Статья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы». »

Статья носит научно-практический характер.Посвящена авторской разработке Солнышкиной Зинаиды Григорьевны -  интегрированию литературы в конкретный раздел информатики, а именно в тему: «Алгоритмизация».Статья состоит из введения, обоснования целей и основной части - примеров с иллюстрациями. Формат *.doc (MC Word 2003).Статья может быть полезна как учителям информатики 5,6 и 9 классов, так и учителям информатики в целом. Практическая направленность позволит применять данную методику на своих урок...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель информатики и ИКТ Солнышкина Зинаида Григорьевна

Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».

Алгоритмизация является одной из важнейших и ключевых тем в школьном курсе информатики. От того, насколько удачно учитель преподнесет данную тему, зависит дальнейший успех детей в программировании и других сферах информатики.

Напомню, что Алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Тема «Алгоритм» входит в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего образования в раздел «Информационные процессы»

Как правило, алгоритмы изучают в 6 и 9 классах.

По принятым негласным правилам, учителя и авторы учебников, при раскрытии темы алгоритмов, опираются преимущественно на описание жизненных ситуаций. Самые распространенными примерами являются: приготовление еды по рецептам, пришивание пуговиц, режим дня, инструкции к различным приборам и т.д.

На сегодняшний день, популярным и удачным для изучения алгоритмов является отрывок из сказки «Золушка». Его используют многие педагоги и он часто встречается на Интернет-ресурсах.

Перемой-ка всю посуду.
Да натри полы повсюду,
Дров на месяц наколи,
Кофе на год намели,
Посади среди цветов
Сорок розовых кустов,
И, пока не подрастут,
Подметай дорожки тут.

Этот пример подтолкнул меня к идее использовать другие литературные произведения при изучении темы: «Алгоритмы». Данный метод поможет достичь следующих целей:

  1. Интегрировать информатику и литературу

  2. Привить эстетические качества учащимся

  3. Красочно, доступно иллюстрировать процесс разбиения решения задачи на последовательность отдельно выполняемых шагов.

  4. Вызывать интерес к чтению.

Я подобрала ряд произведений и отрывков из русской литературы, которые можно использовать на уроках.

Первый пример я снабдила пояснительной блок-схемой.


IСтатья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».». Русская сказка «Маша и медведь»

Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

Статья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».»II. Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»

ЕСтатья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».»сли был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты, сынок.


III. Валентин Петрович Катаев «Цветик-семицветик»

ЛСтатья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».»ети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

IV. Самуил Маршак «12 месяцев»

Не трещите, морозы,

ВСтатья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».» заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю.

V. Сергей Аксаков «Аленький цветочек»

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».

Статья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».»


VI. Русская сказка «Колобок»

Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.


Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Статья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».»

VII. Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский»

«Сбегай туда поскорей и положи в дупло вот


Статья «Применение литературных произведений на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмы».» это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал»

© 2010-2022