Применение тестовой технологии на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верховажская средняя школа имени Я.Я.Кремлева»



Применение тестовой

технологии для контроля знаний на уроках информатики.


Учитель информатики: Д.А.Трошечкин













2014-2015 г.


  1. Актуальность.

Станиславский говорил: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.»

Я надеюсь, что мое выступление будет для Вас тем самым новым знанием сегодня.

Реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроля учебных достижений. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки считают тест.

Тема моего выступления «Применение тестовой технологии для контроля знаний на уроках информатики.»

Цель работы:

  • Создание банка тестов по информатике для 8-11 классов

Задачи представлены на слайде:

  • Изучить теоретический материал по данной теме

  • Познакомиться с различными компьютерными программами для составления тестов

  • Составить тесты по различным разделам информатики для 8-11 классов

  • Выяснить преимущества и недостатки тестовой формы контроля

Итак,важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения. Формы контроля разнообразны: собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.

Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках информатики для меня послужили следующие факторы:

Во-первых, проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ОГЭ и ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. При этом, опыт предыдущих лет показал, что учащиеся не всегда могут продемонстрировать свой уровень знаний из-за излишнего волнения. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

Таким образом одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. И в своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования.


  1. Основные понятия.

Остановлюсь на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт.

Тестом в педагогике называют стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки учителем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.

Тестовые задания - это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.


  1. Общие требования к тестовым заданиям и тестам.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да-нет", "верно-неверно".

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

К основным требованиям составления тестов можно отнести следующие:

Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

Формальная чистота.

Шрифт должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

Надежность.

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

Содержательная корректность.

Текст любого содержания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.

Краткость заданий.

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Однозначность ответа.

Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.

Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Время выполнения я рассчитываю так:

30-60 секунд на задание репродуктивного уровня,

1 минута на задание конструктивного уровня,

2 минуты на задание, требующее небольших расчетов

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.

Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда я намеренно в начале теста ввожу несколько таких заданий, чтобы ободрить учащихся, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.

Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

Я придерживаюсь и определенных требований к структуре тестов. На слайде представлены основные элементы теста.

Тест должен включать в себя следующие элементы:

  • имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета);

  • номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.-4);

  • указание уровня усвоения.

Оформляя тестовые задания, я придерживаюсь следующих правил, они на слайде. Каждый тест включает инструкцию, формулировку задания и варианты ответов.

  • Инструкция для ученика обязательно должна присутствовать до формулировки задания (-й).

  • Само задание набирается шрифтом большего размера, чем ответы. Это необходимо для лучшего психологического восприятия информации и обдумывания ответа.

  • Варианты ответов начинаются с цифр или букв, затем ставится точка или скобка «)» и далее, после пробела, идет сам ответ с маленькой буквы. Ответы должны быть расположены ниже текста самого задания.

  1. Формы тестовых заданий.

Педагогический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, к основным из которых относятся следующие, представленные на слайде:

1) задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;

2) задания с открытым ответом;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности.

Наиболее распространенными являются задания первых трех типов.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от цели создания и применения теста, от темы и т.д. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы - процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.


  1. Преимущества тестирования.

Программа учебной дисциплины "Информатика" предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики часто выделяется минимум времени - всего 1-2 часа в неделю, и на уроке на практическое освоение компьютера у учащихся остается очень мало времени.

Тесты позволяют эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени.

Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

  • Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.

  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.

  • Тестирование - это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.

Недостатки

  • Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и процесс.

  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Электронное тестирование по сравнению с тестированием на бумаге имеет ряд преимуществ:

  • оперативность при подведении итогов

  • беспристрастность оценок

  • сам процесс тестирования более интересен для обучающегося

  • возможность осуществления самоконтроля

  • сокращение времени реализации обратной связи

  • меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов

  • простота и экономичность тиражирования

  • возможность дистанционного тестирования

  • возможность моделирования тестовых заданий (их последовательности, вариативности и даже самих условий) на основе заданного алгоритма

  • повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования)

  • легко ввести ограничения по времени тестирования (особенно актуально при дистанционном обучении)

  • при дистанционном обучении учащиеся могут получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при необходимости) любое количество раз

Электронное тестирование не является альтернативой других форм итогового контроля, а дополняет их. Перечисляя достоинства компьютерного тестирования, необходимо указать и на его недостатки. С его помощью можно формировать только простейшие навыки, поверхностные знания, основанные на запоминании некоторого набора фактов, для формирования навыков творческого использования полученных знаний необходимо применять другие формы обучения. Наконец, не стимулируется умение ученика грамотно и понятно изложить свои мысли.



  1. Программы, используемые для составления тестов и примеры тестов.

Существуют он-лайн ресурсы, содержащие тесты

/Показать примеры и рассказать о них/

Сейчас в Интернет можно найти большое количество тестовых программ. Многие из них предназначены для проведения тестирования в условиях школы. Например, в Интернете я нашел программу генератор тестов в формате html и уже в течении двух лет работаю с ней.

/Рассказать по слайдам о создании тестов/

С использованием данного генератора разработаны тесты, часть из которых представлена на слайде:

  • «Язык разметки гипертекста» (8 класс)

  • «Архитектура ЭВМ» ( класс)

  • «Программное обеспечение компьютера» ( класс)

  • «Операционная система» ( класс)

  • «Алгоритмизация» ( класс)

  • «Базы данных» (11 класс)

Для проведения компьютерного тестирования мной из достаточно большого количества компьютерных программ была выбрана среда тестирования «MyTest». Данная система имеет ряд преимуществ.

Во-первых, она распространяется бесплатно.

Во-вторых, «MyTest» состоит из трех модулей: MyTestServer, MytestEditor и MyTestStudent Первый модуль позволяет учителю производить различные настройки по организации тестирования, вести учет результатов тестирования в разрезе классов и индивидуальных результатов обучающихся, а также сквозной учет по годам (классам) обучения. Второй модуль позволяет вводить тестовые задания, организовывать внешние базы тестовых заданий для дальнейшей загрузки в программу. Третий модуль предназначен для организации автоматизированных рабочих мест тестирования обучающимися.

В-третьих, интерфейс данной среды тестирования полностью русифицированный, что существенно облегчает работу по созданию тестов.

Данная программа предоставляет следующие возможности:

  • Удобный и простой в использовании редактор тестовых заданий.

  • Текст вопросов может сопровождаться изображением и комментариями.

  • Программа позволяет установить лимит времени на прохождение теста.

  • Варианты ответов автоматически перемешиваются случайным образом.

  • Вопросы могут следовать по порядку номеров или случайно.

  • Иметь контроль: оценка (2,3,4 или 5), зачет/незачет или рейтинговый.

В 2013-2014, 2014-2015 учебных годах используя данную программу, созданы и апробированы тесты по следующим темам:

  • «Информация и информационные процессы» (8 класс)

  • «Устройство компьютера» (8 класс)

  • «Моделирование» (9 класс)

  • «Растровая и векторная графика» (9 класс)

  • «Системы счисления» (10 класс)

  • «Виды вирусов» (11 класс)

и так далее.

В своей работе также использую демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике

Так же мною разработаны тестовые задания в программе Microsoft Excel. На слайде представлены тесты по темам:

«Электронные таблицы» (9 класс)

«Файлы и файловая система» (10 класс)

Разработку тестовых заданий учащиеся сами выполняют в качестве итоговой работы по теме "Табличный редактор Microsoft Excel". Это способствует развитию логического мышления учащихся, выработке навыков программирования. Опыт показывает, что и сами учащиеся предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.

По результатам проведенного в 8-9-х классах тестирования 81% учащихся отдают предпочтение тестовой форме контроля.

  1. Об использовании тестов в учебном процессе.

В конце изучения объемной темы на этапе актуализации использую тематические тесты закрытого типа, содержащие до 10 заданий.

Тесты с выбором ответа, содержание более 10 заданий провожу на уроках развития и закрепления знаний и умений, уроках по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности, уроках проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Опыт работы предыдущих лет показывает, что работа с тестами благотворно сказывается на развитии знаний и умений учащихся и вырабатывает психологическую адаптацию к условиям проверки знаний на любом уровне (контрольная работа, экзамен, вступительные испытания в ВУЗы)

  1. Заключение.

В настоящее время контроль знаний с помощью тестирования приобретает массовый характер. Системное применение компьютерного тестирования способствует рассмотрению достижений обучающихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому в положительной динамике.

Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы. Основное достоинство тестовой формы контроля - это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета, что позволяет достигнуть беспробельных знаний.

Хочется отметить еще одну особенность тестов, хорошо известную тем учителям, которые уже давно пользуются ими, - тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем - страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. К тому же, хорошие результаты тестирования помогут учителю психологически подготовить учеников к контрольной или зачету, сняв ряд проблем, о которых говорилось выше. При тестовом контроле знаний не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у учащегося сохраняется положительный психологический настрой на обучение. Тест учит не только на правильном материале, но и на неправильном. Тестовый контроль объективен и беспристрастен, и именно в таком контроле заинтересовано современное общество.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: нет сомнения в том, Использование тестовых технологий при правильном понимании функций тестов, знание различных форм тестовых заданий и чёткое определение целей тестирования могут значительно расширить возможности учителя при планировании контроля знаний и умений учащихся, снять проблемы субъективированности оценки, чётко определять дальнейшую коррекцию в пробелах знаний учащихся.

Умение составлять грамотные тестовые задания и целые тесты необходимо каждому педагогу!

  1. Литература.

  1. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  2. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 8 - 9 классы. Москва, «Вако», 2005 год

  3. О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике 10 класс. Москва, «Вако», 2006 год

  4. Л. А Анеликова Тесты. Информатика и информационные технологии 6 - 11 классы. Дрофа 2004 г




Применение тестовой технологии на уроках информатики


© 2010-2022