• Преподавателю
  • Информатика
  • Урок по обществознанию для 11 класса с использованием интерактивных методов Роль религии в жизни общества

Урок по обществознанию для 11 класса с использованием интерактивных методов Роль религии в жизни общества

Сегодня становятся "модными" интерактивные методы обучения на уроках. У этих методов, действительно, много плюсов, но есть и существенный минус: они затратны по времени. Поэтому данный конспект урока по обществознанию предлагает синтез активных и интерактивных методов работы над темой "Роль религии в жизни общества", тем более, что это вполне возможно сделать в выпускном классе, когда учащиеся уже обладают значительной информацией по теме, полученной в ходе изучения курсов истории, обществознани...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию для 11 класса «Роль религии в общественной жизни» (с использованием интерактивных форм обучения)

(Конспект урока содержит гиперссылки на необходимую терминологию, чтобы учитель мог при необходимости быстро обратиться к пояснениям.)

Цель: определить значение религии в жизни человека и общества.

В ходе занятия учащиеся смогут:

  • работать в коллективе, устанавливая необходимые взаимосвязи;

  • анализировать информацию, работая с текстом;

  • систематизировать информацию, составляя таблицу;

  • устанавливать метапредметные связи, опираясь на примеры из истории (и повседневный опыт);

  • выделять главное в явлении: признаки или характеристики;

  • познакомиться с теориями возникновения религии.

В итоге занятия учащиеся смогут:

  • составить таблицу с систематизацией главных составляющих религии;

  • определить позитивное и негативное влияние религии в жизни общества в прошлом и настоящем;

  • дать определение религии;

  • обозначить важнейшие функции религии.

1. Оргмомент. Класс разбивается на 3 группы.

Уже на протяжении нескольких уроков мы говорим о духовной сфере жизни общества. Говоря об этой сфере нельзя не сказать о религии как о ее неотъемлемой составляющей. Мы рассмотрим роль религии в общественной жизни.

Но прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте вспомним ,что такое религия. Я попрошу вас сформулировать определение этого понятия. Так как религию можно рассмотреть с социологической и философско-социологической стороны, определений может быть несколько.

2. Определение религии.

/Каждая из групп формулирует собственный вариант определения религии, который представляет на интерактивной доске, а при ее отсутствии - на обычной./

Возможные определения религии:

  • Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

  • Организованное поклонение высшим силам.

  • Духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

После представления вариантов определения религии учащиеся коллективно формулируют единое.



  1. Характерные черты (признаки) религии.

Теперь, исходя из определений религии, учащиеся выделяют характерные черты любой религии (это можно делать индивидуально):

  • вера в сверхъестественное,

  • догмат, включающий определенные моральные нормы, трактовка добра и зла,

  • наличие системы культов,

  • наличие духовенства, церковной организации.

4. Возникновение религии.

Вопрос о возникновении религии является спорным в научном мире. Исследованием его занимаются археология, этнология, социология и другие дисциплины. Существует несколько точек зрения на возникновение религии.

  • Религиозная: человек был создан Богом, общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов. Регламентация способов воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.

  • Промежуточная: с одной стороны, опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны - основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто - в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу,

  • Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным:

  • сначала был преанимизм,

  • тотемизм,

  • фетишизм,

  • затем анимизм,

  • политеизм

  • и, наконец, монотеизм.

(Этот экскурс в историю религии сопровождается слайдовой презентацией, которую может подготовить учитель, а могут подготовить учащиеся по группам в качестве опережающего домашнего задания, содержащего информацию о древнейших формах религии).

5. Структура религии и ее классификации.

5.1. Говоря о религии, необходимо выявить ее структуру, а именно, религия состоит из:

  • религиозного сознания, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

  • религиозной деятельности, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

  • религиозных отношений (культовые, внекультовые),

  • религиозных организаций.

5.2. Чаще всего религии классифицируют по количеству божеств. Это политеизм, многобожие, и монотеизм, или единобожие. Считается, что монотеизм является свидетельством более высокого культурного уровня общества. Можете ли вы привести примеры моно и политеистических религий?

(ученики с поднятия руки называют известные им верования и религии, на доске составляется таблица:

Религии

Монотеистические Политеистические

(ПРИМЕРЫ_____) (ПРИМЕРЫ___________)

5.3. Еще одна классификация религий - это классификация по происхождению.

Так, выделяют Авраамические, Индийские, Дальневосточные и Африканские религии.

/Учащимся по группам раздаются задания с текстами, содержащими информацию об этих религиях, а они должны кратко составить их описание и внести в таблицу на доске./

(составляется на доске таблица)

5.4. Также религии разделяют на мировые и национально-государственные (локальные).

- Какие религии относятся к мировым?

/Учащиеся отвечают, что к мировым относят ислам, христианство и буддизм./

- Приведите примеры локальных религий. /Могут быть приведены в качестве примеров индуизм, синтоизм, иудаизм.../

  1. Признаки мировых религий.

Можно предложить группам в течение 1-2 минут определить такие признаки и назвать их; в итоге обсуждения выделяются следующие признаки:

  • большое количество последователей,

  • проповедь равенства (эгалитаризм),

  • обращение к представителям всех наций (наднациональность, космополитизм),

  • стремление обратить в свою религию (прозелитизм) и высокая пропагандистская активность.

/Если есть необходимость, можно параллельно отработать терминологию/

- До 2012 г считалось, что первое место по численности исповедующих принадлежит христианству, но по данным статистики уже к 2012 году число мусульман сравнялось с числом христиан, так что к настоящему времени, вероятно, исповедующие ислам несколько превышают по численности тех, кто исповедует христианство. Вам предлагается найти в Интернете информацию об истории возникновения каждой из мировых религий: каждая группа - по одной из трех религий.

7. Функции религии.

Есть у религии, если рассматривать ее как социальный институт, особенные функции. Наверняка многим из вас они хорошо известны. Сейчас я предложу поработать вам с небольшим текстом. Ваша задача - прочитать, проанализировать этот текст и выделить на основе его основные функции религии.

ТЕКСТ

Религия уводит людей от реальности, создавая ощущение облегчения страданий, преодоления трудностей.(КОМПЕНСАТОРНАЯ)

Религия создает картину мира, по-своему объясняет природу человека и пути развития общества.(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ)

Помимо того она , с помощью норм и предписаний , регулирует поведение людей.(РЕГУЛЯТИВНАЯ)

Еще одной функциональной особенностью религии является установление связи между единоверцами; укрепление и поддержка конфессионной общности, а в ряде случаев - сохранение существующей системы обществ, отношений.(КОММУНИКАТИВНАЯ)

Истории и современности известны случаи, когда религия разделяет и противопоставляет друг другу последователей разных вероисповеданий. (ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯ ИЛИ СЕГРЕГИРУЮЩАЯ)

И все же, в основном религия служит для благих целей, провозглашая любовь, саморазвитие. На протяжении многих столетий религиозная тематика является важной составляющей произведений искусства. Более того, именно из религии и появилось искусство как вид деятельности. (КУЛЬТУРНАЯ)

(Ученики по прочтении текста отвечают на вопрос, какие функции ни выделили, список этих функций записывается на доске и дополняется невыделенными в тексте функциями :

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.)



  1. Закрепление.

Работа в группах: каждая группа должна привести примеры (не менее двух) из курса истории, иллюстрирующие ту ли иную функцию религии.

/Возможные примеры: Крестовые походы как пример дезинтегрирующей и политической функции; аналогично - деятельность террористических группировок мусульманского толка в наши дни; сюжеты картин художников эпохи Возрождения и классицизма - культурная функция и т.п./

Вместо заключения.

Именно обозначенными функциями обуславливается роль религии в жизни общества. Пусть ученые не знают, когда точно возникла религия, но с уверенностью можно судить о том, что случилось это очень и очень давно, не ранее 40 тысяч лет назад. И с тех самых пор религия сопутствует общественному развитию. Религия как институт возникла раньше чем какой бы то ни было еще; и по-прежнему, даже в третьем тысячелетии, актуальность религии не утрачивается. Меняются взгляды, возникают новые направления: вспомним Реформацию католической церкви, породившую много новых течений - кальвинизм, лютеранство, цвинглианство, англиканство), вспомним начало 20-го века, когда возникли так называемые неоавраамические религии (растафарианство, бахаизм). Но суть религии и ее роль остается неизменной. С одной стороны, религия возникла настолько давно, что, возможно, у человека выработалась потребность в ней. Религия - это свидетельство колоссальных умственных способностей человека, она отражает такие возможности человеческого разума, которые отличают его от остальных живых существ. Вопрос веры, на котором базируется любая религия, является личным делом каждого человека, и в то же время каждый обязан признавать ее как феномен человеческого разума.

Домашнее задание: соответствующий параграф учебника (не указывается специально, так как учебные пособия могут быть разные). Можно предложить по желанию написать эссе на тему «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер).



© 2010-2022