- Преподавателю
- Информатика
- Формирование универсальных учебных действий на этапе актуализации знаний на уроках информатики
Формирование универсальных учебных действий на этапе актуализации знаний на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Саввич Е.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЭТАПЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Саввич Елена Витальевна,
учитель математики и информатики и ИКТ
МАОУ СОШ № 2 станицы Павловской,
Павловский район, Краснодарский край
Особенностью обучения в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика посредством формирования универсальных учебных действий.
В направлении личностного развития обучение должно способствовать развитию логического и критического мышления, культуры речи, формированию честности и объективности, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, в том числе и способности к преодолению мыслительных и социальных стереотипов. В этом же направление необходимо проводить воспитание качеств личности, обеспечивающих гибкую мобильность, способность принимать самостоятельные решения в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Информатика - один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию знаний об окружающем его информационном пространстве, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности, формировать навыки использования средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей.
На примере опыта своей работы я хочу остановиться на организации начала урока и этапе актуализации знаний, проанализировав при этом универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы.
Одним из требований ФГОС является умение обучающихся самостоятельно формулировать тему и цели урока, при этом важную роль играет подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока, мотивация, а также актуализация опорных знаний и умений. Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь подводить обучающихся к раскрытию темы урока на основе актуализации ранее полученных знаний. Это может быть, например, раскодирование ключевого слова темы урока в кроссворде с теоретическими вопросами, или выполнение практических заданий на повторение с заполнением формы по известным ответам, или угадывание первой строчки синквейна по имеющимся характеристикам в остальных строках пятистишия. На этом этапе возможно проводить аргументированное выстраивание логической цепочки или исправление ошибок в перепутанной логической цепочке, которая плавно приведет к формулированию темы урока, при этом выстроить правильную логическую цепочку возможно только опираясь на прочные знания, полученные ранее.
Для поддержания интереса обучающихся к предмету стараюсь применять разнообразные формы и методы работы, в том числе и «корзину идей», и «мозговой штурм». Применение разных методов обучения предполагает разнообразие форм работы с обучающимися. Игровая технология с элементами соревнования помогает повысить мотивацию и поддерживать интерес к предмету.
Смена видов деятельности на уроке способствует формированию и развитию таких личностных универсальных учебных действий как внутренняя позиция положительного отношения к школе, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу.
Разгадывание теоретического кроссворда с возможностью использовать учебные материалы может способствовать формированию и развитию таких универсальных учебных действий как умение находить информацию, устанавливать взаимосвязь или аналогию, видеть причинно-следственные связи, определять ключевые слова и другие.
Определение ключевого слова на основе практических заданий способствует развитию умения строить алгоритмы и доказывать выдвинутые гипотезы, анализировать, рефлексировать опыт, выдвигать версии, выбирать способы и средства решения, а также умение оценивать правильность выполнения учебной задачи уже на первичном этапе, так как получить должны слово, имеющее смысл.
Описанные методы работы мне нравится применять при работе в группах, как обычного, так и сменного состава (рабочие и экспертные группы). Это способствует развитию таких универсальных учебных действий как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, осознанно использовать речевые средства, принимать позицию собеседника, критически относиться к собственному мнению, договариваться о правилах и следовать им. А теперь приведу примеры.
При рассмотрении темы «Процессор» предлагаю обучающимся восстановить синквейн:
……… (ПРОЦЕССОР)
Быстродействующий, разрядный.
Исполняет, обрабатывает, руководит.
Инструмент, позволяющий рационально использовать ресурсы.
Вычислитель.
При рассмотрении темы «Измерение информации» предлагаю в начале урока работу в группах (2 группы) по карточкам, чтобы раскодировать ключевое слово:
1. Сколько существует различных последовательностей из символов «+» и «-» длиной ровно три символа? К полученному результату прибавьте 2 и получите номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейки № 1 и № 8.
2. . Вождь племени Пульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит, используемый племенем Пульти, содержит 16 символов? К полученному результату прибавьте 10 и получите номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейку № 3.
3.Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» или «выключено». Какое наименьшее число лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать 15 различных сигналов? Результат умножьте на 4 и отнимите 1 и получите номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейку № 7.
1. Сколько существует различных последовательностей из символов «+» и «-» длиной ровно четыре символа? К полученному результату прибавьте 2 и получите номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейку № 5.
2. Вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 64 символа? Полученный результат и есть номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейки № 4, № 6, № 9.
3.Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» или «выключено». Какое наименьшее число лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать 6 различных сигналов? Результат умножьте на 3 и получите номер буквы в алфавите, которую нужно вписать в ячейку № 2.
Результат записываем в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
При правильном выполнении должны получить:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
и
з
м
е
р
е
н
и
е
При рассмотрении темы «Всемирная паутина» предлагаю разгадать кроссворд:
-
Свойство информации, достаточной для понимания ситуации и принятия решения.
-
Свойство информации, важной и существенной в настоящий момент.
-
Вид информации, классифицируемой по способу восприятия, воспринимаемой органами зрения.
-
Свойство информации, позволяющей получателю решать стоящие перед ним задачи.
-
Свойство информации, отражающей истинное положение дел.
-
Синоним понятия «информация».
-
Вид информации, классифицируемой по способу восприятия, воспринимаемой органами слуха.
4
П
о
5
л
О
6
е
Б
С
7
з
Ъ
В
А
3
В
н
Е
е
У
И
о
К
Д
Д
З
с
Т
Е
И
1
2
П
А
У
Т
И
Н
А
О
К
А
Ь
В
И
Л
Л
Т
Л
Н
Я
Ь
Н
У
Ь
О
Н
О
А
Н
С
О
Т
Л
А
Т
С
А
Ь
Я
ь
Т
Н
ь
О
С
Т
ь