Конспект по информатике Информационная деятельность человека

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

филиал ГАПОУ ИКЭСТ, г. Ангарск

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 2

1.1. Основные этапы развития информационного общества 2

1.2. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов 2

1.3. Поколения компьютеров 4

1.3. Информационные ресурсы 4

2. Меры обеспечения информационной безопасности 7

2.1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (базовый юридический документ) 7

ДОМАШНЯЯ РАБОТА 9

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные этапы развития информационного общества

Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными - земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):

Информация - это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы:

Время

Этап

Достоинства

Материальные носители

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

Мозг человека

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление и распространение знаний

Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага

Середина XVI века

Книго-печатание

Массовая доступность к информации → промышленная революция

Книга

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача информации на любые расстояния

Электро-магнитные колебания

С середины ХХ века - …

Информатика

Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.

Перфоленты, перфокарты, магнитные карты, магнитные ленты, магнитные

1.2. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Этапы появления средств и методов обработки ин­формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп­ределяются как информационные революции. При этом обще­ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, пос­ле которых начинаются новые эта­пы развития цивилизации, появ­ляются и развиваются принципи­ально новые технологии.

Первая информационная рево­люция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози­ций информатики это можно оце­нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор­мой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная рево­люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из­менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель­ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат­ной продукции сделало культурные ценности общедоступны­ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен­ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер­шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево­люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По­явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело­вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель­ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров.

1.3. Поколения компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поко­ление (сере­дина 40-х - конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреб­лением энергии, малым быстро­действием, низкой надеж­ностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поко­ление (конец 50-х - сере­дина 60-х го­дов)

Полупроводнико­вые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для програм­мирования используются алго­ритмические языки.

Третье поко­ление (сере­дина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, много­слойный печат­ный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, уве­личение производительности. Возможность доступа с удален­ных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по на­стоящее вре­мя)

Микропроцессо­ры, большие ин­тегральные схемы

Улучшены технические характе­ристики. Массовый выпуск пер­сональных компьютеров.

Перспекти­вы разви­тия

Мощные многопроцессорные вычислительные сис­темы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интел­лектуальных компьютеров. Внедрение компьютер­ных сетей во все сферы и их объединение; распре­деленная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.


1.3. Информационные ресурсы

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Можно выделить следующие этапы развития технологий, обработки и хранения информационных ресурсов:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 7-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. НА этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материаль­ные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, ин­формация может тиражироваться путем распространения матери­ального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собствен­ности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуаль­ной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием мно­жества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонен­тов: права распоряжения, права владения и права пользования.

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет, коммунальные объекты.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.

Так, в Рос­сийской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите инфор­мации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

2. Меры обеспечения информационной безопасности

• Организационные

Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации, разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

• Юридические

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Уголовный Кодекс содержит статьи:

- Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

- Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных

программ для ЭВМ»

- Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети

ЭВМ»

• Программно-технические.

- Защита от компьютерных вирусов

- Шифрование данных

- Резервное копирование данных

- Ограничение доступа к устройствам и файловой системе

- Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)

2.1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (базовый юридический документ)

Удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

  • Общие положения

  • Информационные ресурсы

  • Пользование информационными ресурсами

  • Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

  • Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Информатизация определяется как важное, новое стратегическое направление деятельности государства.

Закон:

  • определяет цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации.

  • создаёт условия для включения России в международный информационный обмен;

  • предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации;

  • обеспечивает информационную безопасность и права юридических и

физических лиц на информацию;

Информационные ресурсы рассматриваются как

  • материальный продукт, который можно покупать и продавать;

  • интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право;

Документы, регламентирующие информацию в качестве объектов права:

  1. Первая часть гражданского кодекса Российской Федерации, принятого 21.04.94 г.:

статьи 128, 138, 139, 209

  1. Законы Российской Федерации

  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.01.95 г.

  • «О государственной тайне»

  • «О банках и банковской деятельности» от 2.11.90 г.

  1. Постановление правительства РСФСР №35 от 05.12.91 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».


ДОМАШНЯЯ РАБОТА

  • Повторить конспект;

  • Найти стать (272, 273, 274) Уголовного Кодекса и выписать возможные наказания за нарушения их;

  • Выполнить доклад: «Информационные ресурсы общества»;

  • Выполнения презентации: «Какой вклад внесли эти люди в развитие современного информационного общества (Гери Беккер, Эдвард Эдисон, Сайман Кузнец».



© 2010-2022