Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.Технологическая карта урока № 8

ФИО: Семухина Лариса Федоровна

ОУ: МБОУ СОШ №13 г.о. Самара

Предмет: информатика

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика» 5 класс ФГОС

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Цель урока: сформировать общие представления о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию.

Планируемые учебные результаты:

Предметные: научиться кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Задачи:

Общеобразовательные: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.

Развивающие: развитие способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Воспитательные: воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; эстетическое восприятие мира.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Вступительное слово учителя. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся Создание атмосферы погружения.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Быстрое включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

ПознавательныеУУД: Отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем

Регулятивные УУД: умение настраиваться на занятие

Актуализация знаний

Метод создания проблемной ситуации в сфере значимых для учащихся ориентиров

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальный лист» и вспомнить пройденный материал»

На столе у каждого ученика три цветных листа с заданиями: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и устно выполняет.

Задания низкого уровня сложности.

Определите источник и приемник информации:

  1. Школьник читает текст в учебнике;

  2. Бабушка читает письмо;

  3. Мальчик просыпается от звонка будильника;

  4. Разговаривают подруги Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:

  1. Учитель объясняет новый материал классу;

  2. Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;

  3. Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

  4. Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

Задания высокого уровня сложности.

Приемник

ИсточникПридумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:

1)

Приемник

Источник2)

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи устно36.

Задания низкого уровня сложности.

  1. Источник: учебник; приемник: школьник;

  2. источник: письмо; приемник: бабушка;

  3. источник: будильник; приемник: мальчик;

  4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

  1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;

  2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;

  3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;

  4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.

Задания высокого уровня сложности.

  1. Бабушка смотрит телепередачу.

  2. Два друга общаются на перемене.

  3. Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю.

Личностные УУД:

смыслообразования.

Познавательные УУД:

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности, сличение результата действия.. Самоконтроль выполнения задания.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов.

Давайте обратим внимание на следующий слайд.

Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то)Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, чтобы прочитать, нужен код,

то - что под этим жестом закодировано, тема урока - кодирование информации.

Формулируют цели урока.

Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД:

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивные УУД: постановка цели урока прогнозирование. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Логические методы организации познания и обучения

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик в составе CD«Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Информатика"», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485))

sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalog

Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово»

sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в беседе.

Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь.





Наблюдение за материалом ЭОР.

Личностные УУД:

Смыслообразования, осознание ценности традиционных норм организации учебного труда.

Познавательные УУД:

Участвуют в беседе.

Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.

Анализ содержания параграфа.

Коммуникативные УУД:

Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Регулятивные УУД:

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Первичная проверка понимания.

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?

Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.

Личностные УУД:

смыслообразования.

Познавательные УУД:

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Коммуникативные УУД:

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Регулятивные УУД:

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Физкультминутка.

Следит за выполнением упражнений.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя.

Первичное закрепление.

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Работа за компьютером:

решение заданий из ЭОР (Электронная тетрадь):

№125

Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.

133

Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.

№135

Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.

Выполняют практическое задание за компьютером

Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

умение работать в парах.

Регулятивные УУД:

коррекция.

Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Личностные УУД:

смыслообразование.

Познавательные УУД:

подведение под понятие, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с учителем. Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.

Регулятивные УУД:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения.Взаимоконтроль.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95

В рабочей тетради выполнить письменно.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.

Личностные УУД: смыслообразования.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели. Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности.планирование учебной деятельности.

Рефлексия

Формулирует вопрос. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?

Учитель предлагает ученикам оценить самого себя.

Отвечают на вопрос.

Ученики выражают свое мнение о занятии.

Личностные УУД: самоопределение.

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме, умение с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий)

Регулятивные УУД: Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

оценка успешности усвоения.


© 2010-2022