- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике и икт
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернышова О.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»
__________Бровченко Н.А.
Приказ № 153-уч от «28» августа 2015 г.
в редакции от «30» октября 2015 года, приказ №353
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДР.02 Информатика и ИКТ
название учебной дисциплины
для профессии СПО:
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
код название
Лиски 2015 г.
Рабочая программа составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»; на основании решения педагогического совета от 30.10.2015 года, протокол №3.
Разработчик программы: Чернышова О.В., преподаватель
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные дисциплины» протокол №4, от 26 октября 2015 г.
Председатель ЦК: Селезнева И.Ю.
Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол №3, от 29 октября 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), при подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих. Рабочая программа составлена на основании: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г) с использованием программы курса «Информатика и ИКТ» для образовательных учреждений Воронежской области под редакцией Л.А. Бачуриной - Воронеж: ВОИПКиПРО 2013.
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» изучается как учебная дисциплина регионального компонента в объеме 57 часов и 28 часов внеаудиторной самостоятельной работы.
Общая характеристика учебного предмета
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеаудиторной деятельности на протяжении всего периода обучения в техникуме. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного студента, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую студенты применяют для связи и развлечений вне техникума (что важно само по себе с точки зрения социализации студентов в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования курса информатики и ИКТ, преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией техникумовского образования: именно в рамках курса информатики и ИКТ, студенты знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики и ИКТ вносит значительный вклад в достижение главных целей образования, способствуя:
-
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
-
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности студентов (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
-
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Программа и учебно-тематический план предмета регионального компонента «Информатика и ИКТ», ориентирована на приобретение практических умений, способствующих успешному освоению предметов выбранного профиля и дальнейшему получению профессиональных навыков.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения студентами практических заданий. Учебный процесс реализуется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
-
аудиторная форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует студентов в процессе выполнения ими практических заданий;
-
внеаудиторная форма, в которой студенты после занятий (дома, в библиотеке) выполняют самостоятельную работу.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
Цели изучения предмета:
-
Приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.
-
Развитие исследовательских и творческих способностей студентов средствами информационно-коммуникационных технологий.
-
Приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
-
Формирование информационно-технологической культуры студентов.
-
Формирование информационного подхода к изучению окружающей действительности.
Задачи изучения:
-
научить применять информационные технологии в учебной деятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности;
-
сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий.
Программа обладает рядом особенностей:
- краткость изучения материала;
- практическая значимость для студента.
Практические работы предложены в каждом разделе программы.
Требования к результатам обучения:
В результате изучения информатики и ИКТ студент должен
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами, автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование
темы
Количество часов
Теоретический материал
В том числе практические занятия
Самост. работа
Тема 1. Информация и информационные процессы.
2
2
3
Тема 2. Информационные модели и системы.
1
2
3
Тема 3. Информационное моделирование.
1
4
3
Тема 4. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
1
3
3
Тема 5. Технологии поиска и хранения информации.
2
8
3
Тема 6. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
3
9
5
Тема 7. Информационная деятельность человека. Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ.
2
10
5
Тема 8. Основы социальной информатики.
2
2
3
Резерв учебного времени
3
Итого
17
40
Всего
57
28
Самостоятельная работа
Виды самостоятельной работы:
-изучение учебного материала;
-заучивание основных понятий;
-решение задач;
-подготовка сообщений, докладов.
28
Максимальная учебная нагрузка
85
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Информация и информационные процессы.
Роль информации в процессах управления. Понятие обратной связи. Процесс обучения как процесс управления. Организация хранения информации. Защита информации.
Практические занятия:
Решение расчетных задач по теме: «Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации».
Решение расчетных задач по теме: Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Знать:
- роль информации в процессах управления;
- понятие обратной связи;
- процесс обучения как процесс управления;
- организацию хранения информации;
- защиту информации.
Уметь:
- сохранять информацию на внешние носители;
- использовать антивирусные программы для защиты информации на ПК.
Тема 2. Информационные модели и системы.
Информационные модели. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в процессе познания (на примерах задач из различных предметных областей). Модели в математике, физике, биологии, литературе.
Практические занятия:
Решение расчетных задач по теме: Моделирование процессов управления в реальных системах.
Решение задач по теме: Формализация задач из различных предметных областей.
Практическая работа №1: Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Решение задач по теме: Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Практическая работа №2: Исследование учебных моделей.
Знать:
- информационные модели;
- структурирование данных;
- построение информационной модели для решения поставленной задачи;
- оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в процессе познания;
- модели в математике, физике, биологии, литературе.
Уметь:
- создавать модели на примерах задач из различных предметных областей.
Тема 3. Информационное моделирование.
Моделирование в различных предметных областях (физике, биологии, литературе и др.).
Практические занятия:
Реализация информационных моделей средствами табличного процессора.
Информационное моделирование в системах управления базами данных.
Знать:
- моделирование в различных предметных областях (физике, биологии, литературе и др.);
- реализацию информационных моделей средствами табличного процессора;
- информационное моделирование в системах управления базами данных.
Уметь:
- разрабатывать модели средствами табличного процессора.
Тема 4. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
Принципы и технологии обработки звуковой информации. Принципы компьютерных видеотехнологий и анимации. Оборудование для цифровых видеотехнологий. Форматы видеофайлов. Программные средства для нелинейного видеомонтажа. Мультимедийные презентационные технологии, их использование в учебной деятельности.
Практические занятия:
Практическая работа №3: Создание мультимедийной презентации.
Практическая работа №4: Создание видеофильма с помощью мультимедийной программы.
Знать:
- принципы и технологии обработки звуковой информации;
- принципы компьютерных видеотехнологий и анимации;
- оборудование для цифровых видеотехнологий;
- форматы видеофайлов;
- программные средства для нелинейного видеомонтажа;
- мультимедийные презентационные технологии и их использование в учебной деятельности.
Уметь:
- создавать презентации с использованием графической, звуковой и видеоинформации.
Тема 5. Технологии поиска и хранения информации.
Автоматизированные информационные системы (АИС). Основные принципы построения и классификации АИС. Системы управления базами данных. Поисковые запросы, создание отчётов. Создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач.
Практические занятия:
Практическая работа №5: Создание поисковых запросы, создание отчётов.
Практическая работа №6: Создание БД.
Практическая работа №7: Ведение и использование БД при решении учебных и практических задач.
Знать:
- принципы и технологии обработки звуковой информации;
- принципы компьютерных видеотехнологий и анимации;
- оборудование для цифровых видеотехнологий;
- форматы видеофайлов;
- программные средства для нелинейного видеомонтажа;
- мультимедийные презентационные технологии, их использование в учебной деятельности.
Уметь:
- создавать презентации с использованием графической, звуковой и видеоинформации.
Тема 6. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
Организация передачи данных. Система адресации. Электронная почта. Принципы организации. Клиентские программы обработки почты. On-line сервисы Интернет. Информационные ресурсы Интернет. Основные языки разметки гипертекста HTML. Программные средства разработки Web - страниц. Публикация и поддержка Web - страниц в сети Интернет. Телекоммуникации как средство образовательных информационных технологий. Информационное обеспечение образовательного процесса. Принципы организации дистанционного обучения.
Практические занятия:
Совместное решение учебных задач.
Практическая работа №8: Работа с поисковыми системами.
Практическая работа №9: Работа с электронной почтой.
Практическая работа №10: Персональный обмен сообщениями.
Знать:
- автоматизированные информационные системы (АИС);
- основные принципы построения и классификации АИС;
- системы управления базами данных;
- поисковые запросы, создание отчётов;
- создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач.
Уметь:
- создавать, вести и использовать базы данных.
Тема 7. Информационная деятельность человека. Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ.
Офисные программные средства. Программы - организаторы. Создание организационных диаграмм и расписаний. Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов. Виды и программное обеспечение АРМ. Примеры применения ИКТ в управлении. Программные средства выбора и принятия наилучших управленческих решений. Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учёта результата тестирования.
Практические занятия:
Планирование и проектирование применения ИКТ.
Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования. Комплектация рабочего места средствами ИКТ в соответствии с целям и задачами его использования,
Практическая работа №11: Создание простых тестов.
Знать:
- офисные программные средства;
- программы - организаторы;
- создание организационных диаграмм и расписаний;
- организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов;
- виды и программное обеспечение АРМ;
- примеры применения ИКТ в управлении;
- программные средства выбора и принятия наилучших управленческих решений;
- технологии автоматизированного управления в учебной среде;
- системы автоматизированного тестирования и контроля знаний;
- использование тестирующих систем в учебной деятельности;
- инструменты создания простых тестов и учёта результата тестирования.
Уметь:
- создавать простые тесты с учетом результатов тестирования.
Тема 8. Основы социальной информатики.
Применение информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности. Понятие о культуре информационной деятельности и задача её формирования в школе. Основные этапы становления информационного общества: технический, демографический, экономический аспекты. Профессии и виды деятельности человека в информационной сфере. Проблемы информационной безопасности. Информационная этика. Основные положения правовой защиты информации и программ.
Практические занятия:
Охарактеризовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Знать:
- применение информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности;
- культуру информационной деятельности и задачи её формирования;
- основные этапы становления информационного общества: технический, демографический, экономический аспекты.
- профессии и виды деятельности человека в информационной сфере;
- проблемы информационной безопасности;
- информационную этику;
- основные положения правовой защиты информации и программ.
Уметь:
- применять информационные технологии в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Виды и темы самостоятельных работ
Тема 1. Информация и информационные процессы.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Провести подсчеты измерения информации.
-
Шифрование данных.
Тема 2. Информационные модели и системы.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Сообщение по теме: «Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности».
Тема 3. Информационное моделирование.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Произвести расчеты с помощью моделирования.
Тема 4. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Подготовка презентаций на свободные темы.
-
Подготовка видеоматериала на свободные темы с помощью мультимедийной программы.
Тема 5. Технологии поиска и хранения информации.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Доклад по теме: «Технологии поиска и хранения информации».
Тема 6. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
5
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Сообщение по теме: «Компьютерные сети».
-
Создание личной электронной почты.
-
Работа в программе Skype.
Тема 7. Информационная деятельность человека. Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ.
5
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Сообщение по теме: «Информационная деятельность человека».
-
Сообщение по теме: «Технологии управления, планирования и организации деятельности с использованием ИКТ».
-
Создание простых тестов.
Тема 8. Основы социальной информатики.
3
-
Повторение пройденного материала.
-
Работа с дополнительной литературой.
-
Сообщение по теме: «Этические и правовые нормы информационной деятельности человека».
ВСЕГО:
28
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 246 с.:ил
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 120 с.:ил.
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10 кл. - М., 2013.-212 с.:ил.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 11 кл. - М., 2013.-187 с.:ил.
Дополнительная литература
-
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2013.-192 с.
-
Гейн Ф.Г. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профильный уровни/ 3-е изд. 2013.-272 с.: ил.
-
Гейн Ф.Г. Информатика и ИКТ. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профильный уровни/ 3-е изд. 2014.-336 с.: ил.
Интернет ресурсы:
-
Министерство образования РФ: ed.gov.ru/; edu.ru .
-
Сайт для самообразования и онлайн тестирования: uztest.ru/.
-
moeobrazovanie.ru/.
-
videouroki.net/index.php?subj_id=1.
-
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo.
-
Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов:
school-collection.edu.ru/