- Преподавателю
- Информатика
- Конспект по информатике Информационная деятельность человека
Конспект по информатике Информационная деятельность человека
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вокина А.И. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
филиал ГАПОУ ИКЭСТ, г. Ангарск
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 2
1.1. Основные этапы развития информационного общества 2
1.2. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов 2
1.3. Поколения компьютеров 4
1.3. Информационные ресурсы 4
2. Меры обеспечения информационной безопасности 7
2.1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (базовый юридический документ) 7
ДОМАШНЯЯ РАБОТА 9
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Основные этапы развития информационного общества
Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными - земля, труд, капитал.
Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):
Информация - это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.
Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы:
Время
Этап
Достоинства
Материальные носители
2-3 млн. лет назад*
Речь
Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта
Мозг человека
30 тыс. лет назад
Письменность
Накопление и распространение знаний
Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага
Середина XVI века
Книго-печатание
Массовая доступность к информации → промышленная революция
Книга
С конца XIX века - …
Средства связи
Быстрая передача информации на любые расстояния
Электро-магнитные колебания
С середины ХХ века - …
Информатика
Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.
Перфоленты, перфокарты, магнитные карты, магнитные ленты, магнитные
1.2. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.
Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.
Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.
1.3. Поколения компьютеров
Поколение
Элементная база
Характеристика
Первое поколение (середина 40-х - конец 50-х годов)
Электронные лампы
ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью. Программирование ведется в кодах.
Второе поколение (конец 50-х - середина 60-х годов)
Полупроводниковые элементы, транзисторы
Улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
Третье поколение (середина 60-х -конец 70-х годов)
Интегральные схемы, многослойный печатный монтаж
Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Возможность доступа с удаленных терминалов.
Четвертое поколение (конец 70-х годов по настоящее время)
Микропроцессоры, большие интегральные схемы
Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.
Перспективы развития
Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение компьютерных сетей во все сферы и их объединение; распределенная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.
1.3. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).
Можно выделить следующие этапы развития технологий, обработки и хранения информационных ресурсов:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 7-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. НА этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.
Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.
Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.
Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет, коммунальные объекты.
Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.
Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.
2. Меры обеспечения информационной безопасности
• Организационные
Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации, разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.
• Юридические
В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Уголовный Кодекс содержит статьи:
- Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»
- Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ»
- Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети
ЭВМ»
• Программно-технические.
- Защита от компьютерных вирусов
- Шифрование данных
- Резервное копирование данных
- Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
- Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)
2.1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (базовый юридический документ)
Удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
-
Общие положения
-
Информационные ресурсы
-
Пользование информационными ресурсами
-
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
-
Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Информатизация определяется как важное, новое стратегическое направление деятельности государства.
Закон:
-
определяет цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации.
-
создаёт условия для включения России в международный информационный обмен;
-
предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации;
-
обеспечивает информационную безопасность и права юридических и
физических лиц на информацию;
Информационные ресурсы рассматриваются как
-
материальный продукт, который можно покупать и продавать;
-
интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право;
Документы, регламентирующие информацию в качестве объектов права:
-
Первая часть гражданского кодекса Российской Федерации, принятого 21.04.94 г.:
статьи 128, 138, 139, 209
-
Законы Российской Федерации
-
«Об информации, информатизации и защите информации» от 20.01.95 г.
-
«О государственной тайне»
-
«О банках и банковской деятельности» от 2.11.90 г.
-
Постановление правительства РСФСР №35 от 05.12.91 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
-
Повторить конспект;
-
Найти стать (272, 273, 274) Уголовного Кодекса и выписать возможные наказания за нарушения их;
-
Выполнить доклад: «Информационные ресурсы общества»;
-
Выполнения презентации: «Какой вклад внесли эти люди в развитие современного информационного общества (Гери Беккер, Эдвард Эдисон, Сайман Кузнец».