Исследовательская работа на тему: Самооценка компьютерно-зависимых подростков

Раздел Информатика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

54

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человечества всё больше и больше насыщается информацией. Не утонуть в этом информационном потоке, а точно ориентироваться в нем может помочь компьютер. «Завтра» будущих поколений - это информационное общество. В настоящее время жизненно необходимо уметь общаться с компьютером, дополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию.

Компьютер становится не только рабочим инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Персональный компьютер, включенный в информационную среду, подобен пуповине, связывающей человека с внешним миром. Такой человек «растворен» в информационной среде и во многом зависим от нее.

Постепенно информационная среда приобретает характер базисной среды обитания для пользователя компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных, а порою и малозначимых интеракций, то есть социальная среда приобретает характер надстройки.

Таким образом, система «человек-человек» постепенно заменяется системой «человек-машина», а «человек-ремесленник» превращается в «человека информационного» [14,43]. То есть происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, рационализацией психической деятельности, эмоциональным отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменениями психики.

Многие западные исследователи, такие как Kimberly Young, Orzack M.H., Rodgers R.C. посвятили свои работы изучению компьютерной зависимости. В отечественной психологии изучением этой проблемы занимались Алтухов Н. И., Галкин К. Ю., Войскунский А.Е. , Юрьева Л. Н.

Юрьева Л.Н. в работе «Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика» пишет, что зависимость - навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности.

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

  • навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);

  • страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

  • виртуальные знакомства;

  • киберсекс (увлечение порносайтами);

  • компьютерные игры.

Игровая зависимость является одной из основных и часто встречающихся типов компьютерной зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG.

Так же выделяют еще один тип компьютерной зависимости - это интернет зависимость. Психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета, это и есть интернет зависимость.

Наиболее чувствительной к изменениям является психика детей, подростков и лиц молодого возраста.

Неконтролируемое пребывание за компьютером пагубно влияет на психическое состояние подростка на его самооценку, агрессию, тревожность.

Именно в подростковом возрасте возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Самооценка отражает степень развития у подростка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности.

Чрезмерное увлечение компьютером может оказать пагубное влияние на самосознание и самооценку ребенка в подростковом возрасте.

Проблема исследования:

Существует ли корреляционная связь между компьютерной зависимостью и самооценкой подростка?

Объект исследования компьютерная зависимость.

Предмет исследования самооценка компьютерно-зависимых подростков.

Цель исследовательской работы: изучение особенностей самооценки компьютерно-зависимых подростков.

Задачи исследовательской работы:

    • раскрыть сущность компьютерной зависимости на основе изучения научной и учебной литературы;

    • охарактеризовать с социально-психологической точки зрения самооценку подростков;

    • диагностировать особенности самооценки компьютерно-зависимых подростков;

  • систематизировать рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков;

Гипотеза исследования: Компьютерная зависимость способствует формированию неадекватной самооценки подростков.

Методы исследования:

  • теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • эмпирические - тестирование.

Структура работы: работа состоит из трёх глав. Первые две главы теоретического характера, в них раскрывается сущность понятий «зависимость», «компьютерная зависимость» и «самооценка», а так же описанно влияние самооценка как качество личности, показаны особенности самооценки подростков.

Третья глава работы отражает результаты исследования склонности к компьютерной зависимости и самооценки компьютерно-зависимых подростков, а так же содержит рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости.







1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВИСИМОСТИ, КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ



  1. Сущность зависимого поведения

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление по­лагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [7,123]. Условно можно говорить о нормальной и чрез­мерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависи­мость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нор­мальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие ката­строфически недостаточной привязанности к другим людям. Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает про­блемные симбиотические отношения, или зависимое поведение.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [1, 118].

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения

личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева подразделяют аддикции на нехимические и химические [5, 8].

Классификация аддиций:

1. Нехимические аддикции: патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), компьютерная аддикция,сексуальная аддикция (гомосексуализм, лесбиянство, перверсии); работоголизм, аддикция к трате денег, аддикции отношений (патологическая привычка к определенному типу отношений), ургентные аддикции (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени).

Промежуточные формы аддикции:

• аддикция к еде

а) нервная анорексия;

б) нервная булимия.

2. Химические аддикции : аддикция к алкоголю, табаку, кофеину, опиатам, каннабиоидам, галлюциногенам, растворителям, транквилизаторам, барбитуратам.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть раз­личной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной со­матической и психической патологией. В связи с этим некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные при­вычки, которые не достигают степени зависимости и не пред­ставляют фатальной угрозы, например переедание или курение. В свою очередь, отдельные подвиды аддиктивного поведения представляют континуумы разнообразных проявлений. Так, специалисты признают, что алкоголизм (клиническая форма ал­когольной зависимости) не является монолитным, и в действи­тельности более правильно говорить об «алкоголизмах».

Прежде всего зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости).

Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Исследователи выделяют факторы потенцирующие развитие аддиктивного поведения.

К ним относятся особенности воспитания в детстве, личностные особенности и социальные факторы.

1. Воспитание в детстве:

  • формирование ранней тревоги, в связи с эмоциональным напряжением и тревожностью матери;

  • психологические травмы в детстве (насилие, жестокое обращение, материнская и патернальная депривация).

2. Особенности личности :

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

  • стремление говорить неправду;

  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;

  • стереотипность, повторяемость поведения;

  • зависимость;

  • тревожность.

3. Социальные факторы:

  • дезинтеграция общества;

  • дискриминация по половому, национальному, экономическому и другим признакам.

Все формы аддиктивного поведения имеют наряду с общими механизмами свою специфику, которая по отношению к некоторым из них, изучена недостаточно. Это касается, в частности, аддиктивного отношения к компьютерным технологиям.







  1. Проблема компьютерной зависимости как объект исследования специалистов



1.2.1. Общее понятие о компьютерной зависимости

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов XX века. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности Интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих уменьшается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при употреблении кокаина, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания. К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение - к различным заболеваниям глаз. Привыкание к Интернету можно определить как расстройство привычек и влечений, не вызванное химическими веществами. Достаточно активные исследования в этой отрасли ведутся с начала 90-х годов прошлого века и в отечественной психиатрии и психологии. И с каждым годом их интенсивность возрастает параллельно росту количества лиц, пользующихся компьютерами [8,73].

Появляются новые работы как отечественных авторов, так и зарубежных, которые посвящены следующим аспектам:

- проблеме компьютерной зависимости

- влиянию виртуальных взаимоотношений на личность;

- исследованию идентичности у пользователей компьютерной сети и процессов самопрезентации в сети;

- психологическим аспектам коммуникативных процессов в сети [6, 134].

Существует определенная причинно-следственная связь между наличием зависимости и издержками воспитания. Условиями, способствующими появлению компьютерной зависимости, являются:

  • авторитарный стиль воспитания;

  • ма­теринская доминантность;

  • эмоциональный дефицит общения;

  • педагогическая запущенность;

  • отсутствие нравствен­ных аспектов в воспитании;

  • бездуховная атмосфера в семье;

  • разобщенность членов семьи;

  • «телевизионная» семья.

Эти и другие причины, приводят к уязвимости системы эмоциональной саморегуляции, низкой спо­собности к быстрому восстановлению сил, импуль­сивности, непереносимости напряжения, болезнен­ной восприимчивости, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, ле­ности, безответственности, социальной дезадаптированности.

Соответственно, наличие таких условий воспита­ния должно насторожить родителей, так как в них кро­ется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

Проблема компьютерной зависимости лишь недавно стала объектом исследования специалистов. Ученые - психологи и педагоги ещё не пришли

к единому выводу о причинах возникновения компьютерной зависимости. У.В. Дмитриева разработала концептуальную модель зависимого поведения, и выделяет причины:

  • самая первая и самая главная - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию;

  • взрослые не работают над развитием волевого по­тенциала ребенка;

  • ребенок не приучен к труду, к умению видеть рабо­ту и выполнять ее. Такой человек не ощущает потреб­ности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них;

  • ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и самое глав­ное - слышать советы и рекомендации. Такая «глухо­та» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка - непослушного, словно оглохшего, не воспринима­ющего родителей;

  • незнание взрослыми правил психогигиены вза­имодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых;

  • поскольку покупка дорогостоящей игрушки - компьютера - связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок, лишенный родительского внимания, удовле­творяет потребность в тепле и общении, взаимодей­ствуя с компьютером;

  • взрослеющий подросток сталкивается с трудно­стями, свойственными взрослой жизни. Не умея спра­виться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участ­вовать в странном и страшном мире взрослых;

  • бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передает эмоций и чувств;

  • сегодня много говорят о счастье. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и минуты радости, и испытания. Человек создан для счастья, бесспорно. Только если он не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «сча­стья» не надо тратить душевные силы. И вот для людей, ставящих наслаждение превыше всего, объявился еще один укромный уголок, где можно спрятаться от лиш­них проблем и хлопот, - компьютерные игры;

  • стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия;

  • ребенку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него - это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином;

  • мама - сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более ус­пешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка;

  • не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе;

  • замкнутый, малообщительный ребенок, попав­ший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками;

  • развод родителей в трудный возрастной период;

  • дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

  • сильный рефлекс подражания, уход в нереаль­ность вслед за «застрявшим» товарищем.;

  • отсутствие контроля со стороны родителей, бес­контрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния [3,123]. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Аддиктивное неизбежно разрушает организм и личность. Компьютерная зависимость оказывает негативное влияние на психику подростка, и его физическое состояние.







1.2.2. Игровая зависимость

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход".

Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень.

Н. А. Носов (1997) для виртуальной реальности ввел «принцип меланжевой нити». «Меланжевая нить - это нить одного цвета, в которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что в начале новый цвет практически незаметен, но его становится все больше и больше, а старого цвета - все меньше и меньше, и, в конце концов, новый цвет полностью вытесняет старый». Таким же образом одна реальность может плавно, без видимых «стыков» переходить в другую - виртуальную, и наоборот [9, 203].

Виртуал, в отличие от других психических производных типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.

Выделено восемь свойств виртуала:

  • непривыкаемость. Сколько бы раз виртуал не возникал, каждый раз он переживается как необычное и непривычное событие;

  • спонтанность. Нет временной границы довиртуального и виртуального режима, как, впрочем, нет грани виртуального и послевиртуального режима. Возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека. Другими словами, переход в виртуал не фиксируется человеком - он всегда либо «здесь», либо уже «там»;

  • фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом;

  • объективированность. О чем бы человек не говорил - об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. - он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным;

  • измененность статуса телесности. В виртуале изменяются ощущение собственного тела и ощущение внешнего пространства. В гратуале (от латинского gratus - «привлекательный») тело человека становится легким и приятным, а пространство, в котором человек действует, расширяется и переживается как привлекательное, аттрактивное. В ингратуале (от латинского ingratus - «непривлекательный») тело становится чужим, неподвластным, человек замыкается в каком-то отдельном фрагменте собственного тела, а пространство, в котором он действует, становится вязким, тяжелым и переживается как непривлекательное;

  • измененность статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале сфера деятельности человека расширяется - человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается - информация схватывается и перерабатывается с трудом. Находясь в гратуале, говорят о предельной ясности сознания, об обострении чувства прогнозирования и т.п. Находясь в ингратуале, говорят о сознании сузившемся, «темном»; мышление становится при этом вязким, внимание - рассеянным и т.п.;

  • измененность статуса личности. В виртуале человек иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества: возможность преодолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окры-ленности. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности у человека появляется чувство своего бессилия, ощущения подавленности;

  • измененность статуса воли. В виртуале меняется роль воли в деятельности человека. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой, становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность «не идёт», «сопротивляется», тело человека «не слушается» и т.п. [12, 51].

Исследования показывают, что формирование игровой зависимости происходит в четыре стадии [4,39].

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек поиграл один или несколько раз в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», так как компьютер позволяет ему с максимальным приближением к реальности достичь своей мечты. Игрок чувствует удовольствие oт игры, получая позитивные эмоции. Особенность этой стадии о том, что игра имеет ситуационный характер.

2. Стадия увлечения. Фактором, который свидетельствует о переходе к этому этапу, есть появление и иерархии новой потребности - компьютерной игры. Истинная сущность, которая зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Игра принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянною доступа к компьютеру, возможны активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности. По данным А. Г. Шмелёва (2000), происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может формироваться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма характеризуется сохранением социальных контактов. Такие люди очень любят играть вместе с другими в сети. Игровая мотивация носит характер соревнований. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма и реже сопровождается психическими и соматическими нарушениями. У лиц с индивидуализированной формой нарушается основная функция психики - она начинает отображать не влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Такие люди часто играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени игрок «не принимает дозу», то он начинает испытывать неудовлетворенность, негативные эмоции, тревогу, дисфорию. Формируется депрессивный симптомокомплекс.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы. То есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности не может. Это может продолжаться в течение долгих лет. Следует отметить, что возможен кратковременный рост игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр.

В работе Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот дана следующая классификация компьютерных игр.

1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

1) Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

2) Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

3) Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

2. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

1) Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

2) Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

3) Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4) Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Согласно высказыванию психолога Д.В. Иванова- "Компьютерные симуляции - это киберпротез общества". Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше людей подросткового периода, подверженных игровой аддикции.

Подростки настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им "там" становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Ребенка (будущего аддикта) привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

  • отсутствие ответственности;

  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;

  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

1.2.3. Интернет зависимость

Первое определение Интернет-зависимости дал Ivan Goldberg в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.

В настоящее время «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - «Интернет аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм».

Чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально расширительно - в нее включаются:

а) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

б) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

в) патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

г) зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

д) зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».[2,12]

Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. определяют ряд факторов, которые делают Интернет привлекательным, как средство ухода от реальности и получения удовольствия, то есть аддиктивным агентом.

Важнейшим фактором является уход в виртуальную реальность. Бурная жизнь в сети легко заменяет реальное существование: люди там влюбляются, ссорятся, радуются и волнуются легче и чаще, чем в «реале». Представления заполняют пустоту, оставленную чувствами. Интернет заменяет реальную жизнь. Особенно это важно для тех людей, жизнь которых по разным (внешним или внутренним) причинам межличностно обеднена. А в сети имеется эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, который отвечает любым критериям. Важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного человека, потому что в любой момент можно найти нового. Как отмечал Sh.Turkle (1997), «компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требования дружбы» .

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. По данным Sunday Times, до 10 млн. человек заходят на музыкальный сайт Kazaa и проводят до 30 часов в неделю за скачиванием популярных песен. В принципе, всех из них можно назвать зависимыми.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете.

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами:

  • усиление различных отклонений от нормы, ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах. Важно чтобы люди, которые развлекаются просмотром подобных изображений, тем самым удовлетворяя свои сексуальные фантазии, не пытались контактировать с детьми в реальной жизни. Такое поведение очень часто начинается как любопытство и заканчивается как влечение. В таких случаях показана психотерапия, направленная на нормализицию сексуальных влечений с целью уменьшения потенциального риска;

  • виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания сбежать из реального мира;

  • интерактивные компоненты сети облегчают создание кибер-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, что в первую очередь ведет к отдалению людей в реальной жизни и к разводу. В этом случае применяется индивидуальная и семейная терапия, в процессе которой супруги работаю вместе над примирением и воссозданием семьи после измен в сети;

  • возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические разногласия, которые лечатся психотерапией и, в случае необходимости, фармакологическим вмешательством;

Модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement), разработанная доктором Кимберли Янг в 1999 году, объясняет как доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости. Согласно этой модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

  • доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений;

  • персональный контроль и анонимность передаваемой информации;

  • внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн. Модели подобные этой упрощают понимание основных проблем и позволяют более эффетивно планировать курс лечения.

Таким образом «Интернет-зависимость» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line[2,23]. Бурная жизнь в сети легко заменяет реальное существование. Интернет заменяет людям реальную жизнь. Ведет к расстройству психики, самоизоляции, неуравновешенности, неряшливости.



1.3.Влияние компьютера на здоровье подростка

Всемирная организация здравоохранения сформулировала определение здоровья так: «Здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Физическое здоровье человека - это двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек.

На состояние здоровья современного человека значительное влияние оказывает компьютер.

Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

  • развитие логического, прогностического и оперативного мышления;

  • усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;

  • адекватная специализация познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти;

  • повышение самооценки и уверенности в себе;

  • формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.

Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

  • снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (например, использование функции «Проверка орфографии», «математические действия» и т.п. способствуют редукции элементарных школьных знаний);

  • при длительной работе с компьютером - снижение гибкости познавательных процессов;

  • чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры с компьютером порождают зависимое поведение;

  • деформация личностной структуры;

  • деструктивные формы поведения;

  • общение с компьютером (вместо живого общения, в процессе которого примеряются различные роли, вырабатывается модель поведения) учит отдавать ко­манды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается;

  • создается иллюзия общения;

  • человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает - так формируется поверхностное отноше­ние к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет;

  • любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты,
    Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем - так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль от­ношения к проблемам;

  • сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точ­ку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно прово­дит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет: читая с листа, мы видим отраженные буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создает до­полнительную нагрузку на органы зрения. Долгое на­хождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только тогда, когда мы смотрим вдаль;

  • из-за неудобного стула и стола работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в облас­ти таза, что может привести к геморрою и ожирению;

  • при длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник;

  • Нагрузки приходятся так же на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику нужно делать стоя, включив обязательно упражнения для ног - ходьбу на месте, приседания;

  • Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют риск стать алкоголиками и наркоманами. При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене ее на другие формы.

Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для патологического использования компьютера (Pathological Computer Users - PCU)(1999):

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;

  • неправда работодателям или членам семьи о своей деятельности;

  • проблемы с работой или обучением.

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

  • сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;

  • боль в спине;

  • нерегулярное питание;

  • пренебрежение личной гигиеной;

  • расстройства сна, изменение режима сна [12,76].

Компьютер оказывает на человека не только негативное влияние. В использование компьютера есть и положительные черты.

Выводы

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть раз­личной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной со­матической и психической патологией.

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов прошлого века.

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

  • компьютерные игры.

  • навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);

  • страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

  • виртуальные знакомства;

  • киберсекс (увлечение порносайтами);

Одна из основных видов компьютерной зависимости игровая. Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт.

В интернет аддикции важнейшим фактором является уход в виртуальную реальность. Бурная жизнь в сети легко заменяет реальное существование: люди там влюбляются, ссорятся, радуются и волнуются легче и чаще, чем в «реале». Представления заполняют пустоту, оставленную чувствами. Интернет заменяет реальную жизнь. Особенно это важно для тех людей, жизнь которых по разным (внешним или внутренним) причинам межличностно обеднена. А в сети имеется эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, который отвечает любым критериям.

На ряду с негативным влиянием на человека компьютер оказывает и положительные воздействия на такие качества как мышление, усиление интеллектуальных способностей.







2. САМООЦЕНКА КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ



2.1. Сущность понятия самооценка



Значимыми личностными характеристиками является самосознание и важнейшая его часть самооценка.

«Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1987).

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Образ «Я» - не статическое, а чрезвычай­но динамичное образование личности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после со­ревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще су­ществование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным [10, 362].

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастиче­ских представлений о себе не сопровождается поступками, кото­рые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Маль­чик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкреп­ляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемо­го и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наибо­лее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Са­мооценка - непременный спутник человека. Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения личности [11,304].

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы (Берне Р., 1986).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вы­вел формулу, которая показывает зависимость самооценки чело­века от его притязаний.

Успех

Исследовательская работа на тему: Самооценка компьютерно-зависимых подростковСамоуважение =

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может реализовываться двумя способами. Человек мо­жет или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет го­товность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответ­ственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расцени­вается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответ­ствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их дейст­вия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неве­рие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая рабо­та, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызы­вает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэто­му человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Таким образом самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Она тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки.

2.2. Структура самооценки

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным.

Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для личности оцениваемого содержания.

Когнитивный компонент самооценки - комплекс убеждении о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них [13,121].

Эмоциональный компонент самооценки - эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Изучая специфику взаимодействия этих компонентов в школьном возрасте. А. В. Захарова и Б. Ю. Худобина (1990) выделили три уровня сформированности когнитивного компонента.

1-й уровень: Наиболее высокий (I) уровень характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация ребенка при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности ребенка к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблематичных формах.

2-й уровень сформированности когнитивного компонента. Среднему (II) уровню свойственны: непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, визуальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания и их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3-й уровень. Низкий (III) уровень отличают: преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальная атрибуция за счет субъективно неуправляемых условий, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Сопоставительный анализ функционирования эмоционального и когнитивного компонентов самооценки по выделенным показателям позволил констатировать следующее.

Взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не носят в младшем школьном возрасте однозначного, линейного характера.

Высокий и адекватный уровень удовлетворенности собой может соотноситься с высоким же уровнем развития когнитивного компонента у ребенка. В то время как неадекватно завышенный уровень удовлетворенности собой связан с более низким уровнем развития когнитивного компонента. Средний уровень удовлетворенности собой выступает только в адекватном варианте и соотносится с относительно высокими уровнями развития когнитивного компонента. Низкая удовлетворенность собой в неадекватно заниженном варианте связана с высоким уровнем развития когнитивного компонента у ребенка, а в адекватном варианте - с пониженным уровнем его развития. Наиболее отчетливо во взаимодействии когнитивного и эмоционального компонентов самооценки ребенка прослеживаются следующие тенденции:

- наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, т, е. с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой, отражающей его рефлексивно-критическое отношение к себе;

- высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности ребенка собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышенно-критичное отношение ребенка к себе;

- более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности ребенка собой.

Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным, эмоционально-оценочным, но некоторые ученые выделяют еще поведенческий компонент. Взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не носят в школьном возрасте однозначного, линейного характера.









2.3. Особенности самооценки подростков

В подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:

1 фаза - это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11-12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны;

2 фаза - продолжительность от 11-13 лет у девочек и от 14-16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания;

3 фаза - несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.

Чувство взрослости становится центральным Новообра­зованием младшего подросткового возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» [10,365].

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему об­щему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это яв­ление в западной психологии называют «воображаемой ауди­торией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость [13, 238].

К концу подросткового возраста самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими.

Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности. Самооценка в конце детства является одним из устойчивых психологических образований, характеризующих ориентацию психологического пространства ребенка в системе социальных норм и правил. Исследования самооценки детей, находящихся в периоде конца детства, показывают, что они проявляют высокий уровень рефлексивности в оценке и самооценке качеств личности человека. Они очень осторожно и бережно обращаются с нормами и правилами, применяя их к оценке поведения и качеств конкретного человека и себя. Вероятнее всего, что за этим стоят переживания ребенка, связанные с овладением им свойствами фантомного проявления жизни, их можно было бы сравнить с эффектом колдовства: скажешь, вдруг так и будет.

Магические свойства плохих слов дети уже знают, у них есть опыт переживания дразнилок и прозвищ, на которые богата их жизнь среди сверстников. Отчасти поэтому во всех экспериментальных данных исследования самооценки можно так или иначе видеть эту осторожность детей в обращении с негативными оценочными словами; они, если вынуждены их употреблять, обязательно смягчают ситуацию, показывая возможную перспективу изменения этих качеств как у себя, так и у сверстника.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети уже принимают во внимание при оценке себя мнение других людей,
могут (и показывают) его возможное несоответствие своей личной самооценке. В этот период большое значение для жизни ребенка приобретают сверстники, как и в предыдущий период жизни, общение с ними дает психологический материал ощущения полноты жизни, особенно в форме совместной деятельности, где проявляется особое чувство принадлежности к команде, к своим людям, гарантирующее на время защищенность и полноту переживаний.

Дети в конце детства склонны «заигрываться» до самозабвения в коллективные игры, примитивность содержания сюжета которых компенсируется эмоциональной включенностью в эту ситуацию участников командного действия, на время снимающего статусные переживания детей от пребывания в группе сверстников. Известно, что в этом возрасте дети очень четко могут определить и выразить свое отношение друг к другу. В каждой группе есть дети, которые получают максимальное количество положительных
оценок, ярких эмоциональных отзывов о себе, к ним проявляют высокую степень признания и уважения.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способно­стях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я» [10,362].

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонен­та «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Поведенческий компонент самооценки некоторыми исследователями выделяется в качестве отдельного сформирующегося на основе когнитивного и эмоционально-оценочного компонента. Для подростка важно не только знать, ка­кой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зави­сит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подрост­ки поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы [10,238].

2.4. Формирование самооценки подростков

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф. Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформившиеся общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Л.И. Божович выделяет условия формирования низкой, средней и высокой самооценки.

1. Условия формирования низкой самооценки.

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстра­иваться к другим людям; зависимость от взрослых в повсед­невной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умени­ем подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зави­симое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не дове­ряет окружающему миру, ему не хватает ощущения собствен­ной личностной ценности.

2. Условия формирования средней самооценки.

Родители детей с низкой самооценкой в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятель­ные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у де­тей этой группы, как правило, ограничивается.

3. Условия формирования высокой самооценки.

Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным доверенным лицом.

Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, за­ранее установленных полномочиях в принятии решений, не­двусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принима­ются коллективно. Соответствующие стандарты семейного по­ведения пользуются в таких семьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чув­ствует себя включенным в общий домашний круг. В большин­стве случаев основные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важно скорее то, что эти решения одобряются всей семьей.

Характерная особенность подросткового возраста - рост самосознания. Подростки становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Выделяют три уровня самооценки: низкая средняя и высокая.

Основными условиями формирования самооценки являются оценки других людей и сравнение себя (успехов, неудач) с другими.





Выводы

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Определения своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание - вот на что обращает подросток свое внимание.

Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности. Самооценка в конце детства является одним из устойчивых психологических образований, характеризующих ориентацию психологического пространства ребенка в системе социальных норм и правил.

Именно в подростковый период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформившиеся общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.





3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ КОМПЬЮТЕРНО - ЗАВИСИМЫХ подростков

3.1 Задачи и организация и исследования

Исследовательская работа по изучению особенностей самооценки у компьютерно-зависимых подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 4 г. Городца Нижегородской области в период с 01.02. по 28.05. 2011 г.

В исследовании принимали участие ученики двух девятых классов в возрасте 14 - 15 лет. Количество испытуемых - 40. Выбор испытуемых обусловлен тем, что учащиеся, по мнению учителя информатики, имеют чрезмерное пристрастие к компьютерным играм, Интернету и развитие неадекватную самооценку.

Цель исследования: изучение уровня самооценки у подростков, имеющих компьютерную зависимость.

Задачи исследования:

  1. определить степень компьютерной зависимости;

  2. диагностировать самооценку у компьютерно-зависимых подростков;

  3. диагностировать самооценку у компьютерно-независимых подростков;

  4. выполнить сравнительный анализ уровня самооценки у компьютерно-зависимых и компьютерно-независимых подростков.

  5. разработать рекомендации взрослым по коррекции компьютерной

зависимости подростков.

Выскажем предположение, что уровни компьютерной зависимости и самооценки прямо коррелируют друг с другом: чем выше уровень компьютерной зависимости подростков, тем ярче выражено отклонение от адекватной самооценки.

3.2. Определение степени компьютерной зависимости



С целью выявления степени компьютерной зависимости подростков была использована диагностическая методика: «Тест для определения степени компьютерной зависимости», автор: Т.А.Шишковец (текст методики в приложении 1).

Тест для определения степени компьютерной зависимости представляет собой список вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ, используя пятибалльную шкалу:

0 баллов - никогда;

1 балл - редко;

2 балла - иногда;

3 балла - часто;

4 балла - всегда.

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность наличия компьютерной зависимости:

Бланки с ответами испытуемых и первичная обработка данных представлены в приложении 2.

Обобщение результатов исследования компьютерной зависимости у подростков представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Обобщение результатов исследования проявления компьютерной зависимостиу подростков

Код испытуемого

Общее кол-во баллов

Степень компьютерной зависимости

01

22

обычный пользователь

02

16

обычный пользователь

03

25

обычный пользователь

04

18

обычный пользователь

05

32

высокая вероятность зависимости

06

38

высокая вероятность зависимости

07

35

высокая вероятность зависимости

08

52

высокая вероятность зависимости

09

57

высокая вероятность зависимости

10

31

высокая вероятность зависимости

11

33

высокая вероятность зависимости

12

51

высокая вероятность зависимости

13

24

обычный пользователь

14

32

высокая вероятность зависимости

15

26

обычный пользователь

16

32

высокая вероятность зависимости

17

41

высокая вероятность зависимости

18

37

высокая вероятность зависимости

19

32

высокая вероятность зависимости

20

42

высокая вероятность зависимости

21

42

высокая вероятность зависимости

22

25

обычный пользователь

23

18

обычный пользователь

24

24

обычный пользователь

25

31

высокая вероятность зависимости

26

29

обычный пользователь

27

30

высокая вероятность зависимости

28

34

высокая вероятность зависимости

29

33

высокая вероятность зависимости

30

36

высокая вероятность зависимости

31

48

высокая вероятность зависимости

32

39

высокая вероятность зависимости

33

36

высокая вероятность зависимости

34

28

обычный пользователь

35

33

высокая вероятность зависимости

36

35

высокая вероятность зависимости

37

37

высокая вероятность зависимости

38

30

высокая вероятность зависимости

39

27

обычный пользователь

40

21

обычный пользователь

Обычный пользователь

Абс. чис.

13

% отн.

32%

Высокая вероятность компьютерной зависимости

Абс. чис.

27

% отн.

68%

Наглядно результаты исследования компьютерной зависимости у подростков отражены в рисунке 3.1.

Исследовательская работа на тему: Самооценка компьютерно-зависимых подростков



Рис. 3.1. Результаты исследования компьютерной зависимости у подростков

Исходя из результатов исследования можно сделать выводы.

У 32% детей, принявших участие в исследовании, отсутствует проблема частого пребывания за компьютером. Они являются обычными компьютерными пользователями.

Среди опрошенных выявлено 68% учащихся с высокой степенью компьютерной зависимости. У подростков существует проблема из-за частого пребывания в сети и увлечения компьютерными играми, то есть их уровень зависимости превышает средний.

Исследование компьютерно-зависимых подростков позволило разделить испытуемых на 2 группы. В состав первой группы вошли подростки, у которых выявлена компьютерная зависимость. В состав второй группы вошли подростки, у которых компьютерная зависимость не выявлена.

3.3. Диагностика уровня самооценки у компьютерно - зависимых подростков

С целью изучения уровня самооценки у компьютерно-зависимых и компьютерно-независимых подростков были использованы следующие методики:

  • методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (текст методики и ключ к обработке данных в приложении 2);

  • методика определения самооценки Ярошенко Р.Д. (текст методики и ключ к обработке данных в приложении 3).

3.3.1 Диагностика уровня самооценки у компьютерно - зависимых подростков

1) Диагностика уровня самооценки подростков по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн. Данная методика позволяет сравнить самооценки ребенка по разным шкалам, определить сферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно, выделить сферы вызывающие проблемы.

Бланки с ответами испытуемых и первичная обработка данных представлены в приложении 4. Результаты уровня самооценки у компьютерно-зависимых подростков представлены в таблице 3.2.(стр.56).

© 2010-2022