- Преподавателю
- Информатика
- Использование элементов технологии продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Использование элементов технологии продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калашникова Г.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Сальский аграрно-технический колледж»
Использование элементов технологии продуктивного обучения
при изучении дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Статья
Гигант
2016
ОДОБРЕНО
на заседании предметной (цикловой) комиссии
математических и естественнонаучных
дисциплин
Протокол № ____ от «___» ________
Председатель: ___________________
В данной работе описано использование элементов технологии продуктивного в образовательном пространстве дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Работа является кратким изложением обобщения опыта преподавания, накопленного за многие годы по использованию элементов продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Разработка рекомендована преподавателям системы СПО
Разработчик:
Калашникова Г.И., преподаватель цикла дисциплин ОД ГБПОУ РО «САТК»
Понятие «информационная культура» включает свод правил поведения в информационном компьютеризированном обществе. В понятие «информационная культура» также относится способность человека осознать и освоит информационную картину мира с тем, чтобы, познав ее, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, разумно выбирать информационные потоки, сознательно строить собственную информационную среду, выживать и преуспевать в информационном и компьютеризированном обществе.
Целью образования сегодня является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.
Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций.
Для реализации компетентностного подхода имеют место следующие направления работы:
-
Построение модели преподавания, обеспечивающей развитие общепрофессиональных компетенций, заложенных в требованиях ФГОС СПО.
-
Эффективная организация учебного процесса, обеспечивающего мотивированное обучение.
-
Максимальное использование собственного опыта преподавания с коррекцией на веяния нового времени
Основные теоретические позиции, идеи технологии продуктивного обучения
Продуктивное обучение ориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем добавления нового к уже известным знаниям. Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков. Термин «продуктивное обучение», Productive Learning (PL) был введен в 90 х годах немецкими учеными и педагогами Ингрид Бем и Йенсом Шнайдером. Определение продуктивного обучения выработано совместно участниками II конгресса Института продуктивного обучения в 1992 году Пенише (Португалия). Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным дисциплинам, но и по методологии их деятельности. На сегодня определение продуктивного обучения звучит следующим образом: «Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях».
В системе продуктивного обучения роль педагога меняется самым решительным образом. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, а становится их партнером и советником. Главным содержанием работы учителя становится совместное составление с учеником его индивидуального образовательного маршрута, предоставление информации о возможностях той образовательной среды, в которой происходит обучение , индивидуальное консультирование, организация групповой работы, совместный анализ итогов и результатов обучения .
Основополагающие принципы продуктивного обучения, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК дисциплины:
-
продуктивность: результат обучения - активные познавательные умения и материализованный продукт-отчет как свидетельство глубоких и разносторонних умений
-
прикладной, профессиональный характер деятельности студента: содержание задания связно с производством, специальностью, особенностью региона
-
реалистичность: приоритетное использование методики моделирования реальных ситуаций в работе со студентами
-
системность (технологичность): продукт - есть комплекс взаимосвязанных практических работ студента всей учебной дисциплины
-
индивидуализация (вариативность) деятельности студента: возможность вариации в рамках задания
-
Алгоритмичность обучения: деятельность студентов есть регламентированная система действий.
-
Интерактивность обучения: выполнение заданий во взаимодействии и диалоге
Для общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» мною разработаны следующие принципы:
-
В рабочей программе учебной дисциплины заложено выполнение практических заданий, которые по содержанию работы обязаны сформировать у студента систему общепрофессиональных компетенций.
-
Содержание заданий носит профессиональный характер, близкий к реальной ситуации и в зависимости от целей развивают описательные, творческие, расчетные, поисковые качества студента
-
В ходе выполнения заданий студентами создается образовательный продукт, который образует единое целое и получается путем добавления нового к уже известным знаниям и умениям - систему взаимосвязанных практических заданий
-
Система взаимосвязанных ПЗ - это проект виртуального предприятия для которого студенты средствами информационных технологий должны спроектировать логотип, кадровый состав работников, страницу сайта, осуществить расчет фонда заработной платы и т. д
-
Продукт создается студентом в процессе всего курса обучения по алгоритму, заданному преподавателем в форме электронной версии рабочей тетради (РТ)
-
Электронную версию РТ студент получает в начале курса обучения и может работать по индивидуальному плану.
-
Конечный продукт деятельности студента - это образовательный отчёт в печатной форме рабочей тетради и электронной версии с приложениями расчетов, презентаций
-
Электронная версия РТ с приложениями составляет компонент портфолио студента по дисциплине
Цель обучения: организовать личностную деятельность обучаемых, которая обеспечивает развитие общепрофессиональных компетенций через продуктивную деятельность и способствует формированию поискового, творческого, преобразовательного характера учебного познания
Конкретные цели обучения вытекают из следующего: обучаемые должны уметь определять индивидуальный смысл занятий по дисциплине, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения обучаемого в конструирование собственного образования обеспечивает -образовательная модель и сам преподаватель, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения
Необходимо обучить студента умению самостоятельно "добывать" необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. На основе этих рассуждений детализированы конкретнее цели обучения.
Успех в учебе - это умение плюс желание. Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Обучаемые, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новую информацию.
Прежде чем использовать образовательные методики, приемы мотивации на занятиях и во внеурочной деятельности, считаю необходимым провести анализ особенностей пространства, в котором реализуется образовательная дисциплина.По результатам анализа особенностей и проблем я определяю составные элементы методики обучения
На начальном этапе обучения организую следующее
-
Объясняю студентам особенности обучения:
-
содержание общепрофессиональных компетенций
-
перечень познавательных умений,
-
порядок создания продукта-отчета: систему действий студента по подготовке, выполнению и защите работы
-
Предоставляю студентам пакет методических материалов:
-
электронную версию рабочей тетради
-
график выполнения практических работ
-
электронный учебник,
-
базу мультимедиа сопровождения учебных занятий (желающим студентам0
-
электронную версию методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
-
график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
-
График использования КОС
-
Объясняю преимущества, которые студент получает в случае успешного выполнения заданий в рекомендованные сроки.
В дальнейшем систему работы по овладению студентом спектром активных познавательных умений в течение всего курса обучения строю по определенной схеме.
Студент выполняет следующую систему действий:
-
готовит проект работы на бумажных носителях или в качестве замысла, используя методические указания к самостоятельной работе. Например - проект визитной карточки фирмы
-
выполняет электронную версию работы согласно заданиям рабочей тетради (электронный проект визитной карточки)
-
представляет печатаную версию работы преподавателю с последующей защитой
-
сохраняет электронные версии всех работ в своей базе
-
защищает конечный проект в форме конференции с использованием интерактивной доски
-
Конечный продукт (диск с записью работы) помещается в портфолио студента
Результатом работы студентов по окончании курса является:
-
Печатный вариант рабочей тетради
-
Электронная версия базы совокупного продукта
-
Познавательная система умений, спроектированная замыслом преподавателя
Возможный уровень самостоятельности работы студентов:
-
Работа выполняется по индивидуальному графику, опережая сроки календарно-тематического плана.
-
Работа выполняется по графику учебных занятий
-
Комбинированный вариант: работа в целом выполняется по графику занятий, по отдельным темам как вариант самостоятельной работы.
Собственный опыт работы по описанной методике показывает:
-
В группе из 25 человек примерно 6-8 студентов мотивированны на самостоятельный график работы. На занятиях они выполняют работу с опережением.
-
Значительная часть студентов ориентирована на работу согласно учебным занятиям, но в силу возможных пропусков занятий студентами, часть работы выполняется вне плана занятий, как правило с элементами консультирования успевающих студентов
Обучения информационным технологиям через информационные технологии
Основной формой реализации спроектированной модели преподавания является учебное занятие, а основным инструментом - мотивация.
Приоритетным направлением мотивации в моей работе считаю использование информационных технологий. Без активного внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий проведение занятий невозможно. Я называю это процессом обучения информационным технологиям через информационные технологии. Для этого должны быть в наличии все необходимые ресурсы, которые позволяют сделать любой урок более привлекательным и современным:
-
Аудиторию, оборудованную современными техническими средствами: компьютерами, интерактивной доской, мултимедеапроектором, принтером, сканером, веб-камерой
-
Базу компьютерного мультимедийного материала для сопровождения занятий, использованием которой я могу манипулировать в зависимости от ситуации, степени интереса обучаемых
-
Базовую среду программного обеспечения: Пакет Windows (Vista) с офисом, базу КонсультантПлюс постоянно пополняемую, компьютерную тестовую оболочку MyTest сетевой вариант, оболочку электронного учебника
-
Электронную версию пакета для студента (электронный учебник, рабочая тетрадь, методические указания)
-
Доступ в интернет с пользованием интернет-ресурсов
-
Локальную сеть
Элементы информационных технологий,
используемые мною на разных этапах урока.
1. Организационный этап. Вступительная часть занятия - поясняет цель и содержание последующей работы. Возможны приемы использования ИТ: слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения, задания для домашней работы, алгоритма выполнения работы.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
-
Мультимедийное сопровождение: демонстрация небольшого видеоролика или презентации с комментариями
-
Демонстрация информационного ролика, презентации как мозговой штурм; (Например «Компьютер будущего», «Последствия компьютерных вирусов)
-
Демонстрация готового решения проблемы, выполненного преподавателем, студентом или материала из сети
-
Коллективное компьютерное тестирование с демонстрационного экрана с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
3. Проверка усвоения материала.
-
Контроль индивидуальный или коллективный с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
-
Защита практических работ в различных формах
-
Беседа по ходу работы над практическим заданием
4. Изучение нового материала/ выполнение практического задания. Использую варианты использования ИКТ:
-
Мультимедийное сопровождение темы: равнозначное слову преподавателя, дополняющая лекцию преподавателя или заменяющая его рассказ
-
Поэтапное решение задания с использованием программных средств и возможностей интерактивной доски
-
Постановка задачи перед студентами и предоставления возможности решения с использованием программных средств.
-
Систематизация и закрепление материала. Этот элемент занятия необходим для лучшего запоминания и четкого структурирования. Рекомендую ИКТ-приемы:
-
Обзор изученного материала с акцентом на основные положения и их взаимосвязь с демонстрацией важных элементов на слайдах
-
Диалоговая беседа с поиском в содержании презентации ответов на вопросы
-
Специально подготовленный материал в форме тестов или обзорной презентации
-
Провокационный наглядный материал в форме видеоролика или презентации с целью поиска верного ответа
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я стараюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
-
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
-
уточнять, где и когда мне необходимо использовать информационные технологии на занятиях в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
-
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
-
учитывать специфику учебного материала, особенностей настроя студентов, характер объяснения новой информации
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях:
-
Усиление наглядности и яркости обучения.
-
Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
-
Большая заинтересованность обучаемых.
-
Расширение видов деятельности на уроках.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
ИКТ - голососберегающая технология для учителей.
-
Возможность использования при подготовке к занятиям и в ходе занятия ресурсов системы Интернет.
-
Возможность возврата к пройденному материалу.
-
Повышение значимости, престижа дисциплины.
Контроль и оценка знаний и умений
Оценка работы студента является не только одним из компонентов учебной деятельности, но и показателем результативности, мощным психологическим фактором. Следовательно, контроль знаний и умений - еще одной мотивирующей формой достижения поставленной цели в обучении.
Я ставлю следующие задачи контроля и оценки знаний и умений:
-
определение качества усвоения студентами учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками,
-
определение меры ответственности каждого обучаемого за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно
Разработанная мною система контрольных оценочных сред предусматривает следующие виды контроля и оценки знаний и умений согласно разработанному графику:
-
входной контроль знаний - компьютерный тестовый контроль (занятие № 1)
-
компьютерный тестовый контроль по каждой теме (количество тем - 14)
-
защита практической работы (количество тем 15)
-
контрольная практическая работа
-
промежуточная аттестация - зачетный тестовый контроль
По каждому виду контроля разработана система оценки
Краткая характеристика видов контроля
Тестовый контроль знаний проводится по каждой теме с использованием тестовой оболочки MeTest и ее широких возможностей. А именно, использую разнотипные задания: одиночный выбор, множественный выбор, сопоставление, определение порядка, ручной ввод числа и текста, определение части изображения и различные режимы тестирования: свободный, штрафной, обучающий.
Оценка практической работы (или продукта) включает отслеживание разных типов работы студента: домашней работы по созданию проекта, выполнения работы на ПК и зашитой этой работы.
Форма защиты практической работы на занятиях может быть различной:
-
представление одной или нескольких работ с демонстрационного экрана,
-
краткое представление всех в форме семинара
-
индивидуальная защита работы преподавателю
Одно из достоинств в своей работе считаю систематизированность контроля знаний, суть которой в следующем:
-
знания каждого студента оцениваются в тестовой форме
-
умения каждого студента оцениваются защитой практических работ
-
каждый студент имеет отметку на каждом занятии
ЛИТЕРАТУРА
-
Журнал «Школьная технология» № 5, 2002г., автор Зенина стр. 62-67
-
Калашникова Г.И. «Технология продуктивного обучения в образовательном пространстве дисциплины «Информатика». - Ростов-на-Дону: РостИздат, 2005г. - 33с.
Интернет-публикации
-
Что такое продуктивное обучение shkolazhizni.ru/archive/0/n-42600/
-
История продуктивного обучения runodog.ru/index/istorija_produktivnogo_obuchenija/0-51
-
Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании psyjournals.ru/education21/issue/54276_full.shtml