- Преподавателю
- Информатика
- Пояснительная к рабочей программе Информатика 7 класс
Пояснительная к рабочей программе Информатика 7 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернова А.П. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большевяземская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор гимназии
_________ А.В.Петрова
«____»_________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________/Е.В.Тренина/
«____»__________2013 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
__________/Е.Р.Гамова/
Протокол
№ ___от___________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Класс: 7 «А», 7 «Б», 7 «В»
Количество часов: 34 часа
Учитель: Чернова Анна Петровна
Программа составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Макаровой Н.В.
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс Н.В. Макарова, - СПб.: Питер, 2008г. Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики, изучаемого в 7-9 классах.
Основная цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ; практические работы на компьютере
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование
объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика изучаемого предмета.
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:
-
закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
-
информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
-
понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
-
методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
-
математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
-
основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
-
Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.
-
Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
-
Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР.
Результаты освоения информатики.
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:
1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
-
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
-
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
-
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
-
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
-
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
-
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
-
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
-
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
-
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
-
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоя-тельные работы учащихся
уроки
Лаборатор-но-практи-ческие
работы
Контроль-ные
работы
1.
Информация и информационные процессы
6
5
1
2.
Компьютер
9
7
1
1
3.
Алгоритмы и исполнители
12
10
1
1
4.
Технологии обработки графической информации
5
3
2
5.
Повторение
2
2
ИТОГО
34
27
4
3
Содержание тем учебного курса.
7 класс
1.Информация и информационные процессы (6ч).
Понятие информации и информационной модели. Сбор; хранение и переработка информации. Информационная деятельность человека. Кодирование информации. Кол-во и единицы измерения информации.
3.Компьютер (9ч).
История и перспектива развития вычислительной техники. Структура компьютера. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Оперативная память. Программное управление компьютером. Операционная система. Файлы и каталоги.
4.Алгоритмы и исполнители (12ч).
Алгоритм и его свойства. Исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Программная среда ЛОГО. Команды черепашке.
Процедуры и модули. Переменная и ее значение.
5.Технология обработки графической информации (5ч).
Графические редакторы. Основные операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.
6.Повторение (2ч).
Перечень знаний и умений учащихся
7 класс
Учащиеся должны знать:
-
понятие информации и информационных процессов;
-
виды информации, единицы измерения количества информации;
-
общую функциональную схему компьютера;
-
назначение основных устройств компьютера;
-
историю и перспективы развития вычислительной техники;
-
понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;
-
основные алгоритмические конструкции;
-
систему команд исполнителя;
-
основные инструменты и операции графических редакторов;
-
назначение и основные функции текстовых редакторов.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры сбора, обработки и передачи информации;
-
решать задачи на определение количества информации;
-
уметь работать с носителями информации;
-
уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи;
-
уметь работать с файлами (сохранять, копировать, осуществлять поиск);
-
применять текстовый редактор для набора текстов;
-
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
-
применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Список литературы
для учителя:
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб.: Питер Пресс, 2012
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум) / Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб.: Питер Пресс, 2012
-
Поурочные разработки по информатике.7 класс./ Н.А. Сухих.- М.:ВАКО, 2013
-
Поурочные разработки по информатике.8 класс/А.Х. Шелепаева.- М.:ВАКО, 2013.
-
Программирование 7-11классы / авт.-сост. М.Н. Капранова. - Волгоград: Учитель, 2013.
-
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса /Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Информатика : учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
для учащихся:
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб.: Питер Пресс, 2012
-
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб.: Питер Пресс, 2012
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УКЗУ - урок контроля знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
УП - урок-практикум
Виды контроля и технологий обучения:
ФО - фронтальный опрос.
КП - компьютерный практикум
ПР - практическая работа.
Т - тестовая работа.