Статья на тему: Применение ИКТ при проведении занятий по предмету «Обогащение полезных ископаемых»

Использование ИКТ в образовательном процессе. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ Использование ИКТ в образовательном процессе дает педагогам дополнительные  возможности, а именно: незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяет обеспечить интерактивный диалог; компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальны...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ИКТ при проведении занятий по предмету «Обогащение полезных ископаемых»

Использование ИКТ в образовательном процессе

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

Использование ИКТ в образовательном процессе дает педагогам дополнительные возможности, а именно:

незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;

компьютерное моделирование изучаемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента, что позволяет констатировать результаты экспериментов, варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента, осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;

автоматизацию процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Автоматизацию процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия в учреждениях образования и системе образования; создание единой образовательной среды.

При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО (электронные средства обучения) в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.

Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе.

Мотивационный аспект - создание условий для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и запросов учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпа и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся.

Содержательный аспект - дополнение традиционного учебника теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов).

Учебно-методический аспект - обеспечение учебно-методического сопровождения учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к лекции, непосредственно на занятии (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний), для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.

Организационный аспект - использование при лекционной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе.

Контрольно-оценочный аспект - осуществление с помощью ЭСО различных видов контроля.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем, информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога - найти соответствующее место ИКТ в образовательном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям ее решения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.

Особенности проведения урока с использованием ИКТ

- адаптивность - «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям студента;

- управляемость - в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и работы в группе;

- поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой

Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).

Место проведения: аудитория.

На таком уроке в аудитории используется один компьютер, которым пользуется преподаватель в качестве «электронной доски». С этой целью в учреждении общего профессионального образования, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать учебное занятие с компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения такого учебного занятия целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащие большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.

Учебное занятие с компьютерной поддержкой.

Место проведения:

- компьютерный класс;

- учебный класс, в котором постоянно находятся несколько компьютеров (учащиеся работают за компьютерами группами или по очереди).

На таких учебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом, схемами, лабораторными работами), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного и контролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагога появляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.

К данному виду учебного занятия можно отнести:

- учебные занятия компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером);

- учебные занятия тренинга или конструирования (учащиеся работают за компьютером индивидуально или в группе).

На таких учебных занятиях, как правило, используется компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Например, на занятиях по предмету «Обогащение полезных ископаемых» используется электронная доска для схем, чертежей, практических занятий .

Учебное занятие, интегрированное с информатикой.

Рекомендуется интегрированные учебные занятия проводить в компьютерном классе, где у студентов организован доступ к компьютерам. На таких учебных занятиях целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать выводы. Такое учебное занятие рекомендуется проводить преподавателю-предметнику и преподавателю информатики. Преподаватель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Преподаватель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели.

Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов.

На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы.

Нетрадиционные формы учебных занятий.

Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы.

Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ

Этап подготовки к учебному занятию:

- анализ электронных информационных ресурсов,

- отбор необходимого материала по теме,

- структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.

Преподавателю следует продумать, как организовать процесс общения студентов с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия студента, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятии необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.

Этап проведения учебного занятия:

- преподаватель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; при необходимости преподаватель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Студентам назначаются индивидуальные задания;

- студенты начинают синхронное вхождение в работу под руководством преподавателя, после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе преподаватель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом;

- работа студентов с различным дидактическим материалом (без компьютера); можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей учебного занятия.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Опыт работы показывает, что использование ИКТ во внеурочной деятельности обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашние задания, заниматься проектной деятельностью, самостоятельной подготовкой к экзаменам, самообразованием, получать дополнительное образование посредством дистанционного обучения.

При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходимо обеспечить им доступ к соответствующим ресурсам.

Одними из условий эффективного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс являются анализ и самоанализ учебного занятия с использованием ЭСО, которые могут осуществляться педагогами по следующим показателям:

- обоснованность и целесообразность использования ЭСО;

- организация работы студентов в целом и каждого учащегося с материалами, предъявляемыми ЭСО;

- деятельность преподавателя во время работы учащихся с материалами, предъявляемыми ЭСО;

- деятельность студентов во время демонстрации материалов с помощью ЭСО;

- деятельность преподавателя после окончания работы учащихся с материалами ЭСО;

- организация работы студентов и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать сохранение здоровья студентов, поддерживать их работоспособность на протяжении учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность.

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

- Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

- постановление Министерства здравоохранения от 30.05.2006 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении урока. Продолжительность учебных занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста студентов, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК и ВДТ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

- делать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого академического часа учебных занятий независимо от учебного процесса;

- устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

- подключать таймер к ПК или централизованно отключать отображение информации на дисплеях с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

Применение ИКТ при проведении занятий по дисциплине «Обогащение полезных ископаемых» дает возможность более наглядного представления схем технологических процессов, при проведении лабораторных работ. Компьютерное оснащение повышает качество проведения занятия, позволяет экономить время. Дается возможность более наглядно представить схемы по переработке полезных ископаемых, структурировать тему занятия, проводить практические занятия. Благодаря применению ИКТ повышается качество образования.

© 2010-2022