Программа внеурочной деятельности «3D моделирование в среде КОМПАС-3D LT» 5-7классы

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС- 3D LT» в объёме 68 часов (2 часа в неделю) в течение 1 года обучения, предназначена для учащихся 5-7-х классов.

«Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности» [1]. Наиболее интенсивные изменения происходят в настоящее время в области Технологий: появилась совершенно новая отрасль - Нанотехнологии; широкое применение имеют лазерные технологии; информационно-коммуникационные технологии пронизали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности, в рамках Национального проекта Образование во все образовательные учреждения поставлено Программное обеспечение КОМПАС-3D LT, которое включено в состав Стандартного базового пакета «Первая ПОмощь 1.0», и может быть использовано в проектной работе учащихся при создании чертежей и моделей объектов. В то же время учащиеся 5-7-ых классов изучают базовый ознакомительный курс (по 1 уроку в неделю) на основе традиционной работы с чертёжными инструментами.

Применение инновационного продукта - Программного обеспечения КОМПАС-3D LT позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса, так как обладает возможностями, недоступными в ручном черчении:

  • наглядного представления моделей объектов;

  • автоматического создания чертежей по их моделям;

  • имитации технологических процессов при создании деталей и изделий.

При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или деталей), а также автоматические расчёты объёма, массы и других геометрических параметров изделий.

Проблема

Модернизация в образовательной области имеет материальную базу - программное обеспечение КОМПАС-3D LT. Но не имеет методического обеспечения, так как учебники и руководства, издаваемые компанией АСКОН, рассчитаны на специалистов, владеющих базовыми знаниями в области чтения и построения чертежа, а так же знакомых с требованиями стандартов на оформление технической документации.

Целью настоящей работы является:

разработка комплексной программы обучения в образовательной области Робототехника, предназначенной для проектирования инженерных объектов, черчения и моделирования на современном технологическом уровне - в программном обеспечении КОМПАС-3D LT, на базовом уровне в общеобразовательном учебном учреждении.

Задачи

  • Знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и понятие об инженерных качествах объектов.

  • Освоение приёмов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей - в программном обеспечении КОМПАС-3D LT.

  • Изучение правил вычерчивания чертежей и требований Государственных стандартов на оформление и создание чертежа, как документа. Овладение чертёжными инструментами и приёмами построения проекционных изображений и практикой чтения чертежей.

  • Развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3D-моделями.

  • Расширение технического кругозора для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной инфраструктурой.

  • Подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.

Изменение подхода к преподаванию школьного курса «Робототехники»

Программа «3D моделирование, КОМПАС-3D LT» выстроена в логике организации компьютерного учебного проектирования: создания моделей и чертежей объектов инженерного назначения разной степени сложности.

По содержанию: в КОМПАС-3D LT основой для создания чертежа является 3D-модель, поэтому в программе выделено 24 часа (48%) на создание моделей в документе Деталь. Освоение КОМПАС-График (8 часов) (13%) имеет прикладное значение, и применяется для создания и чтения проекционных чертежей и эскизов. Изучение правил стандартов по оформлению чертежа, создание и редактирование ассоциативных чертежей составляет 8 часов (13%) времени курса.

Инженерный компонент - 6 часов (10%) и 8 часов (13%) - практическое проектирование.

1% времени - соблюдение правил техники безопасности.

По методике. Выдерживается системная линия: Создание - Редактирование - трансформация объекта. Особое внимание уделено координатным способам проектирования объектов, что важно для интеграции с курсом математики (геометрии). Анализ формы и синтез изображения - необходимые логические составляющие инженерного проектирования. В конце каждой темы проводится творческая работа или тестирование.

По форме и организации учебной деятельности. Предлагается практически проверенная система проведения сдвоенных уроков, чередование видов деятельности: ручного и компьютерного создания объектов и обязательная физкультминутка. Предусмотрено создание презентаций, как результирующей формы проектной работы.

В соответствие с Программой, учащиеся изучают

  • Примеры инженерных объектов.

  • Правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и сборочных объектов.

  • Правила нанесения размеров и обозначений на чертеже.

  • Нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации.

И применяют на практике

  • Ручные способы вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей.

  • Анализ, синтез и моделирование объектов.

  • Чтение чертежей деталей и расчёты по чертежам.

  • Разрезы и сечения, как средство изображения внутренней конструкции.

А так же осваивают на компьютере

  • Способы создания плоскостных изображений и проекционных чертежей.

  • Способы создания 3D-моделей с применением операций формообразования: Выдавливание, Вращение, Кинематическая операция и операция По сечениям.

  • Создание ассоциативных чертежей объектов и приведение их в соответствие с требованиями ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации.

  • Способы Редактирования: Параметрические и аналоговые. Симметрия, Копия, Сдвиг и другие. Массивы элементов.

  • Применение специальных операций для создания элементов конструкций машиностроения (без эскизов): Фаска, Скругление, Ребро жёсткости, Оболочка.

  • Моделирование тонкостенных объектов.

  • Применение библиотек.

Учебная версия Системы автоматического проектирования (САПР) КОМПАС-3D LT может так же применяться в школе:

  • на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной графики и трехмерного моделирования и проектирования;

  • на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития пространственного мышления учащихся;

  • при изучении и проектировании объектов материальной культуры, на занятиях по краеведению и истории;

  • на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении проектов;

  • в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»;

  • на уроках физики и химии для виртуального моделирования оборудования.

Освоение этой передовой технологии в школе - хороший старт для тех учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства, строительством, транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в рабочих специальностях.

Программа «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС- 3D LT» может применяться для обучения в дополнительном образовании и профтехобразовании.

Учебно-Тематический план


№ п\п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Понятие об инженерных объектах

2

2

4

Проектирование инженерных объектов

2

2

4

КОМПАС-График

3

5

8

Проекционное черчение

5

5

10

Моделирование объектов способом Выдавливание

4

6

10

Ассоциативные чертежи

3

5

8

Сложные 3D-модели и сборочные чертежи

4

10

14

Творческая работа

2

6

8

Вместо заключения

1

1

2

итого

25

41

68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, 68 часов


  1. Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах (4 часа)

Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины, аппараты, приборы, инструмент. Принципы классификации инженерных объектов. Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, тактико-технические данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам.


  1. Проект - это всё об объекте! Проектирование инженерных объектов (4 часа)

Метод и содержание проекта. Производство: изготовление, сооружение, постройка. Эксплуатация: гарантийный период эксплуатации, ремонтопригодный, аварийноспособный. Утилизация. Периоды существования инженерных объектов: создание проекта, подготовка производства.

Современные средства для разработки проектной документации, сопровождения изделия в его жизненном цикле, средства диагностики.

Применение программного обеспечения КОМПАС-3D - для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Применение версии КОМПАС- 3D LT для обучения школьников. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Включение Системы, Создание и виды Документов, интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись, Геометрические примитивы.


  1. КОМПАС-График: Создание, редактирование и трансформация графических объектов (8 часов)

Понятие вида, Создание вида: панель инструментов Геометрия, Панель свойств и параметры инструментов. Компактная панель инструментов. Редактирование: команды и инструменты. Привязки: Глобальные и локальные.

Особенности формулирования и решения инженерных задач. Задача о заполнении поверхности. Орнаментальные изображения.

Виды плоских деталей в документе Чертёж. Алгоритм плоскостного построения. Анализ формы объекта и синтез вида (изображения). Координатный способ создания объекта. Применение сетки для построения.

Задача о создании чертежа симметричной плоской детали. Применение инструментов Непрерывный ввод объекта, Кривая Безье, Многоугольник.

Понятие о габаритных размерах. Правила ГОСТ 2.307-68 для нанесения размеров. Инструментальная панель Размеры: нанесение линейных размеров; диаметральный, радиальный и угловой размеры. Выносной размер. Редактирование размера.

Творческая работа: проектирование плоского изделия (детали).


  1. Проекционное черчение (10 часов)

Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование. Проекционный угол и образование проекционного чертежа. Проекционные плоскости и оси. Геометрические тела вращения и граные тела и их чертежи. Алгоритм построения проекционного чертежа. Проекционный чертёж - точный способ определения объекта в пространстве.

Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D LT:

  • Построение в КОМПАС-график средствами плоскостного построения.

  • Создание проекции на плоскости эскиза модели: применение инструмента панели Геометрия - Спроецировать объект. Виртуальное проецирование.

  • Создание ассоциативного чертежа КОМПАС-3D модели.

Эскизы деталей с натуры: правила измерения, понятие о симметрии изделий и вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.

Чтение проекционных чертежей. технический рисунок - способ передачи формы предмета.

Занимательные задания на чтение чертежей. Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT. Составление проекционного чертёжа методом виртуальных темплетов.


  1. Моделирование объектов способом Выдавливание (10 часов)

Объекты: изделия и их модели. Изделия: комплекты, комплексы, узлы, детали. Способы изготовления деталей и изделий с применением сборочных операций. Виды моделей: масштабные, числовые, 3D -модели. Свойства трёхмерного твёрдотельного моделирования. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D- модели.

Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и определения. Интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели. Система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные плоскости.

Формообразование Детали выдавливанием: создание первого формообразующего элемента. Операция Эскиз. Правила и требования, предъявляемые к эскизам. Размеры в эскизах: фиксированные и информационные.

Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза. Вспомогательные плоскости. Системы координат модели и эскиза. Координатный способ построения эскизов формообразующих элементов. Операция Выдавливание.

Способы редактирования операции формообразования (Выдавливание) и Эскиза: аналоговые и параметрические.

Проектирование Детали. Моделирование сложных объектов: анализ объекта, синтез модели и план создания. Решение задач о создании моделей выдавливанием. Архитектура изделия. Операция Приклеить выдавливанием. Операция Вырезать выдавливанием.

Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу- изображению, с натуры. Свойства: Цвет, Массо- центровочные характеристики (МЦХ) и геометрические характеристики изделия по модели. Расчётные параметры изделий.

Задания для моделирования. Самостоятельная работа - проектирование детали (изделия).


  1. Ассоциативные чертежи (8 часов)

Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT. Алгоритм вставки ассоциативного вида и формирования ассоциативного чертежа. Удаление и настройка вида: работа с Панелью свойств и командами: Схема видов, Ориентация главного вида. Вставка Изометрии. Вырез 1\4 части на модели. Опция Линии.

Дерево построения чертежа. Нанесение размеров, осевых и центровых линий. Свойства ассоциативного чертежа. Исполнение команды Перестроить чертеж. Редактирование чертежа, произвольное размещение видов. Разрушение ассоциативной связи. Решение задач.

Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные. Построение разрезов на ассоциативном виде. Соединение половины вида и половины разреза на ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании разреза. Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений. Создание вынесенных сечений в документе Чертёж. Отключение проекционной связи в ассоциативном виде.

Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи.


  1. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи (14 часов)

Принципы конструирования инженерных объектов. Элементы конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные элементы. Конструкционные Материалы. Понятие о сборочных чертежах.

Тонкостенные объекты. Примеры: корпусы, коробки и оболочки. Создание тонкостенной модели с использованием вкладки Тонкая стенка. Моделирование по чертежу. Применение и правила создания операции Оболочка

Импорт детали. Команда Вставить из файла. Цветовые и оптические Свойства детали.

Операции формообразования. Операция Вращение. Требования к эскизу. Постановка задачи и план создания элемента вращения. Сфера и тор. Параметры Угол и Тонкая стенка.

Операция Создание модели По сечениям. Основные понятия. Требования к эскизам. Постановка задачи моделирования и План создания объекта применением операции По сечениям. Создание системы смещённых (вспомогательных) плоскостей. Создание эскизов сечений во вспомогательных плоскостях. Настройка параметров и создание операции По сечениям. Редактирование.

Кинематическая операция. Требования к эскизам кинематического элемента. Задача о

создании объекта с применением Кинематической операции (трубопровод).

Дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления, операция Уклон грани. Создание элемента Ребро жесткости: требования к эскизу; использование инструмента Спроецировать объект. Моделирование ребра жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды массивов: концентрические и параллелограммные.

Использование библиотек. Библиотека отверстий. Использование библиотеки материалов.

Чтение сборочного чертежа. Понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного чертежа. Создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу. Чтение чертежей с неполными данными. Создание моделей по эскизам радиального и осевого сечения.

Тест и упражнения для создания сложных моделей.

Привлечение ресурсов Internet: дистанционных Олимпиад, конкурсных заданий, WEB-сайтов.

  1. Творческая работа (8 часов)

Создание проекта инженерного объекта. Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта. Использование сведений из литературных источников, технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений. Функциональные качества, инженерные качества объекта, размеры.

Объём документации: Пояснительная записка, спецификация. Графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Эскиз: разрез объекта. Создание модели объекта и ассоциативного чертежа. Создание Презентации. Вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Применение эффектов анимации. Использование возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей.


  1. Вместо заключения (2 часа)

За энергией - в Космос! Космические спутники, корабли и станции. Выдающиеся Советские и Российские учёные, инженеры- исследователи Космического пространства и космонавты (презентация). Защита проектов.



Календарное планирование

Тема и разделы занятия

Вид занятия

Теория / Практика

Всего часов

Первый год обучения

I. Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах и их проектировании (6 час.)


  1. .

Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины, аппараты, приборы, инструмент. Принципы классификации инженерных объектов.

Презентация

1/1

2


    Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, тактико-технические данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам.

    Работа с техническими журналами

    1/1

    2


      Проект - это всё об объекте! Содержание проектной документации. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Включение Системы, Создание Документа; виды Документов, интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись, Геометрические примитивы.

      Презентация.

      Включение Системы КОМПАС-3D LT

      1/1

      2


        Знакомство с проектами: Спутники СССР, Луноходы, космический корабль Буран отечественного производства. Первый полёт в Космос Ю.А. Гагарина

        Internet -сайты: buran.ru; luna.ru .gagarin.ru и др

        1/1

        2

        Итого: I раздел

        8 часов (3 теория, 2 практика 2 работа в Internet)

        II. КОМПАС-График. Создание, редактирование и трансформация графических объектов (8 часов)


          Понятие вида, Создание вида: панель инструментов Геометрия, Панель свойств и Параметры инструментов. Компактная панель инструментов. Редактирование: команды и инструменты.

          Особенности постановки и инженерных задач.

          Задачи о заполнении поверхности. Решение инженерных задач.

          1/1

          2


            Орнаментальные изображения. Привязки: Глобальные и локальные. Применение инструментов: Непрерывный ввод объекта, Кривая Безье

            Центральный и ленточный орнамент

            1/1

            2


              Виды плоских деталей в документе Чертёж. Алгоритм плоскостного построения. Анализ формы объекта и синтез (изображения). Аналоговые, параметрические и координатные способы создания вида.

              Чертежи плоских деталей

              1/1

              2


                Размеры: нанесение и редактирование размеров, текстовые вставки в документ Чертёж.

                На созданных видах

                0,5/ 0,5

                1


                  Творческая работа, создание графического объекта

                  Самостоятельная работа

                  1

                  Итого по II разделу

                  8 часов (3,5 теория; 3,5 практика, 1 самостоятельная работа)

                  III. Проекционное черчение (10 часов)


                    Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование. Проекционный угол и образование проекционного чертежа. Проекционные плоскости и оси. Геометрические тела вращения и граные тела.

                    Макетирование из бумаги

                    Проекции геометр. тел

                    1/1

                    2

                      Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D LT. Построение в КОМПАС-график

                      Алгоритм построения чертежа в 3-х проекциях

                      1 практика

                      1

                        Виртуальное проецирование. Создание проекций на плоскости эскиза модели: применение инструмента панели Геометрия - Спроецировать объект.

                        Работа в документе Деталь

                        1 практика

                        1

                          Создание ассоциативного чертежа детали

                          Демонст

                          рационный

                          1 теор

                          1

                            Эскизы деталей с натуры: правила измерения, понятие о симметрии изделий и вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.

                            Ручное черчение

                            2 практика

                            2

                              Чтение проекционных чертежей. технический рисунок - способ передачи формы предмета.

                              Ручное рисование

                              1 прак

                              1

                                Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT. Составление проекционного чертёжа методом виртуальных темплетов.

                                Занимательные задания на чтение чертежей

                                1/1

                                2

                                  Проецирование с натуры на компьютере.

                                  Творческая работа

                                  1 прак

                                  1

                                  Итого по III разделу

                                  10 часов (3 теория, 6 практика, 1 творческая работа)

                                  IV. Моделирование объектов способом Выдавливание (10 часов)


                                    Объекты: изделия и их модели. Изделия и способы их изготовления. Модели. Свойства трёхмерного твёрдотельного моделирования. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D- модели.

                                    Презентация

                                    1

                                    1


                                      Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и определения. Интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели. Система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные плоскости.

                                      Формообразование Детали выдавливанием: создание первого формообразующего элемента. Операция Эскиз. Правила и требования, предъявляемые к эскизам. Размеры в эскизах: фиксированные и информационные.

                                      Обучающий урок

                                      Выдавливание геометрических тел

                                      1/1

                                      2


                                        Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза. Вспомогательные плоскости. Системы координат модели и эскиза. Координатный способ построения эскизов формообразующих элементов. Операция Выдавливание.

                                        Способы редактирования аналоговые и параметрические.

                                        Приклеивание и Вырезание выдавливанием. Задачи

                                        1/2

                                        3


                                          Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу- изображению, с натуры. Свойства: Цвет, Массо- центровочные характеристики (МЦХ) и геометрические характеристики изделия по модели. Расчётные параметры изделий.

                                          Практические задания

                                          2 практика

                                          2


                                            Творческое задание для моделирования - проектирование детали (изделия).

                                            Самостоятельная работа

                                            2

                                            Итого по IV разделу

                                            10 часов (3 теория, 5 практика, 2 самостоятельная работа)

                                            Второй год обучения

                                            V. Ассоциативные чертежи (8 часов)


                                              Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT. Алгоритм вставки ассоциативного чертежа. Панель свойств и команды: Схема видов, Ориентация главного вида. Вставка Изометрии. Опция: Линии.

                                              Обучающий урок

                                              1/1

                                              2


                                                Дерево построения чертежа Свойства ассоциативного чертежа. Нанесение размеров, осевых и центровых линий. Разрушение ассоциативной связи. Решение задач.

                                                Обучающий урок

                                                1/1

                                                2


                                                  Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные. Соединение половины вида и половины разреза на ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании разреза. Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений. Создание вынесенных сечений в документе Чертёж. Отключение проекционной связи в ассоциативном виде.

                                                  Презентация

                                                  Построение разреза и сечения на ассоциативном виде

                                                  1/1

                                                  2


                                                    Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи. Контрольная работа

                                                    создать модель и её чертёж

                                                    2

                                                    Итого по V. Разделу

                                                    8 часов (3 теория, 3 практика, 2 контрольная работа)

                                                    VI. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи (14 часов)


                                                      Принципы конструирования инженерных объектов. Элементы конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные элементы. Конструкционные Материалы. Понятие о сборочных чертежах.

                                                      Презентация

                                                      Команда: Свойства детали

                                                      1/1

                                                      2


                                                        Тонкостенные объекты. Примеры. Создание модели с использованием вкладки Тонкая стенка. Применение и правила создания операции Оболочка

                                                        Обучающий урок

                                                        1/1

                                                        2


                                                          Импорт детали. Команда Вставить из файла. Использование библиотеки материалов.

                                                          Ассоциативный чертёж импортированной детали

                                                          Практическая работа

                                                          1 практика

                                                          1


                                                            Операции формообразования. Операция Вращение. Требования к эскизу. Постановка задачи и план создания элемента вращения. Параметры Угол и Тонкая стенка.

                                                            Обучающий урок. Сфера, тор и вал.

                                                            1/1

                                                            2


                                                              Операция По сечениям. Основные понятия. Требования к эскизам. Постановка задачи Создание эскизов сечений во вспомогательных плоскостях. Настройка параметров и создание операции По сечениям. Редактирование

                                                              Обучающий урок

                                                              Модель Светильник, по сечениям

                                                              1 практика

                                                              1


                                                                Кинематическая операция. Требования к эскизам кинематического элемента. Задача о создании объекта с применением Кинематической операции

                                                                Модель трубопровод сложной формы.

                                                                1 практика

                                                                1


                                                                  Дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления, операция Уклон грани. Создание элемента Ребро жесткости: требования к эскизу; использование инструмента Спроецировать объект. Моделирование ребра жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды массивов: концентрические и параллелограммные.

                                                                  Обучающий урок

                                                                  Модели объектов и массивов

                                                                  1/1

                                                                  2


                                                                    Использование библиотеки Отверстия

                                                                    Практическая работа

                                                                    1

                                                                    1


                                                                      Чтение сборочного чертежа. Понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного чертежа. Создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу.

                                                                      Практическая работа

                                                                      1

                                                                      1


                                                                        Тест и упражнения для создания сложных моделей

                                                                        Контрольная работа

                                                                        1

                                                                        Итого по VI. Разделу

                                                                        14 часов (4 теория; 9 практика, 1 контрольная работа)

                                                                        VII. За энергией - в Космос! Создание проекта инженерного объекта. (10 часов)


                                                                          Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта. Использование сведений из литературных источников, технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений.

                                                                          Метод прототипа, понятие обобщённого прототипа, творческий подход.

                                                                          Творческая работа в малой группе

                                                                          1/1

                                                                          2


                                                                            Объём документации: Пояснительная записка, спецификация. Графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения

                                                                            Распределение работы в группе

                                                                            1

                                                                            1


                                                                              Эскизы: технический рисунок и разрез объекта. Функциональные качества, инженерные качества объекта, размеры.

                                                                              Ручное проектирование

                                                                              1/1

                                                                              2


                                                                                Создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного чертежа.

                                                                                В документах Деталь и Чертёж

                                                                                2 практика

                                                                                1


                                                                                  Создание Презентации. Вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Применение эффектов анимации. Использование возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей.

                                                                                  Практическая работа

                                                                                  1/1

                                                                                  2


                                                                                    Космические спутники, корабли и станции. Выдающиеся Советские и Российские учёные, инженеры- исследователи Космического пространства и космонавты, (презентация).

                                                                                    Защита проектов

                                                                                    2

                                                                                    2

                                                                                    Итого по VII. Разделу

                                                                                    10 часов (3 теория, 5 практика, 2 проект)



                                                                                    Организационно - методические вопросы

                                                                                    Оборудование

                                                                                    Компьютерный класс из 12 - 15-и персональных компьютеров типа IВM PC, работающих под управлением русифицированной версии MS Windows 2000/XP, с процессором не ниже PENTIUM II и оперативной памятью 128 Мбайт, с манипуляторами «Мышь».

                                                                                    На жёстком диске система КОМПАС-3D LT V10 занимает объём около 105 Мбайт.

                                                                                    Информацию по установке программы КОМПАС-3D LT V10 можно бесплатно скачать на официальном сайте компании АСКОН edu.ascon.ru/download.php.

                                                                                    Для учителя: медиапроектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей для черчения, ресурсы Internet.

                                                                                    Для ученика: тетрадь в клетку, чертёжные инструменты, карандаши, персональный компьютер. Учебники и учебные пособия по черчению и компьютерному моделированию

                                                                                    Технические журналы и ресурсы Internet.












                                                                                    Организация и мониторинг урока

                                                                                    № п\п

                                                                                    Время урока (мин)

                                                                                    Что делают учащиеся

                                                                                    Что делает учитель

                                                                                    Результат

                                                                                    1. Организационный момент

                                                                                    0 - 2

                                                                                    (2 мин)


                                                                                    Готовятся к уроку, включают компьютеры

                                                                                    Организует порядок и технику безопасности

                                                                                    Учащиеся подготавливаются к работе

                                                                                    2. Объяснение нового материала

                                                                                    2 - 10

                                                                                    (8 мин)

                                                                                    Конспектирование в тетрадях и выполнение эскизов

                                                                                    Объясняет новый материал по теме, экспозиция

                                                                                    Схемы и опорные конспекты

                                                                                    3. Физкультминутка

                                                                                    10 -12

                                                                                    (2 мин)

                                                                                    Гимнастика для рук (выполняют)

                                                                                    Гимнастика для рук (показывает)

                                                                                    Разрядка

                                                                                    4. Работа на компьютере

                                                                                    12 - 37

                                                                                    (25 мин)

                                                                                    Работа за компьютером по теме урока

                                                                                    Фронтальная работа с учащимися класса

                                                                                    Работа по теме урока на компьютере

                                                                                    5. Закрепление материала урока

                                                                                    37 - 42

                                                                                    (5 мин)

                                                                                    Отвечают на вопросы, ведут дискуссию

                                                                                    Задаёт вопросы. Даёт объяснения

                                                                                    Дискуссия Закрепление по теме

                                                                                    6. Рефлексия

                                                                                    42 - 45

                                                                                    (3 мин)

                                                                                    Сдача работы

                                                                                    Выключение компьютера

                                                                                    Выставление оценок

                                                                                    Делятся впечатлениямиПо санитарным нормам, учащиеся должны работать за компьютером в течение 25 минут в течение урока, поэтому рекомендуется в первой половине урока изучать теорию, выполнять записи, эскизы и чертежи в тетради, работая за партами.

                                                                                    После объяснения нового материала, учащиеся делают гимнастику и садятся к компьютерам. Работают за компьютерами под фронтальным наблюдением учителя. Передают выполненную на компьютере работу по сетевой связи на учительский терминал, а тетрадь на проверку.

                                                                                    Учитель работает с классом во фронтальном режиме. Дети охотно объясняют друг другу элементы, вызывающие затруднения - этому препятствовать не следует. Можно выделить для себя таких «помощников».

                                                                                    Учёт индивидуальных качеств учащихся. Для медлительных и отстающих учащихся предусматривается ограничение объёма задания; для идущих впереди разработаны варианты заданий повышенной сложности. В качестве поощрения даётся возможность выполнять оригинальные творческие объекты по заданной теме.

                                                                                    Нормы оценок. Количество и качество выполненной работы по каждой теме оценивается в конце каждого урока, оценка так же ставится за записи, эскизы и упражнения в тетради.

                                                                                    Учитель проставляет оценки в журнал и дневники.

                                                                                    Методические формы проведения уроков. Разнообразие приёмов работы на компьютере и большие возможности в вариативном выполнении одного и того же действия в КОМПАС-3D LT V10, требуют на первых уроках жёсткого соблюдения алгоритмов.

                                                                                    Коллективные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие работы по 2 человека по желанию учащихся.

                                                                                    При необходимости работать за одним компьютером по 2 ученика, каждый учащийся повторил все манипуляции на компьютере.

                                                                                    Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном режиме.

                                                                                    Темы проектных работ учащиеся обычно находят сами, поэтому рекомендуется

                                                                                    сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы проектирования могут быть выбраны из круга интересов детей и обеспечения учебного процесса:

                                                                                    • Модернизация школьного оборудования, мебели.

                                                                                    • Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии,

                                                                                    • Обеспечение безопасности жизнедеятельности

                                                                                    • Транспорт, и средства передвижения.

                                                                                    • Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной инфраструктуры.

                                                                                    • Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная техника.

                                                                                    Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и моделированию - хороший стимул для расширения компетенций учащихся в области инженерных решений.

                                                                                    Обучение по этой программе способствует расширению инженерного кругозора учащихся, приучает к самостоятельному принятию решений и обоснованному выбору профессии и специальности.

                                                                                    Программа КОМПАС-3D LT распространяется компанией АСКОН бесплатно для учащихся и в сети Интернет edu.ascon.ru/download.php

                                                                                    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

                                                                                    Учащиеся должны знать

                                                                                    • Правила техники безопасности при работе на компьютере и чертёжными инструментами.

                                                                                    • Правила ГОСТ ЕСКД на оформление чертежа.

                                                                                    • Типы графических изображений: чертёж, эскиз, технический рисунок, аксонометрия, разрез, сечение.

                                                                                    • Метод ортогонального (прямоугольного) проецирования.

                                                                                    • Правила нанесения размеров по стандарту.

                                                                                    • Создание, сохранение и управление документами в Системе КОМПАС-3D LT.

                                                                                    • Интерфейсы окон документов. Системы координат документов в КОМПАС-3D LT.

                                                                                    • Состав кнопок командных и инструментальных панелей (Компактная, Геометрия, Обозначения, Редактирование).

                                                                                    • Способы и порядок создания объектов в каждом документе КОМПАС-3D LT.

                                                                                    • Алгоритмы создания объектов.

                                                                                    • Требования к эскизам Операций формообразования.

                                                                                    Учащиеся должны уметь

                                                                                    • Выполнять построение чертежей и эскизов на бумаге.

                                                                                    • «Читать» чертежи деталей и несложных сборок.

                                                                                    • Составлять планы создания виртуального объекта: модели, чертежа, эскиза.

                                                                                    • Проводить анализ формы предметов и синтез изображения.

                                                                                    • Создавать и редактировать документы Чертёж в Системе КОМПАС-3D LT.

                                                                                    • Создавать и редактировать модели в документе Деталь КОМПАС-3D LT

                                                                                    • Создавать ассоциативные чертежи моделей.

                                                                                    • Выполнять разрезы и читать чертежи с разрезами.

                                                                                    • Найти тему для проекта в диапазоне своих интересов.

                                                                                    • Найти необходимую информацию по теме проекта (в литературе, периодике, в Internet- ресурсах)

                                                                                    Учащиеся должны иметь представления:

                                                                                    • О стандартизации, Государственных стандартах, и системе ЕСКД.

                                                                                    • Об изделиях, их составе и конструктивных элементах.

                                                                                    • О требованиях к аппаратным средствам для установки ПО КОМПАС-3D LT.

                                                                                    • О методе проектов и составе пакета конструкторской документации в проекте.

                                                                                    18

                                                                                    © 2010-2022