Статья Нужен ли будет учитель в информационно развитом обществе?

Информатизация общества, влекущая за собой  информатизацию образования, имеет свои плюсы и минусы. А педагогические работники, в свою очередь, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века, выявлять и решать актуальные проблемы образования. В Государственной программе развития  образования на 2011-2020 широко рассматриваются все указанные выше проблемы и одна из них – статус педагога «…задачи создания...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нужен ли будет учитель в информационно развитом обществе



Наш век гордится машинами,

умеющими думать, и побаивается людей,

проявляющих ту же способность.
Мамфорд Джонс


Новые технологии кардинально меняют жизнь. Современная эпоха характеризуется как эпоха информационного общества. Выясним, что характерно для информационного общества? Это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации - и тем самым, к образованию и культурным ценностям, общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью [1].

Характерной чертой периода информатизации общества является тот факт, что доминирующим видом деятельности становится сбор, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания. Сегодняшний этап развития информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. И возникает вопрос: нужен ли будет учитель в информационно развитом обществе? Попробуем разобраться в этой проблеме, ведь именно нам, учителям не безразлично, как нас будет воспринимать ученик? Каким должен быть учитель информационного общества?

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в образовании: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать новая образовательная среда - информационно-технологическая с постоянно развивающимися учебным пространством. Государственная программа образования 2011-2020 годы

Рассмотрим приведенный аргумент:

- образовательная среда действительно кардинально поменялась, если два года назад на один компьютер приходилось семь- девять учеников, то с внедрением в школы Казахстана проекта «электронное обучение» количество учащихся на один компьютер составляет два-три. Процент учащихся, имеющих персональный компьютер дома возрос с 63% до 87%;

- современный учитель осваивает новые технологии, повышает свое мастерство на курсах переподготовки;

- но, внедрение данного проекта в образовательный процесс осложняется тем, что пока работают напрямую со школами только представители инженерных структур, которые далеки от проблем школы, а это значит, нет четких установок по внедрению данного проекта в обучение и в каждой школе делают пока это так, как считают администрация, учитель информатики, так как до сих пор в штатное расписание школы не введена ставка системного администратора. Но, наверное, было бы правильнее ввести не ставку системного администратора (он, в большей степени, решает технические вопросы), а ставку заместителя директора по информатизации, который бы действительно вел работу по организации обучения в новой среде[2].

Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта). В этом вопросе также есть проблемы:

- не все педагоги готовы использовать новые технологии у себя на уроке, даже после прохождения курсов переподготовки учителям трудно преодолеть барьер перехода от традиционного урока к уроку, где учитель посредник. Связано это с тем, что пока большинство учителей используют имеющиеся ресурсы, и мало создают своих электронных продуктов, так как мало знакомы с информационными технологиями. Значит, формы учебной деятельности пока мало чем отличаются от деятельности, которая присуща стандартному уроку. Только решив вышеуказанные проблемы можно говорить об информатизации образования как процессе трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающим подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.

Теперь попробуем разобраться каким должен быть учитель информационного общества?

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: "Быть с веком наравне". А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

- глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

- оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

- уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

- повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;

- собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;

- тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

- теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

- обладать широкой эрудицией.

Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. Речь идет об учителе новой формации и образовании в течение всей жизни. Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, а непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности[3].
Современный учитель полностью понимает, что работая в современной школе нужно соответствовать современным требованиям, иначе, он будет не понят и отвергнут учениками.

Какие же перспективы открываются перед современным учителем? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:

- перенос центра тяжести с обучения на учение.

Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию [4]. Современная жизнь школьника заполнена всякого вида информацией, так как доступ к ней сейчас свободен и ни чем и ни кем не ограничен, но не потеряться в потоке информации должен помочь учитель, он должен заинтересовать, помочь выбрать нужное из большого объема. На данном этапе, важнейшая задача учителя - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Появляются новые вопросы, как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя? Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям. Учащемуся, будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных ответственных решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка»[5].

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника. В младшем школьном возрасте идет процесс накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры. Это задача, которую и должен решать учитель информационного общества.

В современной литературе существуют различные толкования понятия информационная культура. Рассмотрим высказывание профессора Н.И. Гендиной: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей»

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Согласно исследованиям Н.И. Гендиной формирование и развитие информационной культуры строится на основе системно - объектного подхода и с учетом особенностей и интересов обучаемых. Это предполагает формирование информационной грамотности не только на уроках информатики, но и на других предметных уроках с использованием ИКТ-технологий, что позволит подчеркнуть не только значимость указанных технологий, но и действительно формировать информационную культуру в контексте общечеловеческой культуры[5].

Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Формирование информационной культуры личности - это требование, информационного общества. Эффективным этот процесс будет только тогда, когда ученик научиться находить, сортировать и использовать необходимые знания на практике, но для этого учитель должен находить новые приемы и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

- повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

- применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

- применение активных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

- использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.

Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих:

- когнитивный компонент - это использование источников информации и знание принципа ее поиска;

- технологическая составляющая наполняется информационными умениями - находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения при помощи компьютера;

- не менее важным является эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

Итак, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно - образовательную среду, которая способствует развитию информационной культуры школьника. К сожалению, работая преподавателем курсов компьютерной грамотности, зачастую сталкиваешься с тем, что путают эти два понятия - компьютерная грамотность и информационная грамотность и информационная культура. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

Овладев информационной грамотностью ученик способен решать следующие задачи:

- Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);

- Куда мне обратиться? (выявление источников);

- Как получить информацию? (поиск ресурсов);

- Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);

- Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);

- Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);

- Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);

- Как ее представить? (представление, коммуникация)

- Каков результат? (оценка).

Эти этапы осваиваются последовательно и формируют информационную культуру. Обучение необходимо начинать с младших классов. Не случайно ГОСО 2013 года предусматривает преподавание информатики с пятого класса и в начальном звене возможно введение факультатива.

При формировании информационной культуры роль учителя неоспоримо велика. Деятельность его должна носить систематический характер. Учитель информационного общества должен учитывать психологические особенности всех возрастных групп. Владеть широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Важно донести до каждого ученика мысль о том, что они живут в новом «информационном обществе». А каждый учитель должен понять, что современная школа - школа информационно-коммуникационных технологий, требующая от учителя знания новых технологий, применение которых будут способствовать формированию информационной культуры современного школьника [6].

Темпы развития цифровой техники продолжают нарастать и перед современным учителем ставят новые вопросы:

- как сделать насыщенной информационно-образовательную среду?

- какие технологии следует внедрять?

- как заставить эффективно работать имеющиеся в школе цифровые образовательные ресурсы?

- как сопровождать ученика в этих условиях?

Мы видим, что информатизация общества, а, следовательно, информатизация образования не упраздняет роли учителя, а, наоборот, ставит перед ним все новые и новые задачи, предъявляет новые требования к его квалификации, его компетенциям.

Из вышесказанного следует, что информатизация общества, влекущая за собой информатизацию образования, имеет свои плюсы и минусы. А педагогические работники, в свою очередь, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века, выявлять и решать актуальные проблемы образования. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 широко рассматриваются все указанные выше проблемы и одна из них - статус педагога «…задачи создания современной системы образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников», то есть, роль учителя и требования к нему в информационном обществе не упраздняется, а возрастают[7].








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Школьная библиотека - №3-2002.

  2. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека - №8 - 2007.

  3. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан.

  4. Гузеев В.В. Информационные технологии. Школьная библиотека - № 6-2000.

  5. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 5-10 с.

  6. Паршукова, Г.Б. Информационная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) [Текст]: Монография / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2003. - 158-163 с.

  7. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.



© 2010-2022