- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Захарова Е.В. |
Дата | 12.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
города Череповца Вологодской области
Согласовано Утверждаю
протокол заседания МО учителей заместитель директора по УВР
естественно-математического цикла
________________ /Андреева Т.Л. __________ / Захарова Е.В.
от «28» августа 2013 г. № 1 от «02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по предмету:
«Информатика и ИКТ»
(основное общее образование)
9 класс
2013- 2014 учебный год
Захарова Елизавета Владимировна
учитель информатики
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании «Программы преподавания базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Автор: Н.Д.Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей :
-
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебник: Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый курс- 8, 9. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Классы: 9а б
2 часа в неделю
В целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в начале каждой четверти для учащихся проводится инструктаж по технике безопасности и по правилам безопасного поведения при использовании информационной сети Интернет.
В целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в начале каждой четверти для учащихся проводится инструктаж по технике безопасности и по правилам безопасного поведения при использовании информационной сети Интернет.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме зачета в конце учебного года. Зачет получают учащиеся при условии освоения в полном объеме образовательной программы учебного предмета и при наличии годовой оценки не ниже удовлетворительной. Учащиеся, не получившие зачет, не освоившие в полном объеме образовательную программу учебного предмета на конец учебного года и имеющие неудовлетворительные годовые оценки считаются лицами, имеющими академическую задолженность.
В работе используются следующие технологии:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
2. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
3.Здоровье сберегающие технологии.
4.Проблемное обучение.
№
Тема
Количество часов
По программе Н.Д. Угриновича
1
Кодирование и обработка текстовой информации
9
2
Кодирование и обработка числовой информации
10
3
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
4
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
20
5
Формализация и моделирование
10
6
Информационное общество
3
7
Повторение, резерв времени
1
Всего
68
Темы курса информатики и ИКТ | Разделы стандарта
| Знания, умения, навыки из государственного стандарта |
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ | - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); - текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
| уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; |
ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
| Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели. | уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; знать/понимать
|
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
| Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат) | уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; |
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
| Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Запись средствами ИКТ таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. | уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; |
ХРАНЕНИЕ, ПОИСК И СОРТИРОВКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗАХ ДАННЫХ
| Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
| уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; |
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ | Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
| знать/понимать
уметь
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем); |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий. | знать/понимать
|
Тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»
9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ ур.
№ темы,
раздела
Тема раздела, темы урока
Всего
часов
Компьютерный практикум
Дата
Подготовка к
итоговой аттестации
1
Правила поведения и ТБ при работе в компьютерном классе
1
Глава 1.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
14
2
1.1
1.1.1
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
1
3
1.1.2
1.1.3
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
1
Практическая работа «Кодирование графической информации».
Задания из ГИА
4
1.2
Растровая и векторная графика.
1
Задания из ГИА
5
1.3
1.3.1
1.3.2
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
1
Задания из ГИА
6
1.3.3
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
1
Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Задания из ГИА
7
1.3.4
Редактирование изображений и рисунков.
1
Задания из ГИА
8
1
Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Задания из ГИА
9
10
1.4
Растровая и векторная анимация.
2
Практическая работа «Анимация».
Задания из ГИА
11
1.5
Кодирование и обработка звуковой информации.
1
Задания из ГИА
12
1
Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации»
Задания из ГИА
13
1.6
Цифровое фото и видео.
1
Задания из ГИА
14
15
2
Практическая работа «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Задания из ГИА
16
Контрольная работа «Кодирование графической информации».
1
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
9
17
2.1
Кодирование текстовой информации.
1
Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Задания из ГИА
18
2.2
2.4
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.
1
Задания из ГИА
19
2.3
Ввод и редактирование документа.
1
Практическая работа «Вставка в документ формул».
Задания из ГИА
20
2.5
2.5.1
2.5.2
Форматирование документа, символов, абзацев.
1
Практическая работа «Форматирование символов и абзацев».
Задания из ГИА
21
2.5.3
Нумерованные и маркированные списки.
1
Практическая работа «Создание и форматирование списков».
Задания из ГИА
22
2.6
Таблицы
1
Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Задания из ГИА
23
2.7
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
1
Практическая работа «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Задания из ГИА
24
2.8
Системы оптического распознавания документа.
1
Практическая работа «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Задания из ГИА
25
Контрольная работа «Кодирование обработки текстовой информации»
1
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
10
26
3.1
3.1.1
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
1
Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Задания из ГИА
27
3.1.2
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
1
Задания из ГИА
28
3.1.3
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
1
Задания из ГИА
29
3.2
3.2.1
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
1
Задания из ГИА
30
3.2.2
3.2.3
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
1
Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Задания из ГИА
31
3.2.4
Встроенные функции
1
Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Задания из ГИА
32
3.3
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
1
Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».
Задания из ГИА
33
3.4
3.4.1
Базы данных в электронных таблицах.
1
Задания из ГИА
34
3.4.2
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
1
Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Задания из ГИА
35
Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации»
1
Глава 4. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
20
36
4.1
Алгоритм и его формальное исполнение.
1
Задания из ГИА
37
4.2
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.
1
Задания из ГИА
38
4.2.1
Линейный алгоритм.
1
Задания из ГИА
39
4.3
Переменные: тип, имя, значение.
1
Практическая работа ««Переменные».
Задания из ГИА
40
4.4
Арифметические, строковые и логические выражения.
1
Задания из ГИА
41
4.5
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
1
Задания из ГИА
42
4.6
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
1
Задания из ГИА
43
1
Практическая работа «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
Задания из ГИА
44
4.2.2
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
Задания из ГИА
45
1
Практическая работа «Строковый калькулятор».
Задания из ГИА
46
4.2.3
Алгоритмическая структура «выбор»
1
Задания из ГИА
47
1
Практическая работа «Отметка».
Задания из ГИА
48
4.2.4
Алгоритмическая структура «цикл»
1
Задания из ГИА
49
1
Практическая работа «Циклы с постусловием и предусловием»
Задания из ГИА
50
1
Практическая работа «Цикл с параметром»
Задания из ГИА
51
1
Практическая работа «Составление программ»
Задания из ГИА
52
1
Практическая работа «Составление программ»
Задания из ГИА
53
4.7
Графические возможности языков программирования
1
Задания из ГИА
54
1
Практическая работа «Графические возможности языков программирования»
Задания из ГИА
55
Зачет «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
Глава 5. Моделирование и формализация
10
56
5.1
Окружающий мир как иерархическая система.
1
Задания из ГИА
57
5.1, 5.2
Моделирование как метод познания.
1
Задания из ГИА
58
5.1, 5.2
Модели материальные и модели информационные
1
Задания из ГИА
59
5.2.3-5.3
Формализация и визуализация моделей.
1
Задания из ГИА
60
5.2.3-5.3
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
Задания из ГИА
61
5.5
1
Практическая работа «Модель приближенного решения уравнений»
Задания из ГИА
62
1
Практическая работа «Построение геометрических моделей»
Задания из ГИА
63
5.4
1
Практическая работа «Построение и исследование физических моделей»
Задания из ГИА
64
5.7
Информационные модели управления объектами.
1
Задания из ГИА
65
Контрольная работа «Моделирование и формализация»
1
Глава 6. Информатизация общества
3
66
6.1
6.2
Информационное общество. Информационная культура.
1
Задания из ГИА
67
Информационная безопасность. Правила поведения и безопасность в мире компьютерных технологий и Интернет.
1
Задания из ГИА
68
6.3
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
1
Всего за 9 класс
68
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2010;
Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2010;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2005. В комплекте:
Windows-CD. Версия 6.1, 2005. Компьютерный практикум, программная и методическая поддержка курса "Информатика и ИКТ". - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005;
VisualStudio-CD. Версия 1.0, 2005. Содержит дистрибутив интегрированной системы объектно-ориентированного программирования Visual Studio 2005 Express Edition.
Linux-CD. Версия 1.0, 2005. Содержит операционную систему alt="Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса" Linux "Информатика" и полную программную поддержку курса "Информатика и ИКТ".
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Контроль качества
обученности»
Контроль качества обученности учащихся 9-х классов по предмету информатика и ИКТ осуществляется в форме зачета.
Примерные вопросы к зачету, 9 класс, 68 часов.
Тема 1: «Кодирование и обработка текстовой информации»
-
Кодирование текстовой информации (мощность алфавита, информационный объем текста)
-
Создание документов в текстовых редакторах (примеры текстовых редакторов, способы создания документа, параметры страницы)
-
Ввод и редактирование документа (приемы редактирования, форматирования)
-
Форматирование символов и абзацев.
-
Вставка в документ формул.
-
Нумерованные и маркированные списки.
-
Вставка таблицы в текстовом редакторе
-
Гипертекст.
-
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
-
Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем в битах следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:
-
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
-
Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке - 60 символов. Каков объем информации в книге?
-
Текстовый документ, состоящий из 4096 символов, хранился в 16-битной кодировке Unicode. Этот документ был преобразован в 8-битную кодировку Windows-1251. Укажите, на сколько Кбайт уменьшился объем файла. В ответе запишите только число.
Тема 2: «Кодирование и обработка числовой информации»
-
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Представление чисел в компьютере (основные определения, позиционные и непозиционные системы счисления)
-
Перевод чисел в позиционных системах счисления.
-
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
-
Электронные таблицы. Основные элементы, типы и форматы данных.
-
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
-
Встроенные функции.
-
Построение диаграмм и графиков.
-
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
-
Переведите: 64110 → А2.
-
Переведите: 10111001102 → А10.
-
Запишите в линейной форме:
-
В электронных таблицах выделены ячейки C2:E6. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
-
В ячейке F7 электронной таблицы записана формула =D$12+$D13. Какой вид приобретет формула после того как ее скопируют в ячейку E4?
-
Дан фрагмент ЭТ. Какая формула будет в ячейке С2, если в неё скопировали формулу из С1?
A
C
1
4
=A1*3
=A1+B1
2
2
Тема 3: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
-
Кодирование графической информации (палитра цветов, информационный объем изображения, глубина цвета, основные формулы)
-
Палитры цветов в системах цветопередачи (модели RGB, CMYK)
-
Растровая графика (основные особенности, области применения, графические редакторы)
-
Векторная графика (основные особенности, области применения, графические редакторы)
-
Интерфейс графических редакторов (на примере растрового и векторного графического редактора)
-
Компьютерные презентации (макет, стиль слайда, переходы и анимация)
-
Растровая и векторная анимация
-
Кодирование и обработка звуковой информации
-
Вычислите необходимый объём видеопамяти для графического режима, если разрешение экрана монитора 1280 х 1024, глубина цвета - 24 бита. Ответ запишите в подходящих единицах измерения.
-
Рассчитайте объём видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 1024 768 и количеством отображаемых цветов, равным 16 777 216.
Тема 4: «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программировании»
-
Алгоритм и его свойства. Исполнители.
-
Способы записи алгоритма
-
Блок-схемы алгоритмов. Основные элементы блок-схем.
-
Системы программирования
-
Линейный алгоритм. Правила записи арифметических выражений.
-
Алгоритмическая структура «ветвление»
-
Алгоритмическая структура «выбор»
-
Алгоритмическая структура «цикл» (цикл с предусловием)
-
Алгоритмическая структура «цикл» (цикл с постусловием)
-
Алгоритмическая структура «цикл» (цикл со счетчиком)
-
Решить задачу при помощи блок-схемы:
Найти первое предложение.
Перевести его.
Записать перевод в тетрадь.
Пока текст не закончился
Найти следующее предложение;
Перевести его;
Записать перевод в тетрадь.
-
Запишите по правилам записи алгоритмического языка следующие выражения
-
mv22+mgh
-
a2+b2-2ab cosC
-
-
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» - соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определит е значение переменной b после выполнения алгоритма:
-
-
а := 5
-
b := 4
-
а := 2*а + 3*b
-
b := a/2*b
-
В ответе укажи е одно целое число - значение переменной b.
-
-
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из т очки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
-
-
Например, если Чертёжник находится в т очке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на
-
(2, −3) переместит Чертёжника в т очку (6, −1).
-
Запись
-
Повтори k раз
-
Команда1 Команда2 КомандаЗ
-
Конец
-
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.
-
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
-
Повтори 5 paз
-
Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) Конец
-
Координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, (3, 1). Каковы координаты точки, в которой он оказался?
-
Тема 5: «Формализация и моделирование»
-
Окружающий мир как иерархическая система
-
Моделирование как метод познания
-
Модели материальные и модели информационные
-
Формализация и визуализация моделей.
-
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.