Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ, 10 класс (1 час, расширенное), Семакин И. Г

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлено на основе рабочей программы, соответствующей  программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня у...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора училища по учебной работе

С. Маврин

«____»______________ 2014__г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор училища

В. Шкирков

«____»______________ 2014__г.



Календарно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год


Классы: 10Б

Количество часов:

- 1 час в неделю;

- 35 часов в год

Преподаватели: Марченко Юлия Владимировна, высшая квалификационная категория

Малаев Сергей Павлович, высшая квалификационная категория

Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,

протокол № … от «…» ……………………. 20 … г.

Руководитель отдельной дисциплины

______________________ И. Воронина

(подпись) (расшифровка)

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлено на основе рабочей программы, соответствующей программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»). Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Основные цели обучения информатике в 10 классе:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;

  • осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;

  • осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Изучение информатики на базовом уровне продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).

Основной акцент делается на расширение и углубление знаний и умений, приобретённых суворовцем на предыдущем уровне обучения как в теоретической, так и в практической части.

Программой предполагается проведение практических работ (20-25 минут, согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10), направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов (проектов) - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для суворовцев. На проведение практических работ программой отводится более 50% учебного времени. При выполнении практических работ предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. После изучения разделов «Информация», «Программирование» и «Информационные процессы» предусмотрены проверочные и контрольные работы.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение суворовцами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

В 10 классе организация познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения краткосрочных проектов, где необходима уже коллективная форма работы.

Учебно-методический комплект

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (готовится к изданию)

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

№ урока

Тема урока

Содержание

Тип урока

Использование интерактивных средств обучения (демонстрации)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Задание на с/п


Дата проведения

знать

уметь

СК

ВК

КП

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ИНФОРМАЦИЯ (12ч)






Введение. Структура информатики.

Теоретическая информатика, прикладная информатика, правила ТБ

УОНМ

Презентация, ЦОР

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе

- из каких частей состоит предметная область информатики

- определять виды алгоритмов

- записывать алгоритмы с помощью различных форм представления



К

Стр.5-10

5.09


Информация. Представление информации. Кодирование.

Информация, философские концепции информации, шифрование, дешифрование

УОНМ

Презентация, ЦОР

- три концепции информации

- понятие информации в частных науках, теории информации

- язык представления информации; виды

- определять вид полученной информации

- измерять объем полученной информации

- переводить количество информации в различные единицы измерения



К

§ 1, к.в

12.09


Информация. Представление информации.

Кодирование, выбор способа кодирования информации, телеграфный код, код Бодо

УЗИМ

Презентация, ЦОР

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- распознавать способ кодирования текстовой, числовой, графической информации



К, ФО

§2, к.в.

19.09


Практическая работа. Шифрование данных.

Определение информации, виды информации, способы шифровки

КУ


Презентация, ЦОР

- понятия «шифрование», «дешифрование»

- шифровать и дешифровать текстовую информацию




Индивидуальные задания

26.09


Измерение информации. Алфавитный подход.

Алфавитный подход к измерению информации, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста.

УОНМ

Презентация, ЦОР

сущность алфавитного подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)



К

§3, к.в, № 8,9,10

3.10


Практическая работа. Измерение информации. Содержательный подход.

Неопределенность знания. Содержательный подход к измерению информации, главная формула информатики.

УЗИМ


Презентация, ЦОР

- связь между единицами измерения информации, сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)



К, ПР

§4, к.в, № 5,6,7

10.10


Измерение информации.

Формулы для измерения количества информации

КУ

Презентация, ЦОР

- связь между единицами измерения информации

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы



ПР

§4, к.в, № 8,9,10

17.10


Практическая работа. Представление чисел.

Представление данных, представление чисел в компьютере

УОНМ

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера



ПР

§5, к.в, №8,9

24.10


Представление чисел в компьютере. Контрольная работа № 1 «Информация».

Формат представления целых чисел.

УЗИМ


- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

-принципы представления вещественных чисел

- определять по внутреннему коду значение числа



КР

§5, к.в

7.11


Практическая работа. Представление текстов. Сжатие текстов.

Форматы представления текстовой информации.

КУ

Презентация, ЦОР

- способы кодирования текста в компьютере

- кодировать текстовую информацию



К

§6 , к.в, карточка

14.11


Практическая работа. Представление изображения.

Дискретное представление изображения, цветовая модель RGB, CMYK, глубина цвета, растровая и векторная графика

КУ


Презентация, ЦОР

- способы представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета



ФО, ПР

§6 , к.в, №6,15

21.11


Представление звука в компьютере.

Дискретность представления звуковой информации,

КУ


Презентация, ЦОР

- способы дискретного (цифрового) представление звука

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи



ПР

§6 , к.в, №18,19

28.11


ПРОГРАММИРОВАНИЕ (18 ч.)






Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.

Этапы решения задачи на компьютере. Понятие алгоритма. Данные и величины. Типы данных. Базовые алгоритмические структуры. ЯП Паскаль. Структура программы на Паскале.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- этапы решения задачи на компьютере:

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

-какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов

-система команд компьютера

-классификация структур алгоритмов,

-основные принципы структурного программирования

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц



К

§12-14

5.12


Программирование линейных алгоритмов.

Алфавит, служебные слова, идентификаторы. Типы данных в Паскале. Правила записи арифметических выражений.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- систему типов данных в Паскале

-операторы ввода и вывода

- правила записи арифметических выражений на Паскале

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале



К, ФО

§ 15, 16, карточка

12.12


Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов.

Операторы присваивания, ввода/вывода информации.

УПЗУ

- оператор присваивания

- структуру программы на Паскале

- составлять простейшие линейные программы


ПР

§17§ 15, 16, №7

19.12


Практическая работа. Логические величины и выражения.

Высказывание, логические величины, логические операции, логические константы. Логические операции в ЯП Паскаль.

УОНМ

- логический тип данных, логические величины, логические операции

- правила записи и вычисления логических выражений

- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления


СР, К

§18

26.12


Программирование ветвлений.

Назначение и синтаксис условного оператора в полной и краткой форме, оператор выбора

УЗИМ,

КУ

Презентация, ЦОР

-условный оператор IF

- оператор выбора select case

- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора


ФО, К

§ 19



Практическая работа. Программирование ветвящихся алгоритмов.

Примеры программ с ветвлением.

УЗИМ,

- операторы ветвления

- составлять программы с использованием ветвления


СР, ПР

§ 20, №6



Программирование циклов

Циклический алгоритм, виды циклов. Циклические операторы в ЯП Паскаль.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром


К

§21



Практическая работа. Программирование циклов.

Вложенные и итерационные циклы

УЗИМ,

КУ

Презентация, ЦОР

- операторы цикла while и repeat - until

- оператор цикла с параметром for

- программировать итерационные циклы


ПР

§22, индив. задания



Программирование циклических алгоритмов. Практическая контрольная работа № 2 по теме «Основные алгоритмические конструкции».

Циклический алгоритм, виды циклов. Циклические операторы в ЯП Паскаль.

УЗИМ,

- порядок выполнения вложенных циклов

- программировать вложенные циклы



§21,22индив. задания



Подпрограммы.

Вспомогательный алгоритм, подпрограмма.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы

- правила описания и использования подпрограмм-функций

- правила описания и использования подпрограмм-процедур

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы

- описывать функции и процедуры на Паскале

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам


К

§23



Практическая работа. Программирование с использованием подпрограмм.

Процедуры и функции. Параметры подпрограмм.

УЗИМ,



§23, карточка



Понятие об одномерном массиве.

Массив, описание массива, элемент массива. Ввод/вывод массива, действия над массивом.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- правила описания массивов на Паскале

-задать описание массива, обозначения элементов массива


К

§24



Практическая работа. Ввод и вывод одномерного массива.

Типовые задачи обработки массива

УЗИМ

Презентация, ЦОР

- правила организации ввода и вывода значений массива

-составлять типовые программы на заполнение массива


ФО, ПР

§26, карточка



Практическая работа. Типовые алгоритмы обработки массивов.

Типовые задачи обработки массива

УЗИМ

Презентация, ЦОР

- правила программной обработки массивов

-составлять типовые программы обработки массивов: поиск и подсчет элементов


СР, ПР

§24, 26, карточка



Работа с массивами

Типовые задачи обработки массива

УОНМ

Презентация, ЦОР

- правила описания многомерных массивов на Паскале

- нахождение максимального и минимального значений



§25, карточка



Работа с символьной информацией.

Символьная величина, описание символьных переменных, код символа,

УОНМ

Презентация, ЦОР

- правила описания символьных величин и символьных строк

- записывать символьные величины

- обрабатывать символьные величины с помощью функции


К

§27



Практическая работа. Программирование обработки строк символов.

Строковый тип данных, операции сцепления, отношения, стандартные функции и процедуры.

УОНМ, УЗИМ

Презентация, ЦОР

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов


ФО, ПР

§28, карточка



Контрольная работа №3 «Массивы данных».

КР

КР

- основные операторы ЯП

-основные алгоритмические конструкции

- составлять программы на ЯП

- реализовывать алгоритмические конструкции в ЯП



И/З



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (5 ч.)





Хранение и передача информации.

Цифровые и нецифровые носители информации. Модель передачи информации. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Шум, защита от шума.

УОНМ

Презентация, ЦОР

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи


К

§7, 8, к.в.



Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».

Обработка информации. Виды обработки информации. Исполнитель обработки. Правила обработки. Алгоритмическая машина.

УЗИМ

Презентация, ЦОР

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой


ФО, ПР

§9, к.в.



Практическая работа. Автоматическая обработка информации.

Алгоритмическая машина Поста.

УОНМ

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

-составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста


К

§10, к.в



Автоматическая обработка информации. Контрольная работа №4 «Информационные процессы».

УЗИМ КР

Презентация, ЦОР

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

- уметь различать информационные процессы в компьютере


ПР

§10



Информационные процессы в компьютере.

Неймановская архитектура ЭВМ. Однопроцессорные и многопроцессорные системы. Суперкомпьютер.

УОНМ

Презентация, ЦОР, видеосюжет

- этапы истории развития ЭВМ

- что такое неймановская архитектура ЭВМ

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)

- архитектуру персонального компьютера

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров

- поколения ЭВМ

- разновидности суперкомпьютеров и их характеристики


К

§11



Условные обозначения:

- УОНМ - урок ознакомления с новым материалом;

- УЗИМ - урок закрепления изученного материала;

- УПЗУ - урок применения знаний и умений;

- КУ - комбинированный урок;

- УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;

- П - презентация;

- ЦОР - цифровой образовательный ресурс;

- К - конспект;

- СР - самостоятельная работа;

- ПР - практическая работа;

- КР - контрольная работа;

- ФО - фронтальный опрос;

- ДМ -дидактические материалы;

- Д - диктант


Преподаватель __________________Малаев С. П.

Преподаватель _________________ Марченко Ю.В.

«____»_______________ 20 ____ г.

© 2010-2022