- Преподавателю
- Информатика
- Программа по информатике 7 класс
Программа по информатике 7 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филатова А.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к рабочей программе по информатике 7 класса
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69)
3. Примерных программ основного общего образования по информатике и информационным технологиям, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 года.
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин МОАУ «СОШ №52» г. Оренбурга, реализующего образовательные программы общего образования, принятой на педагогическом совете (протокол №7 от 22.05.2015, утвержденной директором школы (приказ №115 от 22.05.2015).
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 классов в течение 35 часов. Контрольных работ -3; практических работ - 12. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
пользоваться персональным компьютером; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
тематическое планирование.
7 класс
Номер
урока
Тематика урока
Всего
Теория
Практикум
Контроль
ЗУН
Объекты и их имена (7 ч).
1
Техника безопасности и организация рабочего места.. Объекты и их имена.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»
1
0,5
0,5
2
Признаки объектов.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
1
0,5
0,5
3
Отношения объектов.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»
(задания 1-3)
1
0,5
0,5
4
Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6).
1
0,5
0,5
5
Состав объектов.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)
1
0,5
0,5
6
Системы объектов. Система и окружающая среда.
7
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа по теме: Объекты и их имена
1
0,5
0,5
Информационное моделирование (19 ч).
8
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3).
1
0,5
0,5
9
Информационные модели.
Практическая работа №11. «Графические модели»
1
0,5
0,5
10
Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)
1
0,5
0,5
11
Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)
1
0,5
0,5
12
Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)
1
0,5
0,5
13
Многоуровневые списки.
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»
1
0,5
0,5
14
Математические модели
Контрольная работа по теме «Модели объектов»
1
0,5
0,5
15
Табличные информационные модели.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)
1
0,5
0,5
16
Простые таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)
1
0,5
0,5
17
Сложные таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)
1
0,5
0,5
18
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)
1
0,5
0,5
19
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц»
1
0,5
0,5
20
Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3)
1
0,5
0,5
21
Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами » (задания 4-6)
1
0,5
0,5
22
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)
1
0,5
0,5
23
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3).
1
0,5
0,5
24
Многообразие схем.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2)
1
0,5
0.5
25
Информационные модели на графах.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-7
1
0,5
0,5
26
Деревья.
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
1
0,5
0,5
Алгоритмика (7 ч).
27
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика»
1
0,5
0,5
28
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
1
0,5
0,5
29
Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика»
1
0,5
0,5
30
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»
1
0,5
0.5
31
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»
1
0,5
0,5
32
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»
1
0,5
0,5
33
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация
1
1
34-35
Итоговый проект. Практическая работа №12.
2
1
1
Содержание курса
-
Объекты и их имена (7 ч).
Информация, информационные объекты различных видов. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов.
-
Информационное моделирование (19 ч).
Простейшие управляемые компьютерные модели. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. /Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
-
Алгоритмика (7 ч).
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных работ ( время проведения 20 минут).
Количество работ
за учебный год
Контрольная работа по теме
№ урока
по КТП
4
Объекты и их имена
7
Модели объектов
14
Алгоритмизация
33
Перечень литературы и средств обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
для учителя:
-
Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
В комплекте:
Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
для ученика:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ
в 7 классах
Аппаратные средства
-
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
-
Мультимедиапроектор
-
Интерактивная доска
-
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
-
Источник бесперебойного питания
-
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
-
Сканер
-
Цифровой фотоаппарат
-
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Программы разработки анимации
-
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Звуковой редактор.
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
-
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов