Использование технологий web 2. 0 для создания учебных материалов

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Сегодня Интернет проникает во все сферы жизнедеятельности общества. В условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. На современном этапе развития общества, когда целью образования является создание условий для максимального развития личностного потенциала каждого обучающегося, социальные сервисы web 2.0, основные черты которых - интерактивность и социализация, могут способствовать оптимизации процесса преподавания. Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. Пользователи страдают от избытка информации: по любому вопросу сейчас доступно гораздо больше сведений, чем человек способен воспринять. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно социальные сервисы составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Актуальность исследуемой темы обусловлена интенсивным широкомасштабным использованием Web 2.0 инструментов в учебном процессе. Основная цель современного образования - обеспечение хорошего качества на основе сохранения его функциональности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Мы живем в мире постоянно нарастающего потока информации. Наши учащиеся - активные члены информационного общества. XXI век - век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Одной из новых информационных технологий, с которой педагогам необходимо познакомиться и активно использовать в учебно-воспитательном процессе, является технология Web 2.0. Данная технология позволяет широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, что особенно важно, её создателями и соавторами.

Ресурсы Web2.0 создаются людьми, для людей и организовывают общение в ети Интернет. Основными преимуществами данного сервиса являются эффективность и простота применения. Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и обучающиеся могут создавать тематические форумы, блоги, записывать аудио- и видеоматериалы и размещать их в сети Интернет для всеобщего или ограниченного доступа.Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Web 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в интернете текстовую и медиа-информацию. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети. Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность: общение в режиме реального времени совместный поиск и хранение информации; создание и совместное использование медиа-материалов; совместное создание и редактирование гипертекстов; совместное редактирование текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов; совместное использование разнообразных документов; совместное редактирование и использование календарей и расписаний. Проникновению новых технологий в обучение способствует тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения - общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства» - ученики сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда ее искать.

Оптимизировать учебный процесс позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Одним из таких наборов современных инструментов для общения и совместной работы является Google Docs , который помогают школьникам получать навыки. Google Docs не требует дополнительного аппаратного оборудования,программного обеспечения. Кроме того, они бесплатны для учебных заведений. Google Docs позволяет организовывать более качественное преподавание, обучение и создание проектов различного уровня. Современные технологии web 2.0 имеют большое общеобразовательное и развивающее значение. Они не только углубляют и расширяют знания учащихся, но и способствуют также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, развивают мотивацию к получению новых знаний. Современные технологии повышают интерес к обучению, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового.

Благодаря таким характеристикам, как простота использования, доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность, мультимедийность, надежность и безопасность, web 2.0 технологии открывают перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса. Простота и надежность технологий Web 2.0 необходимы для использования их в образовании, потому что предоставление обучающимся возможности получать, закреплять и активизировать введенный материал в режиме самоподготовки, используя компьютер, способствует повышению качества обучения.

Чтобы подробнее показать все возможности использования технологий web 2.0 в учебном процессе, была разработана серия занятий с использованием сервисов web 2.0. Было показано, что сервисы web 2.0 возможно использовать на любом этапе урока.

Использование Google презентации для изучения нового материала

По сути, создание презентаций в Google Диске - это все равно, что в Power Point, только онлайн и с немного видоизмененным интерфейсом. Также там есть такие функции, как совместная работа и комментирование слайдов, что позволяет упростить совместную работу над документами.

Использование сервиса bubbl.us для изучения нового материала

Эта On-line программа разработана для построения кластерных карт. Программа бесплатна. Она позволяет редактировать графические схемы нескольким пользователям, что дает возможность организовать коллективную деятельность.

Использование сервиса интерактивная доска RealtimeBoard для изучения нового материала

Использование интерактивной доски RealtimeBoard позволят работать в совместном доступе, создавать творческие проекты с учащимися и коллегами из любого места. В данном сервисе можно добавить медиа-файлы, использовать различные инструменты, чтобы групповая работа была более интересной. Возможно обсуждение в режиме реального времени. RealtimeBoard приносит интерактивность в класс и делает уроки

более наглядными и запоминающимся.

Использование сервиса classtools.net для закрепления изученного материала

Онлайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов. Можно создать дидактическую игру или диаграмму, воспользовавшись одним из шаблонов. Возможны варианты дидактических игр: Сумасшедший шахтер, Стрельба по цели, Стрельба из пушки, Подбор пары карт. Алгоритм работы прост. Набрать вопросы и ответы. С помощью Генератора игр выбрать наиболее подходящий вариант и запустить. Игры можно размещать на страницах сайтов и блогов.

Использование сервиса «Фабрика кроссвордов» для закрепления изученного материала

Онлайн сервис «Фабрика кроссвордов» позволяет очень быстро создать кроссворд с использованием собственных слов или используя словарик сервиса. Форму кроссворда можно создать с помощью мышки. Для начала работы нет необходимости регистрироваться. Сервис на русском языке

Готовую работу можно предложить для отгадывания с помощью ссылки.

Использование сервиса «Плэйкаст» для закрепления изученного материала

Плейкаст - это оригинальная открытка, в которой объединены в единое целое фотография(или картинка), стихи и музыка.


Использование сервиса рисунок Google для проверки домашнего задания

Рисунок Google используется для создания интерактивных листов. С помощью стандартной, хорошо знакомой многим, панели инструментов, выбирая на ней коллекции автофигур, линий, стрелочек, а также средства для их раскрашивания, можно создавать практически любые интерактивные листы.

Использование сервиса Google форма для проверки домашнего задания

Этот онлайн-сервис, предназначен для создания опросных форм. Есть возможность создания нескольких типов вопросов-ответов, как закрытого, так и открытого типов. Полученные данные автоматически собираются в таблицы, имеется также возможность автоматической статистической обработки получаемых данных.


5 класс. Использование сервиса learningapps.org для проверки домашнего задания (Прил. 9).

Этот сервис позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

Наблюдения показали, что при использовании на уроках сервисов веб 2.0 учащиеся проявляют повышенную активность, легче вступают в диалог, стремятся к самореализации.



Создание и апробирование учебных материалов с использованием технологий web 2.0


Технологии web 2.0 имеют огромное количество преимуществ, которые возможно использовать в учебном процессе. В данной работе нам бы хотелось более подробно остановится на сервисах Google и показать как они просты в использовании и что могут предоставлять широкий круг возможностей всем пользователям. Поэтому было создано несколько учебных материалов с использованием основных сервисов Google.

Задание с использованием сервиса Google Рисунок.


Тема: «Базы данных»

Цель: проверить как учащиеся усвоили материал про базу данных. Закрепить полученные знания на практике.

Задание:

  1. Установите соответствие между типами полей и значениями полей реляционной базы данных;

  2. Дана табличная база данных. Расставьте подписи к ее элементам (Рис. 2.1.).

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Задание с использованием сервиса рисунок Google


Задание с использованием сервиса Google-документ.


Тема: «Текстовый редактор Microsoft Word»

Цель: Закрепить на практике полученные знания о текстовом редакторе Microsoft Word и работы в нем.

Задание: в режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газету (Рис. 2.2.; 2.3.).

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Ззадание с использованием сервиса документ Google

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Задание с использованием сервиса документ Google


Задание с использованием сервиса Google-таблица.

Тема: «Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами»

Цель: закрепить и проверить полученные знания на уроке по пройденной теме.

Задание: создать таблицу известных каналов связи, их состава и характеристик (Рис. 2.4.).

Учитель составляет исходную таблицу и предоставляет права доступа к таблице учащимся. Учащиеся могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Задание с использованием сервиса таблица Google


В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи.

Также в процессе учебной деятельности очень удобно применять такие сервисы, как Google Сайт и Blogger.

Например, Blogger может использоваться для размещения различных интерактивных заданий к урокам, которые могут пригодиться не только ученикам, но и другими учителями (Рис. 2.5.).

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материаловИспользование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Применение сервиса Blogger в учебной деятельности



Также это отличное место, где вы можете опубликовать свои собственные мысли или последние новости, которыми вы можете поделиться со всем миром.

Google Сайт можно использовать для размещения заданий к урокам и других полезных учебных материалов

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Применение Google Сайта учителями в учебной деятельности



Ученики в свою очередь могут использовать его для реализации своих проектов

Использование технологий web 2.0 для создания учебных материалов

Ииспользование учащимися Google Сайта в своей учебной деятельности



Web 2.0 играет очень важную роль в современном образовании. Ведь благодаря этим сервисам открывается много возможностей, например: возможность пользователям самим наполнять сайты содержимым или совместное создание и редактирование гипертекстов, совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов, совместное редактирование и использование карт и схем.

Подводя итог можно увидеть, что выбранная тема действительно актуальна, так как социальные сервисы web 2.0 очень полезны в современном образовании. Они не только позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для учащихся, но еще и повышают интерес к обучению.

Было продемонстрировано, как сервисы web 2.0 можно использовать на различных этапах урока. В ходе работы было выявлено, что создание совместных документов в режиме реального времени стало большим преимуществом в отличие от офисных пакетов как для работы в учебных заведениях, так и для работы дома. Также были рассмотрены различные функциональные возможности сервиса Google. Были разработаны и апробированы различные учебные задания с использованием данного сервиса.

Использование сервисов web 2.0 позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Cервисы web 2.0 в учебном процессе имеют большое значение для: повышения мотивации школьников к изучению отдельных предметов; развития умения письма и чтения; развития умения письменного и устного общения; развитие умения работать с информацией; развитие творческих способностей школьников; развитие умения работать в группе, совместно решать учебные задачи и др. Сервисы web 2.0 могут быть использованы для адаптивного обучения: педагог с учащимися на базе бесплатных сервисов совместно создают новый контент, учатся, результаты этой деятельности открыты для просмотра и изменения, и осваивают информационные технологии. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Технологии web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации, быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства».

Список литературы

  1. Балуев, Д. Секреты приложений Google / Д. Балуев. - М.: Альпина Паблишер, 2010.

  2. Гольдин А. М. Образование 2.0: взгляд педагога // «Компьютерра». - 2009.

  3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М : Интуит.ру, 2007.

  4. Печенкин В.А. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда. Журнал «компьютерра» №2, 2005.

  5. Смирнов Е.А. Сервисы Google и учебный процесс в современной школе // Информатика в школе. 2012. №4.

  6. faq.wiki-wiki.ru/b/index.php - Использование информационных технологий в образовании.

© 2010-2022