Технологическая карта урока по теме «Кодирование информации»

"Описание материала: Урок изучения и закрепления новых знаний по теме «Кодирование информации» разработан для 5 класса с учетом требований ФГОС. Мотивация к обучению осуществляется через применение частично - поискового метода, метода беседы с применением игровой технологии, технологии РКМ. Практические задания, используемые на уроке, направлены на развитие универсальных учебных действий: выявлять (обобщать) закономерность, проводить анализ, осуществлять классификацию предложенных объектов, обоб...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока информатики


Табл. № 1


Авторы, разработчики:

Головко Ю. А.

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тип урока

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Тема

Кодирование информации

Цель

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации

Основные термины, понятия

Условный знак, код, кодирование.

Табл. № 2 Планируемый результат

Предметные умения

Оперировать понятиями: Условный знак. Код. Кодирование и декодирование информации.

Кодировать информацию, используя таблицу кодов.

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание) .

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект,

Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

Личностные УУД:

- любознательность;

- креативность мышления;

- находчивости,

- активности при решении задач;

- способности к организации своей деятельности;

-умения слушать и слышать собеседника

- сознательного принятия и соблюдения правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и своего здоровья и здоровья одноклассников

Регулятивные УУД:

-вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

-осознавать качество и уровень усвоения.

- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-строить логические рассуждения - обобщать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания,

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.







Табл. № 3 Организация пространства.


Формы работы


Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)

Частично- поисковый метод

Беседа с применением игровой технологии

Практические задания


  • Учебник для 5 класса (Л. Босова)

  • Рабочая тетрадь

  • Презентация к уроку

  • Демонстрационный компьютер, проектор

  • Ресурсы Интернет:

school-collection.edu.ru/ (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)



Табл. № 4 Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности








Табл. № 5 Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-обобщать полученные знания;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Учитель организует повторение пройденного материала.

  1. Что такое информация?

  2. Какие действия человек совершает с информацией?

  3. Как человек хранит информацию? (см. Презентация, слайд 2)

  4. Какие современные носители информации вам известны?



Учитель организует введение в новую тему.

Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?

Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока.

Предполагаемые ответы учащихся.


  1. Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает.

  2. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

  3. Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.

  4. Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD, флеш-карты.

Ученики предлагают свои варианты ответов.


Главное - жест может означать разные понятия, то - что под этим жестом закодировано, тема урока - кодирование информации.

Осмысление

Строить логические рассуждения - обобщать, делать выводы.

Оперировать понятиями: Условный знак. Код. Кодирование и декодирование информации.

Введение в содержание темы урока.

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Что необходимо для правильного понятия разных сигналов?





От чего зависит способ кодирования зависит?

Учитель предлагает рассмотреть слайд презентации и высказать свои предположения.

Учитель предлагает привести примеры использования кодов в повседневной жизни.

Наиболее яркие примеры подкрепляются демонстрацией в презентации.






Требуется разработка кода или кодирование.

Работа в тетради (ученики записывают основные понятия урока).

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Учащиеся делают вывод о том, что выбор способа кодирования может зависеть от цели кодирования.

Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Рефлексия

Кодировать информацию, используя таблицу кодов.

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание)

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект,

Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу в тетради:

  1. азбукой Морзе;

  2. числовой код;

  3. кода Цезаря.

Давайте вернемся к вопросу «Что необходимо приемнику для полноценного получения информации?». Обсудите этот вопрос с соседом по парте и выскажите свое мнение.

Что такое «код»? Что вы понимаете под «кодированием информации»?

Запишите домашнее задание

Ученики выполняют 1 задания по вариантам (с последующей взаимопроверкой).

Задание 2,3 выполняются самостоятельно (проверка с доски).


Для успешного получения информации необходимо знать код, с помощью которого закодировано сообщение.


© 2010-2022