Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс (профильный курс)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 10-11кл (профиль)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для реализации профильного обучения в школе.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по информатике. (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312), на основе методического пособия «Информатика. Программы для образовательных учреждений 2-11кл» (: Сост М. Н. Бородин. - М. БИНОМ, 2010г) и авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне разработанной Н. Д. Угриновичем. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 272 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю), в том числе в X классе - 136 учебных часов и в XI классе - 136 учебных часов.

Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет). В отдельных темах выделено время на проектную деятельность обучающихся. Увеличен блок на повторение сточки зрения подготовки к ЕГЭ. Программой предполагается проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума - познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам. Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса и для 11 класса.

Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» включают:

• Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

• Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

• Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Компьютерный практикум на CD-ROM / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.)

Цели курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение широкой информационно-коммуникационной компетентности учащегося

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.. Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит по преимуществу системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;

  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Календарно-тематический план.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе рекомендаций:

  • «Информатика. Программы для образовательных учреждений 2-11кл»: сост М. Н. Бородин. - М. БИНОМ, 2010г (профильный курс)

  • Н. Д. Угринович «Программа профильного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы» Москва, БИНОМ, 2008г

Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»

Тематический раздел

10класс

(Угринович)

Вариант учителя

11класс

(Угринович)

Вариант учителя

Прмечание

1

Архитектура компьютера и защита информации

24

20

4ч в проект. деят.

2

Информация. Системы счисления

30

30

3

Основы логики и логические основы компьютера

18

20

2 ч. из повторения

4

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

66

44

12ч. на мультимедиа10ч. на проект.деят.

11

Технология создания и обработки мультимедийной информации

12

5

Моделирование и формализация

36

36

6

Информационные и коммуникационные технологии

32

В том числе:

Технологии создания и обработки текстовой информации

12

Дополнительно 6 часов взято из т. «Информ. деят-ть человека»

Технологии создания и обработки числовой информации

12

Технология создания и обработки графической информации

12

Коммуникационные технологии

24

7

Разработка Web-сайтов и Web-дизайн

24

8

Технологии хранения, поиска и сортировки информации

22

22

9

Информационная деятельность человека

14

5

6ч. - на т. 6

3ч - на проекты

10

Повторение.

2

12

10

2ч. на Логику

11

Проектная деятельность.

14

5

2ч. из повторения

3ч. - из т.9

Итого

140

140

140

140

Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса.

Из темы «Архитектура компьютера» 4часа перенесено в проектную деятельность. Увеличено на 2 часа количество часов в теме «Логика» в связи с усложнением заданий в ЕГЭ (из «Повторения»). Блок «Алгоритмизация» уменьшен на 22 часа в связи с использованием для обучения основам программирования процедурного языка Pascal, так как используется в заданиях ЕГЭ. Объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic дается в ознакомительном порядке. Данные часы распределены на блок «Мультимедиа» - 12час. и 10 час.- проектную деятельность. Часы взяты из темы «Алгоритмизация» в связи с введением проектной деятельности (требуется умение работать с мультимедиа информацией); Высвободившиеся часы отведены на подготовку к ЕГЭ и проведение учебных и сетевых проектов.

Изучение разделов «Компьютерные коммуникации» и «WEB-дизайн» объединено в силу единства преподавания и выделения часов на проектную деятельность, уменьшено количество часов на тему «Информационная деятельность человека». Раздел «Информационные и коммуникационные технологии» разбит на подразделы для удобства проведения практикумов и выделения часов на проектную деятельность. Из повторения так же выделены часы на проектную деятельность.

Предполагается проведение следующих проектов:

  • Интернет - добро или зло? (сетевой проект, среда Wiki);

  • Безопасный Интернет. (сетевой проект, среда Wiki);

  • Жизнь замечательных идей (локальный групповой проект, сайтостроение)



Содержание программы учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

10 класс (136 час.)

  1. Архитектура компьютера и защита информации

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система. Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы. Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от файлов cookies».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.

Основные термины по разделу:

BIOS. Blu-Ray. CD. CDFS. DDR. DDR2. DVD. ext3. FAT. HDDVD. HFS. ReiserFS. SFX. UDF. Кластер. Мультисессия. Полевой транзистор. Хакер.

  1. Информация. Системы счисления

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации. Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации.

Основные термины по разделу:

Бит. Глубина кодирования звука. Глубина цвета. Пиксель. Равновероятные события. Разрешающая способность. Растр. Синергетика. Система счисления. Частота дискретизации звука.

  1. Основы логики и логические основы компьютера

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ», логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел, логическую схему триггера.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Основные термины по разделу:

Высказывание. Логика. Понятие. Умозаключение.

  1. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

Назначение инструментального ПО. Алгоритм и его свойства. Формальное исполнение алгоритма. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Блок-схема алгоритма. Алгоритмический язык. Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов

История развития языков программирования. Процедурные и объектно-ориентированные языки программирования. Язык программирования QBasic. Данные и переменные. Основные операторы. Итерации и рекурсии. Чтение и запись данных в файлы. Графика в языке программирования QBasic. Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения. Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Модульный принцип построения решений и проектов.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Непосредственный режим программирования.

Практическая работа. Создание и отладка программ на алгоритм ветвления.

Практическая работа. Создание и отладка программ на циклический алгоритм.

Практическая работа. Графика в QBasic.

Практическая работа. Встроенные функции.

Практическая работа. Подпрограммы.

Практическая работа. Числовые одномерные массивы.

Практическая работа. Строковые одномерные массивы.

Практическая работа. Двумерные массивы.

Выполнение проектов на языке Visual Basic.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • назначение инструментального ПО;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

  • программировать в процедурном языке;

  • основные принципы объектно-ориентированного программирования;

  • понятия класса, объекта; структуру модуля;

  • основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • решать алгоритмические задачи на языке блок-схем и РАЯ;

  • составлять и отлаживать программы на языке QBasic;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • разрабатывать алгоритм и анализировать его;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя;

  • создавать несложные проекты;

  • производить отладку проекта.

Основные термины по разделу:

Алгоритм. Исполнитель. Ветвление. Цикл. Массив. Оператор. Атрибут. Консольное приложение. Процедура. Синтаксис. Форма. Функция. Элементы управления.

  1. Повторение. Проектная деятельность.

11 класс (136 час.)

  1. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами. Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.

Компьютерный практикум:

Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели.

Практическое задание Использование информационных моделей.

Практическое задание Оптимизационное моделирование.

Практическое задание Построение логических моделей.

Практическое задание Построение информационных моделей управления объектами.

Практическое задание Построение остовного связного дерева графа.

Проект «Паркетное покрытие для прамоугольной поверхности» (графический редактор)

Проект «Оптимизация расходных материалов для картонной коробки» (Excel)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • этапы построения моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять системный подход при моделировании;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

  • исследовать учебные модели.

Основные термины по разделу:

Объект. Модель. Моделирование. Формализация. Взвешенный граф (сеть). Граф. Дерево. Маршрут графа. Ориентированный граф. Подграф.

  1. Технологии создания и обработки текстовой информации

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования. Использование систем распознавания текстов.

Компьютерный практикум:

Практическое задание. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2010

Практическая работа. Создание плаката в Microsoft Word 2010/ OpenOffice.org Writer

Практическая работа. Созданиебуклета (бюллетеня) в настольной издательской системе Publisher/ Scribus

Практическая работа. Перевод с использованием компьютерных словарей

Практическая работа. Оптическое распознавание документов в формате изображений

Проект «Мой город» (макетирование)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • технологии обработки текстовой информации;

  • приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Учащиеся должны уметь:

  • редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;

  • использовать системы проверки орфографии и грамматики;

  • использовать системы распознавания текстов.

Основные термины по разделу:

Документ. Публикация.. DOCX. ODT. PDF (Portable Document Format). RGB..

  1. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Компьютерный практикум:

Практическое задание Система управления базами данных.

Практическое задание Создание структуры табличной базы данных.

Практическое задание Ввод и редактирование данных.

Практическое задание Поиск и сортировка данных.

Практическая работа Создание реляционных баз данных, запросов, отчетов, выдачей. Кнопочная форма.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

Основные термины по разделу:

Запись. Первичный ключ. Поле. Система управления базами данных (СУБД). Запрос. Отчет.

  1. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Коллаж на свободную тему (растровый редактор Gimp)

Практическая работа. Плакат по образцу (векторный редактор Inskape)

Практическая работа. Создание и обработка звуковых объектов.

Проект «Моя визитная карточка».(Мультимедийная презентация в среде Impress)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

Основные термины по разделу:

Палитра CMYK. Палитра RGB.

  1. Коммуникационные технологии -

Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.

Компьютерный практикум:

Практическое задание. IP-адрес в различных форматах.

Практическое задание «География» Интернета.

Практическое задание Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.

Практическое задание Работа с файловыми архивами.

Практическая работа. Общение в Интернете в реальном времени.

Практическое задание. Создание Web-страниц в Блокноте.

Проект «Мое портфолио».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основы функционирования сети Интернет;

  • основные теги и атрибуты языка HTML;

  • инструменты создания информационных объектов для Интернет;

  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в сети

  • создавать многостраничный Web-сайт.

Основные термины по разделу:

DNS-сервер. HTML. IP. IP-адрес. IP-пакет. TCP. FTP. Маршрутизация.

  1. Информационное общество

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Основные термины по разделу:

Авторское право. Сетевой этикет.

  1. Повторение, подготовка к ЕГЭ

Формы и средства контроля.

Для оценки освоения школьниками содержания учебного материала предусмотрена следующая система контролирующих материалов:

10класс

Контрольных работ - 1

Практических работ - 9

Творческих проектов - 2

11 класс

Контрольных работ - 2

Практических работ - 11

Творческих проектов - 1


Проектная деятельность учащихся представлена следующими проектами:

10 класс

  • Творческий сетевой групповой проект «Связанные одной сетью»

  • Локальный интернет - проект «Жизнь замечательных идей /людей»

11 класс

  • Локальный интернет - проект «Информационное общество»

Практикум носит как обучающий, так и контролирующий характер

Кодификатор практических работ.

Раздел программы

Содержание практикума


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

  • Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

  • Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

  • Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Критерии оценки устных ответов учащихся

оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Критерии оценки самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью;

  • при решении задач сделан перевод единиц всех величин, все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

  • на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

  • учащийся обнаруживает верное понимание сути рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

  • ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

  • учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

  • учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

  • работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

  • учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Критерии оценки работ по алгоритмизации и программированию:

оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Критерии оценки практических работ на ЭВМ

оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Критерии оценки тестирования


  • оценка «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература:
  1. Информатика. Программы для образовательных учреждений 2-11кл: Метод пособие.Сост М. Н. Бородин. - М. БИНОМ, 2010г

  2. Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Н. Д Угринович,. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Н. Д Угринович, Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

  5. Н. Д Угринович, Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Компьютерный практикум на CD-ROM / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.)

Дополнительная литература:
  1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip

  2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru

  6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

Информационно-компьютерная поддержка курса

1. Операционная система Windows 7.

2. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

3. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

5. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.(лицензия)

6. Офисное приложение Microsoft Office 2010, (лицензия)

7. Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):

• программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;

• файловый менеджер Total Commander;

• архиватор 7-Zip;

• программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;

• браузеры Mozilla, Google Chrome;

• антивирусная программа AVG

• программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;

• программу восстановления системы CCleaner;

• межсетевой экран Outpost Firewall;

• компьютерные калькуляторы NumLock Calculator;

• электронные таблицы OpenOffice.org Calc;

• текстовый редактор OpenOffice.org Writer;

• настольная издательская система Scribus;

• редактор электрических и логических схем sPlan;

• редактор html PSPad

8. Система процедурного программирования Pascal

9. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.

10. Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

10 класс

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.

2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL.

11 класс

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru.

II. Литература для учителя

1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip

2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru

6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

III. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  3. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  5. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.(лицензия)

  6. Офисное приложение Microsoft Office 2010, (лицензия)

  7. Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):

  • программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;

  • файловый менеджер Total Commander;

  • архиватор 7-Zip;

  • программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;

  • браузеры Mozilla, Opera;

  • антивирусная программа AVG

  • программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;

  • программу восстановления системы CCleaner;

  • межсетевой экран Outpost Firewall;

  • компьютерные калькуляторы NumLock Calculator;

  • электронные таблицы OpenOffice.org Calc;

  • текстовый редактор OpenOffice.org Writer;

  • настольная издательская система Scribus;

  • редактор электрических и логических схем sPlan;

  • редактор html PSPad

  1. Система процедурного программирования QBasic

  2. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.

  3. Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.

Список литературы

1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программы профильного курса «Информатика и ИКТ» и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.

6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

7. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

Тематическое планирование по информатике

(профильный курс, 4часа в неделю, всего 272 часа)

Учебники:

  1. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова «Информатика 10 класс (профильный курс)», Москва, БИНОМ, 2008год;

  2. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова «Информатика 11 класс (профильный курс)», Москва, БИНОМ, 2009год;

10класс (4часа в неделю, всего 136 часов)

№ урока

тема урока

теория

практика

контроль

Введение в информатику.

Информатика как предмет и как область человеческой деятельности. Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе;

Аппаратные и программные средства ИКТ 20 часа.

1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

История развития ВТ. Поколения ЭВМ. Структурная схема компьютера. Открытая архитектура компьютера.

§1.1

2

Аппаратная реализация компьютера.

Процессор, память, устройства ввода и вывода информации.

Практическое задание

Создание логического диска и его форматирование

§1.2 - §1.3

3

Функциональная схема компьютера.

Тест «Компьютер»

4

Файлы и файловая система

Логическая структура носителя информации.

Файл. Путь к файлу.

Иерархическая файловая система

Практическое задание

«Объем файла в различных файловых системах».

§1.4

5

Файлы и файловая система

Практическое задание

«Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание

«Копирование файлов».

§1.4

6

Операционные системы.

История развития операционных систем. Виды ОС.

Практическое задание

«Форматирование из командной строки».

§1.5

7

Операционные системы.

Назначение и состав операционной системы

Загрузка операционной системы

Практическое задание

«Проверка файловой системы диска».

§1.5

8

Среда Windows.

История развития, идеология, основные понятия. Роль и структура окон.

Практическое задание

«Дефрагментация диска».

§1.5

9

Графический интерфейс Windows.Знакомство с основными объектами: файл, приложение, документ, папка. Проводник. Рабочий стол. Системное меню. Панель задач.

Практическое задание

«Системным реестром Windows».

10

Практическое задание

Запись CD или DVD диска

тест «ОС»

11

Программное обеспечение.

Классификация и характеристики видов ПО.

12

Архивация данных.

Принципы архивации. Программы-архиваторы.

Практическое задание

«Архивация файлов».

Тест «ПО»

13

Компьютерные вирусы.

Классификация компьютерных вирусов

§1.6

14

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

Практическое задание

«Настройка межсетевого экрана».

§1.6

15

Сетевые черви и защита от них

Практическое задание

«Защита от компьютерных вирусов».

§1.6

16

Троянские программы и защита от них

Практическое задание

«Защита от троянских программ».

§1.6

17

Рекламные и шпионские программы и защита от них

Практическое задание

«Защита от рекламных и шпионских программ».

§1.6

18

Спам и защита от него

Практическое задание

«Защита от спама».

§1.6

19

Правовая охрана программ и данных.

доклады

20

Контрольная работа по теме «Компьютер»

зачет

Информация и информационные процессы 30 часов

1

Информация.

Понятие информации. Виды и свойства.

§2.1

2

Единицы измерения информации.

Решение задач

§2.1

3

Количество информации. Формула Хартли.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

Решение задач

§2.2

4

Алфавитный подход к определению количества информации.

Решение задач

§2.3

5

Формула Шеннона.

Решение задач

§2.4

6

Решение задач на измерение информации.

Решение задач

тетрадь

7

Контрольная работа

тест «Информация»

8

Кодирование информации.

Способы кодирования информации. Формы представления информации.

§2.5

9

Двоичное кодирование текстовой информации.

Двоичная форма представления информации. Измерение текстовой информации.

Решение задач

§2.5

10

Решение задач на кодирование текстовой информации.

Решение задач

тетрадь

11

Двоичное кодирование графической информации и звука.

Измерение графической информации.

Решение задач

§2.5-§2.6

12

Способы представления изображения и звука.

Аналоговый и дискретный способы представления изображения и звука.

§2.5-§2.6

13

Решение задач на кодирование графической информации.

Решение задач на кодирование информации.

§2.5-§2.6

14

Передача и хранение информации.

Тест

«Кодирование информации»

15

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

Позиционные и непозиционные системы счисления.

§2.7

16

Перевод чисел в десятичную систему счисления.

Перевод чисел в десятичную систему счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления.

Решение задач

§2.8

17

Перевод чисел из десятичной системы счисления.

Решение задач

§2.8

18

Перевод дробей

Решение задач

§2.8

19

Восьмеричная система счисления.

Перевод восьмеричный чисел в десятичную систему счисления.

Решение задач

§2.8

20

шестнадцатеричная система счисления.

Перевод шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления.

Решение задач

§2.8

21

Триады и тетрады.

Перевод чисел в двоичную систему счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления.

Решение задач

тетрадь

22

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Решение задач

§2.9 - §2.10

23

Двоичная арифметика.

Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Решение задач

§2.9 - §2.10

24

Восьмеричная арифметика.

Арифметические операции в восьмеричной системе счисления.

Решение задач

§2.9 - §2.10

25

Шестнадцатеричная арифметика.

Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления.

Решение задач

§2.9 - §2.10

26

Представление чисел в компьютере.

Способы представления чисел. Числа с фиксированной запятой. Числа с плавающей запятой. Дополнительный код. Обратный код.

Тест

«Системы счисления»

27

Решение задач на измерение информации.

Решение задач

28

Решение задач на системы счисления.

Решение задач

29

Решение задач на кодирование информации.

Решение задач

30

Контрольная работа

Инд. варианты

Основы логики и логические основы компьютера. 20час

1

Формальная логика.

Формы мышления. Основные понятия и операции формальной логики.

§3.1

2

Логические задачи.

Разбор текстовых логических задач.

§3.1

3

§3.1

4

Логические выражения.

Логические выражения. Таблицы истинности. Логические функции.

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

§3.2

5

Преобразование логических выражений

Решение задач.

§3.2

6

Решение задач.

7

Построение таблиц истинности.

Практическое задание

«Таблица истинности логического выражения».

§3.2

8

Практическое задание

«Равносильность логических выражений»

§3.2

9

Логические законы.

Законы де Моргана

Практическое задание

«Преобразование логического выражения».

Практическое задание

«Решение логического уравнения».

§3.2

10

Использование логических законов для преобразования логических выражений.

Решение задач.

Практическое задание

«Функция импликации».

§3.2

11

Решение задач.

Практическое задание

«Функция эквивалентности».

Проверочная работа «Формальная логика»

12

Арифметические и логические основы компьютера.

Логическое устройство компьютера. Регистр. Сумматор. Триггер. Принципы фон Неймана.

Решение задач.

§3.3

13

Сумматор и триггер.

§3.3

14-18

Практикум по решение задач на логику.

Решение логических задач из вариантов ЕГЭ 2007-2012Г

19

Обобщающий урок

20

Контрольная работа

тест

Технология создания компьютерных презентаций. 12час.

1

Компьютерные презентации.

Возможности и область использования приложения. Типовые объекты презентации.

Практическое задание

«Знакомство с интерфейсом среды Impress»

2

Разработка сценария. Дизайн презентации.

Создание линейной презентации..

3

Рисунки и графические примитивы.

Группы инструментов среды.

Практическое задание

«Часы»

4

Анимация и звук.

Принципы озвучивания.

Практическое задание

«Звукозапись»

5

Переходы между слайдами.

Создание управляющих кнопок

6

Практическая работа

Сказки «Колобок», «Репка», «Синяя борода»

7

Конвертация презентаций

Знакомство с программой Isprint

Форматы swf; avi

Практическое задание. «Конвертация»

8-11

Индивидуальные проекты

Отработка этапов работы над учебным проектом.

Создание мультимедийного проекта:

«История ВТ»,

«Логические основы ПК»

«Информация», «Системы счисления»

12

Защита проекта.

Алгоритмизация и программирование. 44 час

1

Понятие алгоритм

Понятие алгоритма, свойства. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнители.

§4.1

2

Исполнители.

§4.1

3

Блок-схема как способ записи алгоритма.

Язык блок-схем.

§4.1

4

Линейный алгоритм

Запись линейного алгоритма через язык блок-схем. Решение задач.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

5

Линейный алгоритм

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

6

Циклические алгоритмы

Циклические алгоритмы (цикл -до, цикл - после, цикл с параметром). Решение задач.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

7

Циклические алгоритмы

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

8

Циклические алгоритмы

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

9

Разветвляющийся алгоритм

Ветвление. Полная форма ветвления. Кратная форма ветвления. Выбор. Решение задач.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

10

Разветвляющийся алгоритм

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

11

Разветвляющийся алгоритм

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

12

Массивы.

Понятие массива. Счетчик. Шаг счетчика.

Одномерный массив. Двумерный массив. Решение задач.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

13

Одномерные массивы.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

14

Одномерные массивы.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

15

Двумерные массивы.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

16

Двумерные массивы.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

17

Символьные величины.

Строковые величины. Действия с символами. Алгоритмы с символьными величинами. Решение задач.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

18

Символьные величины.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

19

Символьные величины.

Решение задач по составлению алгоритмов

§4.1

20

Решение задач по составлению алгоритмов.

Этапы решения алгоритмических задач

Решение задач по составлению алгоритмов

21

Решение задач по составлению алгоритмов.

Решение задач по составлению алгоритмов

22

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация»

Тест

23

Роль ПО в организации работы ПК.

Классификация ПО.

Алгоритм и программа.

§4.2

24

Программирование.

Различные технологии программирования (алгоритмическое, объектно-ориентированное)

§4.3 - §4.4

25

Линейное программирование.

Реализация алгоритмов на я/п Qbasic, Pascal, VBA.

Этапы решения задач на ПК.

Разбор задач из ЕГЭ на чтение и отладку программ в процедурных языках.

Практикум по программированию.

§4.5 - 4.12

26

Линейное программирование.

Практикум по программированию.

27

Графика в программировании.

Практикум по программированию.

§4.13

28

Графика в программировании.

Практикум по программированию.

29

Ветвление.

Практикум по программированию.

§4.5 - 4.12

30

Ветвление.

Практикум по программированию.

31

Циклы.

Практикум по программированию.

32

Циклы.

Практикум по программированию.

33

Числовые массивы.

Практикум по программированию.

§4.16

34

Числовые массивы.

Практикум по программированию.

35

Символьные массивы.

Практикум по программированию.

36

Символьные массивы.

Практикум по программированию.

39

Подпрограмма.

Практикум по программированию.

40

Подпрограмма.

Практикум по программированию.

§4.14 - 4.15

41

Практикум по программированию

42

Обобщающий урок по теме Программирование

43-44

Зачетная практическая работа

Индивидуальные задания

Проектная деятельность. Повторение.. 10час

1

Знакомство со средой Wiki

Сетевой групповой проект «Безопасный Интернет»

(letopisi.ru)

2

Правила Wiki-разметки

3

Формирование страницы участника проекта

4

Работа над Wiki-статьей

5

Оценка и самооценка в проекте.

6

Среда E-Publish.

Индивидуальные проекты «Жизнь замечательных людей»

(edu.site.ru)

7

Правила работы в конструкторе сайтов

8

Разработка проекта

9

Разработка проекта

10

Презентация проектов.

Тематическое планирование по информатике (профильный курс, 4часа в неделю, всего 272 часа)

Учебники:

  1. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова «Информатика 10 класс (профильный курс)», Москва, БИНОМ, 2002год;

  2. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова «Информатика 11 класс (профильный курс)», Москва, БИНОМ, 2002год;

11 класс.

Моделирование и формализация. 36час.

1

Понятие модели.

Объект. Свойства и параметры объекта. Модель. Информационные модели.

§1.1

2

Формы представления моделей. Формализация.

§1.1

3

Основы классификации.

Классификация объектов. Классификация моделей. Виды моделей: по области использования, по способу представления. .

§1.1

4

Системный подход в моделировании.

Понятие системы в моделировании.

§1.1

5-6

Основные этапы моделирования.

Основные этапы моделирования. Применение моделирования в исследовательской деятельности.

Проверочная работа (тест)

7-8

Исследование физических моделей.

практикум

§1.2

9-10

Исследование математических моделей.

практикум

§1.3 - §1.4

11-12

Приближенное решение уравнений.

практикум

§1.3 - §1.4

13-14

Биологические модели развития популяций.

практикум

§1.5

15-16

Геоинформационные модели.


17-20

Оптимизационное моделирование в экономике.

Оптимизационное моделирование.

§1.6

21-22

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Использование химических моделей.

§1.7

23-25

Модели логических устройств.

Построение логических моделей.

§1.8

26-29

Информационные модели управления объектами.

Использование информационных моделей. Построение информационных моделей управления объектами.

§1.9

30-32

Графы, подграфы и деревья.

Построение остовного связного дерева графа.

§1.10

33

Ориентированные графы.


34

Взвешенные графы.

Описание графа с помощью матрицы смежности.

35-36

Контрольная работа «Моделирование»

Практическая работа «Коробка»

Тест

Технология обработки текстовой информации. 12час

1

Текстовый редактор. Текстовый процессор.

Текстовый редактор Word.

Создание и редактирование текста.

§2.1

2

Форматирование. Стилизация.

Форматирование текста. Форматирование символа. Форматирование абзацев.

Практикум.

§2.1

3

Построение таблиц. Списки.

Использование готовых и создание собственных шаблонов.

Практикум.

§2.1

4

Вставка объектов из других приложений.

Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.

Практикум.

§2.1

5

Гипертекст.

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы.

Практикум.

§2.1

6

Коллективная работа над текстом в локальной компьютерной сети.

Практическая работа

«Текстовый редактор Word»

7

Понятие о настольных издательских системах.

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

§2.2

8

Компьютерные словари.

Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.

§2.2

9

Системы оптического распознавания документов.

Использование цифрового оборудования.

§2.3

10

Элементы делопроизводства

Правила оформления рефератов, эссе, резюме, библиографии.

Практическая работа

«Текстовый редактор Word»

11-12

Контрольная работа

Создание стилизованного текста. Практическая работа «Петька босиком»

Тест.

Технология обработки числовой информации. 12 час.

1

Электронные таблицы.

Назначение и основные возможности. Понятие об объектах ЭТ: интерфейс, ячейка, Строка, столбец. Ввод данных. Адрес данных.

2

Данные и действия в ЭТ.

Типы данных (символьный, числовой, логический, даты)

3

Данные и действия в ЭТ. (решение задач)

Функции. Правила записи функций. Понятие ссылки в формулах и функциях.

4

Форматирование табличных документов.

Шрифты, выравнивание, задание формата данных.

5

Формулы.

Относительная и абсолютная адресация. Копирование формул.

Практическая работа

6

Формулы

Решение задач.

7

Построение диаграмм.

Графическая форма представления данных в ЭТ. Основные типы диаграмм. Изменение диаграмм.

8

Построение диаграмм

Практическая работа

9

Дополнительные возможности ЭТ.

Сортировка.

Практическая работа

10

Дополнительные возможности ЭТ.

Автофильтр.

Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента

Практическая работа

11

Дополнительные возможности ЭТ.

Промежуточные итоги.

12

Контрольная работа.

тест

Технология поиска и сортировки информации. 22 час.

1

Понятие БД.

Назначение и возможности БД. Реляционная модель данных.иерархическая модель данных.основные понятия: поле, запись, структурирование данных

§3.1

2-3

Организации БД.

Пример организации БД. Типы данных: текстовый, числовой, дата\время, денежный, логический, поле объекта OLE

Работа с готовыми БД.

§3.1

4

Системы управления базами данных (СУБД).

Работа с готовыми БД.

§3.2

5

Формы представления данных

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

практикум

§3.2

6

Этапы разработки базы данных.

Описание проблемы, анализ объекта, создание модели.. компьютерная модель БД: структура, тип данных. Создание экранных форм, заполнение БД.

практикум

7

Этапы разработки базы данных.

практикум

8

Реляционные базы данных.

Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

практикум

§3.4

9

Поиск, сортировка, отбор данных.

Работа с БД: поиск, сортировка, отбор, вывод на печать.

практикум

§3.3

10

Изменение и дополнение данных

Изменение и дополнение данных (изменение структуры)

практикум

§3.3

11-21

Лабораторный практикум.

Лабораторные работы №1-№5

22

Контрольная работа.


Технология создания и обработки графической информации. 12 час.

1

Растровые и векторные редакторы.

Виды, назначение и применение графических редакторов. Рабочее поле, палитра, панель инструментов.

§4.1 - §4.2

2

Векторный редактор.

Интерфейс программы. Основы работы с объектами.

Практикум в среде INSKAPE

§4.3

3

Создание рисунков из кривых. Графические эффекты.Действия с рисунком, фрагментом рисунка. Закраска. Работа с текстом.

§4.4

4

Практическая работа

«Макетирование»

Индивидуальные задания

5

Системы автоматизированного проектирования.

Понятие САПР, назначение. Знакомство с программами AutoCAD и КОМПАС-3D.

Практикум в среде КОМПАС

§4.6

6

Построение основных чертежных объектов. Способы построения линии, окружности.

§4.6

7

Принципы построения чертежа. Правила построения проекций. 3D модель

§4.6

8

Практическая работа

«3D-моделирование»

Индивидуальные задания

9

Растровый редактор

Графические объекты: пиксель, графические примитивы. Сохранение и загрузка изображений.

Выделение областей изображения. Лассо. Волшебная палочка. Прямоугольное выделение. Технология работы. Понятие слоя. Прозрачный слой. Технология работы со слоями. Фильтры. Использование различных эффектов

Практикум в среде Photoshoop

§4.3

10

§4.3

11

Практическая работа

«Коллаж»

Индивидуальные задания

12

Сравнительный анализ векторной и растровой графики.

Тест «КГ»

Компьютерные коммуникации. 24

1

Компьютерные сети.

Классификация коммуникаций. Информационные коммуникации и среды. Локальные сети (типы, региональные и корпоративные). Глобальные сети.

§5.1

2

Аппаратно-программное обеспечение работы компьютерных сетей.

Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Каналы связи, модемы, протоколы.

§5.1

3

Интернет.

Представление о компьютерной сети Интернет. Ресурсы : электронная почта, телеконференции, файловые архивы, Web-серверы.

Практическая работа

«Поиск информации в сети Интернет»

§5.1

4

Работа в среде Inernet Explorer.

Знакомство со средой Internet Explorer. Доменная система имен. Поиск информации по адресам. Поиск информации с помощью поисковых систем.

Практическое представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.

§5.1

5

Электронная почта.

Назначение и возможности электронной почты. Различные почтовые программы.

§5.1

6

Электронная почта.

Настройка электронной почты, отправка писем.

§5.1

7

Язык HTML для создания Web-страниц.

Знакомство с тэгами форматирования текстов.

Практическая работа №

Создание Web-страниц в Блокноте.

§5.2

8

Язык HTML для создания Web-страниц.

Кодирование специальных символов (копирайт, длинное тире и т. п.). Атрибуты тэгов. Цветовое оформление и вставка изображений. Различные виды гиперссылок. Якоря. Добавление таблиц. Атрибуты, форматирующие таблицы.

§5.2

9

Язык HTML для создания Web-страниц.

§5.2

10

Топология сайта.

Эргономика Web-страницы. Web-навигация. Меню. Цвет на Web-странице. Форматы графических файлов, используемых на Web-страницах. Шрифты.

Создание Web-страниц в Web-редакторе.

§5.2

11

Оформление Web-страницы

Кодировка кириллицы. Оформление Web-страницы (цвет текста, гиперссылок, фона). Рисунки. Таблицы. Якоря. Гиперссылки.

§5.2

12

Интерактивные формы внутри web-страницы.

Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта.

§5.2

13

Форматирование web-документа

Форматирование документа с помощью таблиц каскадных стилей (CSS).

§5.2

14

Форматирование web-документа

§5.2

15

Размещение слоев на Web-странице.

Слои. Создание эффекта визуального наложения объектов друг на друга.

§5.2

16

Цветовое оформление сайта

Цветовое оформление сайта в CSS.

Использование Flash-анимации на страницах сайта.

Создание Gif-анимированных изображений в графическом редакторе. Создание Flash-анимации. Преобразование рисунка в Web-карту.

§5.2

17

Требования к программно-аппаратному обеспечению

Обзор Visual Web Developer 2005 Express Edition и MS SQL server 2005 Express. Требования к программно-аппаратному обеспечению. Способы загрузки и установки среды разработки.

§5.2

18

Освоение приемов создания динамических веб-сайтов

Серверные элементы управления ASP.NET 2.0, имеющиеся в Visual Web Developer. Рабочие окнами среды VWD.

Использование события в web-приложении, программирование реакций на события. Cохранение и поддержка состояние приложения ASP.NET. Отладка и контроль веб-приложения, использующего ASP.NET 2.0. Установка внешнего вида веб-сайта при помощи таблиц стилей и базовых страниц Master Pages.

Установка сервера mySQL, PHP и Joomla на локальный компьютер.

Знакомство со средой разработки Visual Web Developer (VWD).

Оптимизация кода Web-страницы.

19

Оптимизация сайта. «Раскрутка» сайта

Доменное имя. Хостинг. META-тэги. Оптимизация сайта. «Раскрутка» сайта

Практическая работа «Размещение готового сайта в Интернете»

20

Творческий проект.

Темы проектов:

Создание web-страницы, включающей оформление текста, графики, гиперссылок.

21

Творческий проект.

22

Творческий проект.

23

Творческий проект.

24

Защита проектов.

проекты

Информационная деятельность человека. 5 часа.

1

Информатика как область человеческой деятельности.

Вещество, энергия и информация - основные понятия науки.

§6.1

2

Информационная культура человека.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

§6.2

3

Правовая охрана информационных ресурсов.

Правовые и этические аспекты использования информации. Информационная безопасность.

§6.3

4

Перспективы развития ИКТ.

Информационные революции.

§6.3

5

Итоговое тестирование за курс 10-11 кл.

Повторение. Проектная деятельность Подготовка к ЕГЭ 15час.

1

Этапы работы над проектом.

2-7

Индивидуальные проекты.

Темы проектов: «Осторожно! Вредные привычки», « Мой взгляд на права ребенка», «Великие открытия»

8

Защита проектов.

проекты

9-15

Работа с тематическими тестами. Тесты on-line

Информация. Кодирование. Системы счисления. Логика. Моделирование и формализация. Компьютер. Информационные технологии. Компьютерные коммуникации. Алгоритмизация и программирование.

М. В. Казанина, учитель информатики СОШ №3 г Павлово Страница 5

© 2010-2022