной, практической деятельности;

- Личностные результаты:

- научные знания из истории и информатики;

- способность к творческому решению учебных и практических задач

3

Редактирование текста. Работа с фрагментами текста

Урок - практикум

Игровой

фрагмент: фронтальный опрос с мультимедиа презентации «Цветик - семицветик»

(приложение 1)

Интеграция с литературой

-фундаментальные знания по информатике;

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты -

- умения учебно -

практической

деятельности;

- Предметные результаты:

- усвоение навыков

работы с текстовым

редактором

4

Обработка текстовой информации. Редактирование текста

Урок с элементами игры, авторская разработка (опубликован на сайте festival/1september.ru и в журнале «Информатика в школе» № 8, 2009 г.

Интеграция с русским языком и литературой

-знания из области русского языка и литературы;

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты - освоенние способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

- умения учебно-познавательной, практической деятельности;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Предметные результаты:

- усвоение навыков работы с текстовым редактором

5

Компьютерная графика. Графический редактор

Урок с элементами творческой работы по созданию заготовок к проекту «Ателье»

Введение в проектную деятельность

Интеграция с технологией

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты - освоенние способов деятельности, применимых и в реальных жизненных ситуациях.

- умения учебно-познавательной,

практической деятельности;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Предметные результаты:

- усвоение навыков работы с графическим редактором

6

Инструмен

ты графического редактора

Урок - игра

«Инструмен

ты художника»

Интеграция с ИЗО

-знания из ИЗО;

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты -

- умения учебно-познавательной и практической деятельности;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Предметные результаты:

- усвоение навыков работы с графическим редактором

7

Обработка графической информации

Урок с элементами творческой работы по созданию рисунков под музыкальное произведение

на стихи известных поэтов.

Интеграция с уроками музыки, литературы

-знания из литературы, музыки;

-фундаментальные знания по информатике;

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты -

- умения учебно-познавательной, практической деятельности;

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Предметные результаты:

- усвоение навыков работы с графическим редактором

8

Обработка текстовой и графической информации

Творческая работа по созданию непрофессиональной социальной рекламы

Интеграция с валеологией, ОБЖ

- знания из валеологии, ОБЖ;

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты - освоенние способов деятельности, применимых и в реальных жизненных ситуациях.

- умения учебно-познавательной исследовательской, практической деятельности;

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Предметные результаты:

- навыки работы с текстовым и графическим редактором

9

Создание анимаций

Урок с элементами творческой работы по созданию заготовок к конкурсным проектам

Введение в проектную деятельность

-общенаучные знания;

-знания из области русского языка и литературы;

-фундаментальные знания по информатике;

-первичные знания профильного характера

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты -

- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;

Личностные результаты

- способность к творческому решению учебных и практических задач

(творческая работа ученицы награждена Грамотой за II место в районном конкурсе)

Предметные результаты:

- усвоение навыков работы по созданию анимации

10

Обобщающий урок

Компьютерный магистр

(опубликован на сайте festival/1september.ru

Игровые технологии

Интеграция с литературой

-фундаментальные знания по информатике;

Система деятельности:

-познавательная деятельность;

-преобразующая деятельность;

-общеучебная деятельность

Метапредметные результаты -

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

Личностные результаты:

- способность к творческому решению учебных и практических задач.

Предметные результаты:

- повторение и обобщение знаний по информатике

















Литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Программа курса Информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Л. Л. Босова. Москва. Бином. 2009

  2. Л.Л. Босова. Информатика . 5 класс. Учебник для 5 класса, М, Бином, 2007 г.

  3. Л.Л. Босова. Информатика . 5 класс. Рабочая тетрадь для 5 класса, М, Бином, 2007 г.

  4. Л.Л. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах 5 класс. Методическое пособие, М, Бином, 2005 г.

  5. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.

  6. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985

Методическая разработка «Реализация межпредметных связей на уроках информатики»

17

© 2010-2022