Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Метод проектов

на уроках информатики и ИКТ





Содержание


Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Метод проектов как способ организации учебно-познавательной деятельности……………………………………………………………………. 5

1.1 Сущность метода проектов…………………………………………. 5

1.2. Основные требования к использованию метода проектов………. 10

Глава II. Применение метода проектов на уроках информатики…………… 16

2.1. Роль учителя в проектной деятельности учащихся………………. 16

2.2. Пути совмещения классно-урочной системы и метода проекта.... 18

2.3. Место предмета «информатика и ИКТ» в учебном процессе…… 21

2.4. Примеры мини-проектов…………………………………………… 26

Заключение……………………………………………………………………... 32

Список литературы…………………………………………………………….. 35

Приложения…………………………………………………………………….. 36

Введение

В современной Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями школьного образования в России стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • формирование высокого уровня правовой культуры;

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Различают три основных группы технологий - объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.

Современная школьная образовательная система предполагает изменение в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение инновационных технологий и форм работы. В связи с этим большой интерес у учителей вызывают такие технологии как проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.

На сегодняшний день метод проектов - один из популярнейших способов, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, личностно-ориентированное обучение.

Поэтому считаю, что применение этого метода стало актуальным для каждого педагога современной школы.

Опираясь на вышесказанное, определяю цель данной работы: исследовать метод проектов как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся и показать его применение на уроках информатики.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Раскрыть сущность метода проектов.

  • Изучить требования к использованию метода проектов.

  • Определить роль учителя в проектной деятельности обучающегося.

  • Определить преимущества и недостатки проектного метода.

  • Ответить на вопрос: можно ли совмещать классно-урочную форму обучения и метод проектов на уроках информатики.

  • Раскрыть эффективность применения метода проектов на уроках информатики.

Метод проектов как способ

организации учебно-познавательной деятельности

1.1 Сущность метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект».

Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Всё из жизни, всё для жизни». Главная идея американских педагогов состояла в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

  • деятельность строится не в русле учебного предмета;

  • опора на сиюминутные увлечения детей;

  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Идея заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматична с тем, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Дж.Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемой задачи - развития познавательных способностей ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на личность ребенка. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д.- Симоненко, П.С. Лернера, Н.С. Полат, И.Д. Чечель, Ю.Л. Хотунцева, И.Л. Сасовой, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой и др. В настоящее время идея развития личности вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего.

Сущность современного проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.

Профессор Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». (7, 16)

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов условно определена по следующим признакам: доминирующий вид деятельности в проекте; число участников; продолжительность проекта.

Классификация по доминирующему виду деятельности

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн-петли» - определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.).

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, СМИ, базы данных, Интернет), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

Практико-ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Классификация проектов по количеству участников

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Когда речь идет о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблема приобретает контуры проектной исследовательской деятельности. Таким образом, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным, вполне разработанным и структурированным компонентом системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к решению определенных проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности - они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Коллективное сотрудничество позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне и таким образом при совместной проектной деятельности (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы.

Классификация по продолжительности проекта

Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными. Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

1.2. Основные требования к использованию и структура метода проектов

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

  • замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;

  • планирование проектной деятельности, выделение отдельных ее этапов и распределение во времени;

  • собственно выполнение проекта, которое происходит, как правило, вне рамок класса и урока и определяется содержанием проекта;

  • презентация результатов проекта - важнейший этап проектирования, который организуется в различных формах: специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях и т. д.


При создании проекта можно структурировать следующую схему системы действий учителя и учеников (см. таблицу 1.)

Схема системы действий учителя и ученика при создании проекта

Таблица 1.

Этапы разработки проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Выполнение проектной деятельности может осуществляется как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. При продолжительных проектах чаще всего на уроке обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время выполняется вся исследовательская работа, проводятся консультации с учителями, работа в проектных группах, оформляются результаты.

Для ответа на вопрос что эффективней - персональные или групповые проекты, перечислим их преимущества.

Преимущества персональных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

  2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

  3. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта - от зарождения идеи до итоговой рефлексии.

  4. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

  4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


Применение метода проектов на уроках информатики

2.1. Роль учителя в проектной деятельности учащихся

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Роль учителя состоит в создании условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе - возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель-предметник, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? К ответу на этот вопрос, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

2.2. Пути совмещения классно-урочной системы и метода проекта

Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации образовательного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

При этом рекомендуется использовать следующие модели (способы) организации учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями:

Классно-урочная модель. Эта модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача учителя упрощается. Он ставит проблемы, показывает как их решать и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, также как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения, являющуюся вспомогательной для всех остальных. Кроме этого, модель просмотра также может вписаться в компьютерный класс в случае, когда перед учащимися не ставится никаких конкретных целей, а происходит как бы освоение процедуры просмотра. Все остальные модели требуют индивидуализированных действий учащихся и, тем самым, в классно-урочную систему не вписываются.

Проектно-групповая модель. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся учащиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие - к снижению успеваемости.

Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании изменений учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осуществляемым по мере необходимости в соответствии с распределением ролей между учащимися. При наличии в классной комнате нескольких, шести-восьми, проектных групп вполне может оказаться, что достаточно одного-двух компьютеров для обеспечения всей работы. При этом каждая группа может использовать компьютер иначе, чем другие группы. Работа учителя в таком классе становится сложнее.

Однако из-за высокой мотивации учащихся, можно, по крайней мере, быть уверенным, что все они заняты делом. Соответственно усложняется оценка учебных достижений каждого ученика. Чтобы избежать этой сложности, планирование оценочных процедур должно осуществляться при проработке проекта. Очевидно, что в зависимости от содержательного наполнения проекта может быть реализована любая из методологических моделей использования информационных технологий, кроме модели изучения.

Проектно-групповая модель может быть реализована при использовании одиночных компьютеров, возможно даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов могут вообще не требовать наличия компьютера в классной комнате. При этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера. Практическая реализация проектно-групповой модели требует наличия новых знаний у преподавателей и следования ими специальной процедуре.

Модель индивидуальной деятельности. Эта модель наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в школьной библиотеке. Эта организационная модель позволяет реализовать любую из методологических моделей использования информационных технологий, включая модель изучения. Для ее реализации может использоваться как урочное, так и внеурочное время. При наличии у учащихся домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу на дому.

В условиях модернизации образования проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.

Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение учебных проектов можно и нужно проводить в рамках классно-урочной системы, особенно в старших классах. Такие проекты показывают свою эффективность во многих школах и в нашей в том числе.

2.3. Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе

Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе - особое. С одной стороны, до сих пор в современной школе существует мнение, что информатика не столь важный и приоритетный предмет по сравнению, например, с математикой или русским языком. С другой стороны, в реальной профессиональной деятельности современный человек очень часто должен обладать высоким уровнем определенных информационных умений и навыков. Из выше сказанного вытекает главная задача обучения информатике в школе - сформировать у школьника общие умения и навыки использования информационных технологий.

Для формирования общих умений и навыков овладения информационно-коммуникационных технологий учениками современный учитель должен использовать не только традиционный, объяснительно-иллюстративный метод, но и технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Используя метод проектов, проблемное обучение, дифференцированный подход. Притом, что информационные технологии в широком смысле, не являются педагогическими технологиями, в учебном процессе современной школы они должны использоваться в первую очередь, как технологии, позволяющие школьнику систематизировать, интегрировать и применять полученные в школе знания.

Формирование информационных умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель информатики использует современные педагогические технологии.

Информатика - предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на личностно-ориентированные технологии.

Здесь важно отметить, что информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных свойств и явлений с реальной жизнью. Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, ученик может и должен использовать в своей учебной деятельности.

Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний; при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.

При таком подходе желательно, чтобы каждый современный учитель обладал необходимым уровнем использования информационно-коммуникационных технологий, был профессионально компетентен.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

  • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

  • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

  • динамичность развития содержания курса информатики.

Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, часто решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка при изучении компьютерной графики), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить метод проектов.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Считаю целесообразно следовать по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Проекты при этом могут быть небольшие на один урок (как правило, это уроки обобщающие знания) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

На уроках информатики в рамках предмета учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. В рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Использование метода проектов в старших классах, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов т.к. большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК. Изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности. Формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой. В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности, им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником для организации подобной среды является метод проектов.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:

  • формирование основ научного мировоззрения;

  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

  • подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;

  • овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.

На мой взгляд, приемлемой является следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем следует переходить к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по предмету. После этого переходить к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на уроках информатики следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

2.4. Примеры мини-проектов

Проект «Социологический опрос» (приложение 1)

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Заранее обозначается проблема, в решении которой ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся рекомендуется компновать по 3 человека в группе.

При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения - учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания»

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет или любая тема информатики, изучаемая на уроках.

Длительность: два урока

Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;

  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

  • создание макета кроссворда на бумаге;

  • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;

  • запись вопросов и ответов к кроссворду;

  • представление результатов работы учителю.

Перед проведением проекта целесообразно попросить учителей предметников принести кроссворды, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Заготовки можно использовать в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.

В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. (приложения 2, 3) Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Проект «Собери фразу»

Данный проект рекомендуется для 10-х классов, в рамках изучения темы «Файловая структура». Для его проведения учащиеся делятся на пары. Длительность - два урока.

Данный проект позволяет приобрести навыки навигации в ОС Windows, изучить порядок работы с ярлыками объектов, текстовой редактор Word, уяснить, в каких форматах можно сохранять файлы.

Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговаривается, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту. Какой-то из пяти файлов можно заархивировать - таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.

Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.

В этом проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой. Пример выполнения задания (Приложение 4).

Проект «Выбери ПК»

(рекомендуется для учащихся 7-9-х классов)

Тип проекта: ролевая игра, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один урок.

Ход проекта:

Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.

Подводя итоги проекта, следует обращать внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения друг к другу.

Описанные выше проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание информатики и позволяют сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Заключение

Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Для развития индивидуальных склонностей и способностей и чтобы ученик не остался "вещью в себе" метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики, на мой взгляд, все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, чему и посвящении данная работа.

Если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • изменения роли учителя в образовательной среде;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

  3. Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. - М., 2003.

  4. Intel «Обучение для будущего». - М., 2002.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

  6. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».

  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие - М.: 2001.

  8. Сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

приложения

Приложение 1.

Примерная анкета «Социологический опрос»

Каковы шансы, что вы будете смотреться крутым, если вы…

Вопрос

Никаких/

очень мало

Немного

Некоторые

Довольно большие

Очень большие

…курите сигарету?

…регулярно употребляете алкогольные напитки?

…активно занимаетесь спортом?

…хорошо учитесь?

…курите марихуану или другие наркотики?

Примерный анализ результатов опроса

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

Приложение 2.

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

Кроссворд по географии

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

По горизонтали:

  1. ИЗОЛИНИИ. дат замерзания воды

  2. ИЗОЛИНИИ. дат замерзания воды

  3. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. отдельное поселение

  4. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. понижение земной поверхности

  5. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. поселок в Бельгии

  6. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. часть морского дна

  7. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. усадьба помещика

  8. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. порог на р. Индигирка

  9. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. место скопления воды

  10. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. фаза водного режима

  11. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. зернистый слежавшийся снег

  12. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. канал

  13. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. небольшая отлогая возвышенность

  14. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. становище кочевников

  15. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. процесс разрушения берега волнами

  16. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. зыбкое, болотистое место

  17. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. темные горы

  18. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. процесс разрушения берега волнами

По вертикали:

  1. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. перешеек

  2. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. обособленно стоящая возвы шенность

  3. ИЗОЛИНИИ. продолжительности ледового покрова

  4. ИЗОЛИНИИ. сроков зацветания каких растений

  5. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. крупное поместье в странах Латинской Америки

  6. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. река, ручей в Средиземноморье

  7. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. большое село

  8. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. река, ручей в Средиземноморье

  9. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ. поместье в Японии

  10. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. часть океана

  11. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. топкое дно озера

  12. РЕЛЬЕФ СУХОПУТНЫЙ. вытянутая возвышенность

  13. РЕЛЬЕФ ВОДНЫЙ. часть морского дна

  14. ИЗОЛИНИИ. скоростей ветра

  15. ГЕОГРАФИЯ. воображаемый круг, делящий Землю на два полушария

  16. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ЭЛЕМЕНТЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. широкая аллея

Ответ:

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

Приложение 3.

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатикиКроссворд по теме Базы Данных

По вертикали:

1 Упорядочение записей в таблице по возрастанию или убыванию

3 Характеристика объекта, столбец таблицы

4 Строка таблицы

5 Логическая операция, имеющая значение «истина», когда истинны оба операнда

8 Значение, которое может принимать логическое выражение

По горизонтали:

2 Вопрос к базе данных

6 Форма логического выражения

7 Логическая операция, имеющая значение «истина», если значение хотя бы одного операнда истинно

9 Свойство, определяющее множество значений, которое может принимать поле в различных записях







1




















2














3












4


5









6










7

8










































9


















Ответ:








с













о










з

а

п

р

о

с











т





п








и





о



з


к



р





л



а


о

т

н

о

ш

е

н

и

е



п


н



в







д

и

з

ъ

ю

н

к

ц

и

я





с


ю



а


с






ь


н





т








к





и








ц





н







т

и

п




а








я









Приложение 4.

Пример задания на поиск файлов





Номер и имя файла

Задание на поиск следующего файла

Часть ключевой фразы

1) d1.doc

Второй файл создан в 11.00 и содержит слово «нужно»

Недостаточно овладеть

2) d2.txt

Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ «3»

премудростью, нужно

3) d3.dot

Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr

также уметь

4) d4.kr

Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт

пользоваться ею.

5) d5.rar

Цицерон

Приложение 5.

Пример выполнения проекта

Создание логотипа

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики

Приложение 6.

Пример выполнения проекта

Создание эмблемы

Исследование на тему Метод проектов на уроках информатики


© 2010-2022