Рабочая программа по информатике 4 класс

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе программы по информатике авторского коллектива под руководством А.В. Горячева для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования РФ, являющейся продолжением непрерывного курса информатики, который разрабатывается в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.


Используемый учебно-методический комплект:

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2013, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 4 класс: Учебник в 2-х частях. 3 часть - «Информатика. Логика и алгоритмы» - М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.

Общие цели общего начального образования с учетом специфики предмета:

Основная цель курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);

  • алгоритмический подход к решению задач умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент, делается на умении приложения даже самых скромных знаний;

  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора, полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий: деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, игровая, ИКТ.

В программе А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)» рассматриваются два направления пропедевтического изучения информатики: технологический компонент и логико - алгоритмический компонент. Исходя из условий организации учебного процесса, программа разработана на основе развития логико - алгоритмического компонента. Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Система оценки достижений учащихся


Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе информатики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе тетрадей, содержащих итоговые контрольные работы.

Контроль предполагает выявление уровня усвоения учебного материала при изучении отдельных разделов и всего курса информатики в целом.


Контроль образовательных результатов

Оценивание учащихся двумя способами:

  1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником самостоятельных заданий в учебниках - тетрадях и контрольных работах. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике- тетради, усвоит все необходимые в курсе знания

  2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Формы, виды контроля:

  1. Текущий контроль:

  • устный опрос.

  • Выполнение заданий в учебнике-тетради.

  • Самостоятельные работы.

Оценка устных ответов учащихся:

«5» - ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; логично изложил материал; правильно выполнил рисунки, схемы; отвечал самостоятельно без наводящих ответов учителя. Возможны 1-2 неточности, которые ученик исправил по замечанию учителя.

«4» - если он удовлетворяет требованиям к ответу на «5», при этом допущены ошибка или более двух недочетов, исправленные по замечанию учителя.

«3» - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

«2» -не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей части учебного материала, допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


  1. Итоговый контроль:

Комплексная контрольная работа

Важную роль в проведении контроля имеют контрольные работы.

В середине каждой части учебника1 находятся бланки с заданиями контрольных работ. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При этом выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала и умение применять на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), выставляется оценка:

«5» - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей

«4» - при наличии 1-2 недочетов или 1 ошибке

«3» - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий

«2» - если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

• основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.











Описание места учебного предмета в учебном плане

Логико - алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения во 2 - 4 классах. Согласно учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» рассчитан на 105:

2 - 4-й класс - по 35 часа в год (1 час в неделю, 35 учебные предметы в каждом классе). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


2-й класс

Личностные результаты

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- осуществлять контроль при наличии эталона;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;

- проводить классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

- устанавливать последовательность событий;

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- кодировать и декодировать предложенную информацию;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

- формулировать вопросы.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели;

  • оценивание получающегося творческого продукта.

Познавательные УУД:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

  • переработка информации для получения необходимого результата;

  • выбор различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные УУД:

  • подготовка выступления;

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

  • участие в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс

Личностные результаты

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными

  • ситуациями;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

  • социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,

  • связанных с информационными и коммуникационными технологиями.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • анализ условия учебной задачи;

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

  • оценивание работы товарища в соответствии с критериями.

Познавательные УУД:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Стандарт устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

  • метапредметным, включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметным, включающим освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

2 класс

У учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Учащиеся получат возможность для формирования:

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

точно выполнять действия под диктовку учителя;

- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.



3 класс

У учащихся будут сформированы:

  • называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;

  • ориентироваться в пространстве;

  • выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;

  • обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;

  • описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;

  • разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;

    • называть последовательность простых действий;

    • находить пропущенное действие в заданной последовательности;

    • выделять истинные и ложные высказывания;

    • решать некоторые задачи с помощью графов.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4 класс

У учащихся будут сформированы:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  • осознанно владеть общими приёмами решения задач.

  • формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если - то»;

  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если - то».

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках;

  • осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев.

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  • основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

  • устанавливать аналогии;

  • строить логическую цепь рассуждений;

  • осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей.


















Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Содержание программы носит развивающий характер. При проведении уроков используются системно-деятельностный и дифференцированные подходы.

Содержание позволяет развивать организационные умения:

  • планировать этапы предстоящей работы;

  • определять последовательность учебных действий;

  • осуществлять контроль и оценку их правильности;

  • поиск путей преодоления ошибок.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям. Изучение материала происходит «по спирали». Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки.

Темы урока сформулированы в соответствии с авторскими методическими рекомендациями для учителя. Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

2-й класс


План действий и его описание (8 часов). Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов (7 часов). Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения. Множества (11часов). Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

Аналогия. Закономерности. Логика (7 часов). Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах. Выигрышная стратегия, как один из способов решения задач.

Повторение тем (2 часа) « Аналогия. Закономерности Логика», «Логические рассуждения»

3-й класс


Алгоритмы (8часов). Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (7 часов). Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (11часов). Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (9ч). Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

4-й класс


Алгоритмы (9 ч). Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Группы (классы) объектов (7ч). Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (10ч). Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и - или».

Применение моделей (схем) для решения задач (9ч). Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)


Практическая часть программы по предмету «Информатика и ИКТ»


Итоговые контрольные работы2

2 класс

урока

к.р.

Тема контрольной работы

7

№ 1

«План действий».

15

№ 2

«Отличительные признаки предметов».

25

№ 3

«Множества».

33

№ 4

«Аналогия».

Итого:

4

3 класс

урока

к.р.

Тема контрольной работы

7

№ 1

«Алгоритмы».

14

№ 2

«Объекты».

25

№ 3

«Множество».

32

№ 4

«Аналогия».

Итого:

4

4 класс

урока

к.р.

Тема контрольной работы

7

№ 1

«Алгоритмы».

15

№ 2

«Объекты».

26

№ 3

«Логические рассуждения».

33

№ 4

«Модели в информатике».

Итого:

4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к учебнику А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» 4-й класс

(1 час в неделю - 35 часов)


Дата

Тема урока, тип урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Домаш.

задание

Дата

Понятия

Личностные результаты

УУД

Предметные результаты

4 А

4 Б

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

(урок изучение нового материала)

Алгоритм

Блок-схема

Команда

Ветвление

Развитие мотивов учебной деятельности.

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями

1

2

Ветвление «если-то-иначе».

(урок совершенствования ЗУН)

Алгоритм

Условие

«если-то иначе»

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

Познавательные:

Самостоятельный поиск информации для решения задач

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: находить решение в конфликтной ситуации

Научится записывать условия ветвления в алгоритме, используя слова если-то-иначе, составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями

№3,

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

(урок изучение нового материала)

Цикл

Повторяющаяся команда

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: доказывать правильность своего выбора и принятого решения

Научится определять повторяющиеся действия и находить их закономерность; составлять и выполнять алгоритмы с циклами.

№5,7

4

Алгоритм с параметрами (комбинированный урок)

Алгоритм

Параметр алгоритма

Готовность к самообразованию

Познавательные:

выделять и записывать главное

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

Научится определять параметры; выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

№10

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма

(урок совершенствования ЗУН)

Алгоритм

Шаг алгоритма

Результат алгоритма

Положительное отношение к изучаемому предмету

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

Научится записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами

№15

6

Циклы: повторение указанное число раз.

(урок совершенствования ЗУН)

Алгоритм

Цикл

Счетчик

Формирование позитивной самооценки

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится выделять число повторений команд алгоритма, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

№16,

17

7

Циклы: до выполнения заданного условия.

(комбинированный урок)

Алгоритм

Цикл

Условие повтора

Уважение к личности и её достоинству

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится выделять условие повторения циклов, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

№20,

21

8

Циклы: для перечисленных параметров.

(комбинированный урок)

Алгоритм

Параметр цикла

Формирование любознательности

Познавательные:

Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится использовать параметры в цикле, составлять и выполнять алгоритмы с повторениями

№24

9

Алгоритмы. Контрольная работа.

(урок контроля и коррекции ЗУН)

Осознание «Что я хочу» и «Что я могу»

Познавательные:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

№28, 30

10

Составные объекты

(урок изучение нового материала)

Объект

Состав объекта

Развивать логического и критического мышления, культуры речи

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: вносить коррективы в свою деятельность

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится описывать в табличной форме общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы

№3,4

11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

(комбинированный урок)

Схема состава

Адрес

Развитие потребности в самовыражении и самореализации

Познавательные:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: строить совместную учебную деятельность с одноклассниками

Научится определять составные части предметов, составлять схему состава, записывать адрес составной части

№9

12

Адреса компонент составных объектов

(урок совершенствования ЗУН)

Состав объекта

Адрес составной части

Формирование уважения к личности и её достоинству

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит

№11,15

13

Признаки и действия объекта и его составных частей.

(урок изучение нового материала)

Признаки объекта

Действия объекта

Доброжелательное отношение к окружающим

Познавательные:

Перерабатывать информацию для получение необходимого результата

Регулятивные: составлять последовательность учебных действий

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

Научится выделять отличительные признаки и действия всего объекта и его отдельных частей, Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

№18,21

14

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент.

(комбинированный урок)

Сложный объект

Составная часть

Развитие любознательности

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

№25, 28

15

Относительные адреса в составных объектах.

(урок обобщения и систематизации знаний)

Состав объекта

Адрес составной части

Развитие потребности в самовыражении и самореализации

Познавательные:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

Научится определять и записывать относительный адрес в составных объектах

30

16

Группы (классы) объектов. Контрольная работа.

(урок контроля и коррекции ЗУН)

Осознание «Что я хочу» и «Что я могу»

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

31

17

Множество. Подмножество. Пересечение множеств

(урок изучение нового материала)

Множество

Подмножество

Пересечение множеств

Доброжелательное отношение к окружающим

Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

Регулятивные: планировать пути достижения целей

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Научится изображать множества, подмножества, определять элементы, принадлежащие пересечению множеств

36

18

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

(урок совершенствования ЗУН)

Высказывание

Истинность

Ложность

Связки «и», «или», «не»

Развитие логического и критического мышления, культуры речи

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится составлять высказывание со словами «не», «и», «или»; находить место объектам, связывающим два множества словами «не», «и», «или»

40

19

Описание отношений между объектами с помощью графов.

(комбинированный урок)

Множества

Отношения между множествами

Объединение

Развивать потребности в самовыражении и самореализации

Познавательные: воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

Коммуникативные: умение работать в группе, вести диалог

Научится строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами

34

20

Пути в графах.

(урок изучение нового материала)

Граф

Вершина графа

Ребро графа

Путь в графе

Формировать уважения к личности и её достоинству

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Научится строить и описывать пути в графах

45

21

Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.

(урок совершенствования ЗУН)

Граф

Подграф

Осознание важности роли «хорошего ученика», необходимость учебы

Познавательные: участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения и отстаивать её

Научится выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»; строить новые подграфы по высказываниям

60

22

Правило вывода «если-то».

(комбинированный урок)

Истинность

Условие

Следствие

Поиск своей позиции в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Познавательные:

Определение причин и следствий событий

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные:

выслушивание собеседника и ведение диалога

Научится записывать правила «если-то», составлять схему правила и делать вывод по схеме

54

23

Схема рассуждений.

(урок обобщения и систематизации знаний)

Схема рассуждения

Истинность

Осознание «Что я хочу» и «Что я могу»

Познавательные:

Делать логический вывод на основе обобщения знаний

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

Научится составлять схему рассуждений из правил «если-то» и делать выводы по схеме рассуждений

№6

24

Цепочки правил вывода.

(урок обобщения и систематизации знаний)

Цепочка вывода

Рассуждение

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

Научится составлять цепочки правил вывода и проводить рассуждений по цепочкам

№9

25

Простейшие «и - или» графы.

(комбинированный урок)

Граф

Подграф

Связки «и», «или»

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

Научится строить графы, удовлетворяющие «и-или» связкам

№12, 13

26

Логические рассуждения. Контрольная работа.

(урок контроля и коррекции ЗУН)

Осознание «Что я хочу» и «Что я могу»

Познавательные:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

№16, 17

27

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

(урок изучение нового материала)

Объект

Состав объекта

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

Научится описывать состав и возможности объектов, придумывать и описывать предметы с необычным составом

№19

28

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

(урок совершенствования ЗУН)

Объект

Действия объекта

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

Научится сравнивать действия объектов, придумывать и описывать объекты с необычными действиями

№20, 21

29

.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

(урок совершенствования ЗУН)

Объект

Признаки объекта

Развитие познавательного интереса

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия, на основе анализа допущенных ошибок

Коммуникативные: адекватно воспринимать замечания учителя и сверстников

Научится находить признаки с одним и тем же названием у разных предметов, описывать отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками

№33, 35

30

Связь изменения объектов и их функционального назначения.

(урок совершенствования ЗУН)

Объект

Назначение объекта

Функции объекта

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире

Познавательные:

Определение причин и следствий событий

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

Научится получать новые объекты из стандартных, изменяя их функциональное назначение

№5

31

Приемы фантазирования: прием «наоборот».

(комбинированный урок)

Алгоритм

Обратный алгоритм

Формирование адекватной самооценки

Познавательные:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: работать в группе, не создавая конфликтов

Научится составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное данному.

№8,9

32

Приемы фантазирования: «необычные значения признаков».

(комбинированный урок)

Объект

Признаки объекта

Осознание важности роли «хорошего ученика», необходимость учебы

Познавательные:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные: слушать ответы сверстников, допускать наличие их мнения

Научится придумывать объекты с необычными признаками

№10, 12, 13

33

Модели в информатике. Контрольная работа.

(урок контроля и коррекции ЗУН)

Осознание «Что я хочу» и «Что я могу»

Познавательные:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

№15, 16

34

Повторение

(урок обобщения и систематизации знаний)

Объект

Признаки

Действия

Состав

Развитие потребности в самовыражении и самореализации

Познавательные:

Структурирование знаний

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

Научится применять знания и умения по теме «Модели в информатике» для решения задач

№19

35

Повторение изученного в 4 классе

(урок обобщения и систематизации знаний)

Алгоритм

Ветвление

Циклы

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

Научится применять знания и умения полученные в 4 классе для решения задач

№23, 24

Литература для учителя


  • Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник «Информатика в играх и задачах» в 4 -м классе - М: «Баласс», 2014;

  • Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах.4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М: «Баласс», 2014, 144 с.

  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2014. - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • СD - «Роботландия» 1 - 4 кл.

  • CD - «Занимательная информатика».

Литература для учащихся


  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник «Информатика в играх и задачах» в 4-м классе, 1 и 2 части. - М: «Баласс», 2014.


Электронные образовательные ресурсы


  • standart.edu.ru - Официальный сайт ФГОС

  • edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

  • http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации

  • ed.gov.ru - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию

  • teacher.fio.ru - Каталог учебных и методических материалов по курсу информатики

  • infoznaika.ru - Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1 - 11 классы

  • school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  • fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

  • ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании

1 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2013, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 4 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.

2 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 2 класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. - М.: Баласс, 2013, 2014 г.

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 4 класс: Учебник в 2-х частях- М.: Баласс, 2012,2013, 2014 г.


© 2010-2022