- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клыженко Т.С. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение
«Селезнёвская школа № 18»
«Утверждаю»
Директор школы
__________С.А. Романова
«__»_____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Уровень: базовый
Класс: 7 - 9
Составитель рабочей программы:
Клыженко Татьяна Сергеевна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7 - 9 классов по учебному предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики и ИКТ, которые определены стандартом.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
-
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
-
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
-
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели изучения информатики в основной школе
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
На каждом уроке планируется проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов. В конце темы проведение практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Контрольная работа проводится один раз в семестр. Содержание теоретической и практической компонента курса информатики составлено в соотношении 50х50.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение правил поведения при работе в КИТ и техники безопасности.
Описание места курса в учебном плане
На изучение информатики и ИКТ в основной школе выделяется 136 часов. В 7 классе на уроки информатики и ИКТ отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 8 классе на уроки информатики и ИКТ отводится 51 час (1,5 часа в неделю, 34 учебных недели) и в 9 классе - отводится 51 час (1,5 часа в неделю, 34 учебных недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 7
Предмет: Информатика и ИКТ
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений ЛНР отводит в 7 классе 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (1 час в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана Селезнёвской школы № 18 на 2015/2016 учебный год также составляет 1 час в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование в 7 классе составлено на 34 часа в год:
№
Содержание программного материала
(разделы, темы программы)
Кол-во часов
Из них
Практич.
Контр.
Введение в предмет
1
-
-
Информация и информационные процессы
8
-
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
-
1
Обработка графической информации
4
1
-
Обработка текстовой информации
9
1
1
Мультимедиа
4
1
-
Итоговое повторение
1
-
1
Всего:
34
3
3
Распределение количества часов на изучение каждого раздела программы было составлено с учетом особенностей учащихся.
Класс: 8
Предмет: Информатика и ИКТ
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений ЛНР отводит в 8 классе 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (2 часа в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана Селезнёвской школы № 18 на 2015/2016 учебный год составляет 1,5 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование в 8 классе составлено на 51 час в год:
№
Содержание программного материала
(разделы, темы программы)
Кол-во часов
Из них
Практич.
Контр.
Введение в предмет
1
-
-
Информация и информационные процессы
4
-
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
3
-
-
Обработка графической информации
2
1
Обработка текстовой информации
5
1
1
Мультимедиа
3
1
-
Математические основы информатики
12
-
1
Основы алгоритмизации
10
1
1
Начала программирования
10
1
1
Итоговое повторение
1
-
-
Всего:
51
5
4
Распределение количества часов на изучение каждого раздела программы было составлено с учетом особенностей учащихся.
Класс: 9
Предмет: Информатика и ИКТ
Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений ЛНР отводит в 9 классе 51 час для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (1,5 часа в неделю). Объем учебной нагрузки согласно учебного плана Селезнёвской школы № 18 на 2015/2016 учебный год также составляет 1,5 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование в 9 классе составлено на 51 час в год:
№
Содержание программного материала
(разделы, темы программы)
Кол-во часов
Из них
Практич.
Контр.
Введение в предмет
1
-
-
Информация и информационные процессы
4
-
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
3
-
-
Обработка графической информации
2
-
-
Обработка текстовой информации
5
1
1
Мультимедиа
3
1
Математические основы информатики
6
-
1
Основы алгоритмизации
5
1
-
Начала программирования
5
1
1
Моделирование и формализация
5
-
-
Алгоритмизация и программирование
4
-
1
Обработка числовой информации
3
1
-
Коммуникационные технологии
4
-
1
Итоговое повторение
1
-
-
Всего:
51
5
5
Распределение количества часов на изучение каждого раздела программы было составлено с учетом особенностей учащихся.
Информатика и ИКТ
Класс: 7
-
Введение в предмет (1 час)
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
-
Информация и информационные процессы (8 часов)
Информация и её свойства. Информационные процессы. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
-
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
-
Обработка графической информации (4 часа)
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений.
-
Обработка текстовой информации (9 часов)
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов. Оформление реферата. История вычислительной техники.
-
Мультимедиа(4 часа)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.
-
Итоговое повторение (1 час)
Класс: 8
-
Введение в предмет (1 час)
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
-
Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация и её свойства. Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
-
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (3 часа)
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
-
Обработка графической информации (2 часа)
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений.
-
Обработка текстовой информации (5 часов)
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оформление реферата.
-
Мультимедиа(3 часа)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации.
-
Математические основы информатики (12 часов)
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
-
Основы алгоритмизации (10 часов)
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.
-
Начала программирования (10 часов)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.
-
Итоговое повторение (1 час)
Класс: 9
-
Введение в предмет (1 час)
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
-
Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация и её свойства. Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
-
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (3 часа)
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
-
Обработка графической информации (2 часа)
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений.
-
Обработка текстовой информации (5 часов)
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов. Оформление реферата.
-
Мультимедиа(3 часа)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации.
-
Математические основы информатики (6 часов)
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
-
Основы алгоритмизации (5 часов)
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы, окончания работы и с заданным числом повторений.
-
Начала программирования (5 часов)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы и окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений.
-
Моделирование и формализация (5 часов)
Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические модели. Табличные модели. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных.
-
Алгоритмизация и программирование (4 часа)
Решение задач на компьютере. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Конструирование алгоритмов.
-
Обработка числовой информации (3 часа)
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков.
-
Коммуникационные технологии (4 часа)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта.
-
Итоговое повторение (1 час)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 7-9 классах учащиеся получат представление:
-
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
-
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
-
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
-
о программном принципе работы компьютера - универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
-
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
-
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
-
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
-
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
-
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
-
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
-
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
-
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
-
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
-
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
-
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
-
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
п/п
№ урока
в теме
Тема урока
Дата проведения
Примечание
по плану
по факту
Введение в предмет (1 час)
1.
1
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
3.09
Информация и информационные процессы (8 часов)
2.
1
Информация и её свойства
10.09
3.
2
Информационные процессы. Обработка информации
17.09
4.
3
Информационные процессы. Хранение и передача информации
24.09
5.
4
Всемирная паутина как информационное хранилище.
Поиск информации в сети Интернет
1.10
6.
5
Представление информации
8.10
7.
6
Дискретная форма представления информации.
15.10
8.
7
Единицы измерения информации.
Измерение информации
22.10
9.
8
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы»
5.11
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (6+1 часов)
10.
1
Основные компоненты компьютера и их функции
12.11
11.
2
Персональный компьютер.
19.11
12.
3
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
26.11
13.
4
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
3.12
14.
5
Файлы и файловые структуры
Файл. Операции с файлами
10.12
15.
6
Пользовательский интерфейс
17.12
16.
Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
24.12
Обработка графической информации (4 часа)
17.
1
Формирование изображения на экране компьютера
Работа с графическими примитивами
14.01
18.
2
Компьютерная графика
Выделение, удаление, перемещение, преобразование фрагментов
21.01
19.
3
Создание графических изображений.
28.01
20.
4
Практическая работа № 1 «Конструирование сложных объектов из графической примитивов»
4.02
Обработка текстовой информации (8+1 часов)
21.
1
Текстовые документы и технологии их создания
11.02
22.
2
Создание текстовых документов на компьютере.
Вставка, замена символов, работа с фрагментами
18.02
23.
3
Прямое форматирование
Изменение размера, шрифта, цвета символов
25.02
24.
4
Стилевое форматирование.
Варианты форматирования символов и абзацев
3.03
25.
5
Визуализация информации в текстовых документах
Вставка специальных символов и формул
10.03
26.
6
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
17.03
27.
7
Оценка количественных параметров текстовых документов
Создание списков, таблиц, схем
31.03
28.
8
Оформление реферата. История вычислительной техники.
Практическая работа № 2 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»»
7.04
29.
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка текстовой информации»
14.04
Мультимедиа(4 часа)
30.
1
Технология мультимедиа.
21.04
31.
2
Компьютерные презентации.
28.04
32.
3
Создание мультимедийной презентации
5.05
33.
4
Практическая работа № 3 «Создание мультимедийной презентации»
12.05
Итоговое повторение (1 час)
34.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Контрольная работа № 3 по теме «Итоговое повторение»
19.05
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
п/п
№ урока
в теме
Тема урока
Дата проведения
Примечание
по плану
по факту
Введение в предмет (1 час)
1.
1
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
2.09
Информация и информационные процессы (4 часов)
2.
1
Информация и её свойства
4.09
3.
2
Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации
9.09
4.
3
Всемирная паутина как информационное хранилище.
Поиск информации в сети Интернет
11.09
5.
4
Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
16.09
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
(3 часа)
6.
1
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер.
18.09
7.
2
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
23.09
8.
3
Обобщение и систематизация основных понятий тем «Информация и информационные процессы» и «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
25.09
Обработка графической информации (2 часа)
9.
1
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика
Выделение, удаление, перемещение, преобразование фрагментов
30.09
10.
2
Создание графических изображений.
Практическая работа № 1 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов»
2.10
Обработка текстовой информации (4+1 часов)
11.
1
Текстовые документы и технологии их создания.
Создание текстовых документов на компьютере
Вставка, замена символов, работа с фрагментами
7.10
12.
2
Прямое форматирование. Стилевое форматирование.
Изменение размера, шрифта, цвета символов
9.10
13.
3
Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода
Вставка специальных символов и формул
14.10
14.
4
Оформление реферата.
Практическая работа № 2 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»»
16.10
15.
Контрольная работа №1 по темам «Обработка графической информации» и «Обработка текстовой информации»
21.10
Мультимедиа(3 часа)
16.
1
Технология мультимедиа.
23.10
17.
2
Компьютерные презентации.
4.11
18.
3
Практическая работа № 3 «Создание мультимедийной презентации»
6.11
Математические основы информатики (11+1 часов)
19.
1
Общие сведения о системах счисления
11.11
20.
2
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
13.11
21.
3
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
18.11
22.
4
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
20.11
23.
5
Представление целых чисел
25.11
24.
6
Представление вещественных чисел
27.11
25.
7
Высказывание. Логические операции.
2.12
26.
8
Построение таблиц истинности для логических выражений
4.12
27.
9
Свойства логических операций.
9.12
28.
10
Решение логических задач
11.12
29.
11
Логические элементы
16.12
30.
Контрольная работа № 2 по теме «Математические основы информатики»
18.12
Основы алгоритмизации (9+1 часов)
31.
1
Алгоритмы и исполнители
23.12
32.
2
Способы записи алгоритмов
25.12
33.
3
Объекты алгоритмов
13.01
34.
4
Алгоритмическая конструкция «следование».
Составление линейных алгоритмов
20.01
35.
5
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления
27.01
36.
6
Неполная форма ветвления.
Составление разветвляющихся алгоритмов
3.02
37.
7
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы
10.02
38.
8
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа № 4 «Конструирование алгоритмов»
17.02
39.
9
Цикл с заданным числом повторений
24.02
40.
Контрольная работа № 3 (тестирование) по теме «Основы алгоритмизации»
2.03
Начала программирования (9+1 часов)
41.
1
Общие сведения о языке программирования Паскаль
9.03
42.
2
Организация ввода и вывода данных
16.03
43.
3
Программирование линейных алгоритмов.
Программирование линейных алгоритмов
30.03
44.
4
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Программирование разветвляющихся алгоритмов
6.04
45.
5
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
13.04
46.
6
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
20.04
47.
7
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
27.04
48.
8
Программирование циклов с заданным числом повторений.
4.05
49.
9
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
Практическая работа № 5 «разработка и выполнение программ в среде программирования Паскаль»
11.05
50
Проверочная работа по теме «Начала программирования»
18.05
Итоговое повторение (1 час)
51
1
Обобщение и систематизация изученного материала.
25.05
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№
п/п
№ урока
в теме
Тема урока
Дата проведения
Примечание
по плану
по факту
Введение в предмет (1 час)
2.09
1.
1
Инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности (БЖ) в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики.
Информация и информационные процессы (4 часа)
2.
1
Информация и её свойства
9.09
3.
2
Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации
16.09
4.
3
Всемирная паутина как информационное хранилище.
Поиск информации в сети Интернет
2309
5.
4
Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
30.09
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
(3 часа)
6.
1
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер.
7.10
7.
2
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
14.10
8.
3
Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
Файл. Операции с файлами
21.10
Обработка графической информации (2 часа)
9.
1
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика
4.11
10.
2
Создание графических изображений.
Конструирование сложных объектов из графических примитивов
11.11
Обработка текстовой информации (4+1 часов)
11.
1
Текстовые документы и технологии их создания.
Создание текстовых документов на компьютере
18.11
12.
2
Прямое форматирование. Стилевое форматирование.
Изменение размера, шрифта, цвета символов
25.11
13.
3
Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
Вставка специальных символов и формул
2.12
14.
4
Оценка количественных параметров текстовых документов. Оформление реферата. Практическая работа № 1 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»»
9.12
15.
Контрольная работа № 1 по темам «Обработка графической информации» и «Обработка текстовой информации»
16.12
Мультимедиа(3 часа)
16.
1
Технология мультимедиа.
23.12
17.
2
Компьютерные презентации.
11.01
18.
3
Практическая работа № 2 «Создание мультимедийной презентации»
13.01
Математические основы информатики (5+1часов)
19.
1
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
18.01
20.
2
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
20.01
21.
3
Представление целых чисел. Представление вещественных чисел
25.01
22.
4
Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений
27.01
23.
5
Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы
1.02
24.
Проверочная работа по теме «Математические основы информатики»
3.02
Основы алгоритмизации (5 часов)
25.
1
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов
8.02
26.
2
Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование».
Составление линейных алгоритмов
10.02
27.
3
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления.
Составление разветвляющихся алгоритмов
15.02
28.
4
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы, окончания работы и с заданным числом повторений
17.02
29.
5
Практическая работа № 3 «Конструирование алгоритмов»
22.02
Начала программирования (4+1 часов)
30.
1
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов.
24.02
31.
2
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
29.02
32.
3
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы и окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений.
2.03
33.
4
Практическая работа № 4 «Разработка и выполнение программ в среде программирования Паскаль»
7.03
34.
5
Контрольная работа № 2 по темам «Основы алгоритмизации» и «Начала программирования»
9.03
Моделирование и формализация (5 часов)
35.
1
Моделирование как метод познания. Знаковые модели
14.03
36.
2
Графические модели. Табличные модели
16.03
37.
3
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
28.03
38.
4
Система управления базами данных.
Создание базы данных
30.03
39.
5
Создание базы данных.
Запросы на выборку данных
4.04
Алгоритмизация и программирование (4 часа)
40.
1
Решение задач на компьютере. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.
6.04
41.
2
Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива
11.04
42.
3
Конструирование алгоритмов.
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
13.04
43.
4
Тестовая работа по темам «Моделирование и формализация» и «Алгоритмизация и программирование»
18.04
Обработка числовой информации (3 часа)
44.
1
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
20.04
45.
2
Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных.
25.04
46.
3
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа № 5 «Работа с электронными таблицами»
27.04
Коммуникационные технологии (3+1 часа)
47.
1
Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
4.05
48.
2
Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
Работа с электронной почтой
11.05
49.
3
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта.
Разработка сайта
16.05
50
Контрольная работа № 3 по темам «Обработка числовой информации» и «Коммуникационные технологии»
18.05
Итоговое повторение (1 час)
51
1
Обобщение и систематизация изученного материала.
23.05
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
Название, автор, издательство, год издания
Программы
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/М.Н.Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А) Базовый уровень.
Учебная литература
1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Дополнительная литература
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Оборудование
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Сканер.
-
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
-
Операционная система Windows.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент OutlookExpress (входит в состав операционной системы).
-
Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Офисное приложение MicrosoftOffice 2007, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций MicrosoftPowerPoint, электронные таблицы MicrosoftExcel, систему управления базами данных MicrosoftAccess.
РАССМОТРЕНО. МО учителей естественно-математического цикла от 11.09.2015г. №1
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _________Т.А. Головкова «___» _________ 2015г.