Применение Интернет-технологий при изучении информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ.

Автор: Гололобова Н. Г., учитель информатики, первой квалификационной категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Сегодня Интернет - технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернет в образовательном процессе. Интернет - технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, недоступные в других сетях.

Всемирная компьютерная сеть возникла совсем недавно. Однако сейчас миллионы людей во всем мире уже не могут обойтись без этого мощного современного средства общения и познания. Возможности Интернета постоянно расширяются, в нем появляется много новой информации, и путешествовать по нему становится все интереснее. Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее учителям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь с использованием Интернет-технологий, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Современный урок информатики немыслимым без использования Интернет-технологий. Учитель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, так же учителя используют видео-лекции. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей учителя, освоившего данные технологии, учащиеся в данном случае не решают своих задач. Учащиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд.

Интерактивность: сайты можно использовать как в школе, на уроках, так и дома (при наличии доступа к Интернету) для самостоятельной подготовки. Использование Интернета на уроках повышает информационную культуру учащихся и развивает стремление использовать Всемирную паутину для самообразования. Позволяет использовать при проведении уроков более обширную информацию, чем та, которая представлена в традиционных источниках. Использование сайта обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями, появляющимися в научных журналах и других специализированных источниках. Использование сайтов при проведении уроков информатики имеют свои плюсы по сравнению с традиционной формой проведения уроков.

Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

- оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;

- доступ к различным источникам информации;

- запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия . Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи , к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Интеграция информатики с другими учебными предметами организационно облегчается тем, что при изучении раздела "Информационные технологии" есть возможность совместить изучение тем, таких как текстовые редакторы, создание презентаций, использование Интернет - технологий с темами других предметов и организовать интегрированные уроки. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет-ресурсов; отбор и структурирование материала, представление информации разными способами). Работа над дизайном воспитывает эстетический вкус, повышает общекультурный уровень учащихся, стимулирует творчество. С точки организации самостоятельной работы на этих уроках учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Ресурсами Интернета пользуются люди разных возрастов и профессий. Все больше информационных источников появляется в Сети. Для большинства молодежи Интернет становится привычным и удобным средством для общения и получения информации. В условиях современного информационного потока, задача школы состоит в том, чтобы направить детей в нужное русло, научить получать новые знания с помощью Интернета, применять их в повседневной жизни.

Можно использовать ресурсы Интернет в следующих сферах педагогической деятельности:

  • при подборе материала для подготовки к урокам;

  • для личного профессионального развития;

  • для повышения мотивации школьников к обучению.

Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет организуется следующим образом:

  • фронтально (виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты);

  • индивидуально (поиск, отбор и анализ информации);

  • в группах (выполнение общего учебного проекта).

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия.

Интернет-ресурсы использую в основном при проведении уроков-практикумов.

Для изучения темы «Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов», широко применяются онлайновые словари и переводчик (lingvo.ru и translate.ru). При работе над темой «Поиск информации в сети Интернет» ребята сравнивают принципы работы различных поисковых систем Yandex, Google, Rambler, Yahoo. Работая над заданием, ученики пользуются материалами учебника, а дополнительную литературу ищут самостоятельно в сети Интернет, посещая сайты yandex.ru, rambler.ru, google.ru, yahoo.ru .

Для успешной ориентации учащихся в географическом мировом пространстве, при изучении темы «Геоинформационные системы в Интернете» используем интерактивные карты eatlas.ru и программу - навигатор Google Earth. При создании интерактивных презентаций учащиеся активно пользуются не только поисковыми системами, но и справочными материалами on-line библиотек (rsl.ru, lib.ru) и энциклопедий (elibrary.ru, dic.academic.ru, ru.wikipedia.org), что способствует повышению общекультурного уровня учащихся.

Сейчас, одним из важнейших этапов, является внедрение в школах облачных технологий. Эти технологии позволят повысить уровень и качество образования. Поэтому, при изучении темы «Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей» учащиеся знакомятся с принципами работы облачного пространства, создают свой аккаунт в Google и учатся работать в Документах Google. В своем облачном пространстве создают текстовые документы, выполняют вычисления в табличном редакторе. Завершающим этапом является совместная проектная работа над презентацией «Облачные технологии».

Большую роль в подготовке к уроку и в освоении учащимися учебного материала играют видеоролики, размещенные на сайте interneturok.ru/ru/school/informatika. Кроме того, учащийся, пропустивший урок по каким либо причинам, всегда может просмотреть нужный видеоролик самостоятельно в домашних условиях.

В последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес в жизни людей занимает Интернет и технологии, связанные с работой в сети, умение создавать web-сайты. Изучение темы «Основы языка разметки гипертекста» и освоение языка html дает возможность учащимся самим создавать продукты, которые можно применять в сети Интернет. Создание своих сайтов является эффективным инструментом развития творчества детей. На уроках по овладению приемами сайтостроения школьники учатся создавать простые web-сайты с помощью языка разметки гипертекста html и бесплатных конструкторов (ucoz.ru, narod.ru и др.). Эта работа осуществляется в виде проектной деятельности. Данный вид деятельности позволяет учащимся не только получить навыки конструкторского и исследовательского творчества с использованием современных технологий, но и определиться с выбором будущей профессиональной деятельности.

Широкое применение имеют и Online - тесты на разных этапах урока. Так же большую роль они играют при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Таким образом, можно сказать, что использование Интернет-ресурсов:

  • переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков;

  • помогает учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки;

  • делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время;

  • дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях;

  • формирует умения и способы деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов;

  • повышает информационную культуру учащихся и развивает стремление использовать Интернет для самообразования.

Можно ли однозначно сказать, что Интернет - технологии - это мощный инструмент, который органично впишется в учебный процесс? Для кого это будет полезным в первую очередь: для учеников или преподавателей? Может быть, Интернет - технологии вытеснят из учебного процесса сначала книгу, а затем и самого учителя. Возможно, и школа как социальный институт отомрет за ненужностью: электронный преподаватель, вооруженный неисчерпаемыми базами текстовой, графической и видеоинформации с экрана монитора расскажет ребенку об устройстве мироздания, истории его страны и высших человеческих ценностях? Много вопросов и опасений ставит перед образованием этот быстро развивающийся спрут. Но мы не можем от них отвернуться и ждать, когда все само встанет на свои места. Мы вынуждены познакомиться с этим явлением, изучить его и научиться использовать, что называется в интересах учебного процесса.



© 2010-2022