- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике (11 класс)
Рабочая программа по информатике (11 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Байбуртянц Е.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей математического цикла
____________ Клеветова Н.В.
№ протокола ______
«___»____________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________
Е.В. Байбуртянц
«___» _______2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 29
____________________
Н.Г. Каныгина
«___»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Информатика
Класс
11
Количество часов в год
34
Количество часов в неделю
1
Учебник «Информатика базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К.Хенер, Т.Ю. Шеина. 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015»
Учитель: Байбуртянц Е.В.
2015-2016
Пояснительная записка
-
Настоящая рабочая программа по Информатике для 11 класса составлена на основе:
-
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
-
Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
4. Учебного плана МБОУ СОШ № 29 г. Химки;
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением. В основе планирования авторская программа И.Г. Семакина. Предлагаемое тематическое планирование соответствует Примерной программе основного курса «Информатика», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. В авторскую программу изменения не внесены. «И.Г. Семакин, Е.К.Хенер, Т.Ю. Шеина, Информатика базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К.Хенер, Т.Ю. Шеина. 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015».
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого
объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами;владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
-
Содержание учебного предмета
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
1.
Тема 1 Информационные системы и базы данных
10
Практическая работа № 1.1-1.9
2.
Тема 2 Интернет
10
Практическая работа № 2.1-2.8
3.
Тема 3 Информационное моделирование
12
Практическая работа №3.1-3.8
4.
Тема 4 Социальная информатика
2
Всего
34
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
-
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
-
Учебно-методический комплекс
-
Пособие для учителя:
1. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10-11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя. 2013 files.lbz.ru/pdf/mpSemakin10-11bufgos.pdf
2. Пособие для учащихся:
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки, микрофон).
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники с микрофоном).
-
Проектор.
-
МФУ
-
Цифровая фотокамера
-
Локальная сеть.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
Назначение и функции операционных систем;
уметь
-
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том
-
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными
-
Автоматизации коммуникационной деятельности;
-
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
-
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п
Название электронного образовательного ресурса
Вид электронного образовательного ресурса
Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)
Ресурсы сети Интернет
1
Презентация "Системный анализ ".
электронное методическое пособие
2
Видеофильм: Техника безопасности и организация рабочего места.
электронное методическое пособие
3
Презентация "Базы данных"
электронное методическое пособие
4
Презентация "Организация и услуги Интернет"
электронное методическое пособие
5
Презентация "Основы сайтостроения"
электронное методическое пособие
6
Презентация "Компьютерное информационное моделирование"
электронное методическое пособие
7
Презентация "Моделирование зависимостей между величинами"
электронное методическое пособие
8
Презентация "Модели статистического прогнозирования"
электронное методическое пособие
9
Презентация "Моделирование корреляционных зависимостей"
электронное методическое пособие
10
Презентация "Модели оптимального планирования"
электронное методическое пособие
11
Презентация "Информационное общество"
электронное методическое пособие
12
Презентация "Информационное право и безопасность"
электронное методическое пособие
13
Web-ресурс: metodist.lbz.ru
электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)
metodist.lbz.ru
14
Каталог образовательных интернет-ресурсов
edu.ru
15
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
ege.edu.ru
16
Сайт газеты "Первое сентября. Литература"
rus.1september.ru
17
Методическая копилка учителя информатики
metod-kopilka.ru
18
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru
19
Сеть творческих учителей информатики
it-n.ru
20
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
sc.edu.ru/
21
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
fcior.edu.ru/
-
Календарно-тематическое планирование предмета "Информатика"
на 2015 - 2016 учебный год
№ пп
№ урока
Дата
Тема урока
УУД, развиваемые на уроке
Электронные образовательные ресурсы
план
факт
Информационные системы и базы данных(10ч)
личностные
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
метапредметные
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
Предметные
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
1
1
1 неделя
Техника безопасности и организация рабочего места.Системный анализ (§1-4)
1,2
2
2
2 неделя
Практическая работа № 1.1 "Модели систем"
3
3
3 неделя
Базы данных (§5-9)
3
4
4
4 неделя
Практическая работа № 1.3 "Знакомство с СУБД LibtreOffice Base"
5
5
5 неделя
Практическая работа № 1.4 "Создание базы данных "Приемная комиссия"
6
6
6 неделя
Практическая работа № 1.6 "Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)"
7
7
7 неделя
Практическая работа № 1.7 "Расширение базы данных "Приемная комиссия" Работа с формой"
8
8
8 неделя
Практическая работа № 1.8 "Реализация сложных запросов к базе данных "приемная комиссия" (№1.9)
9
9
9 неделя
Проект для самостоятельного выполнения. Практическая работа № 1.2 Проектные задания по системологии
10
10
10 неделя
Проект для самостоятельного выполнения. Практическая работа № 1.5 Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных
Интернет (10 часов)
личностные
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
метапредметные
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
предметные
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
11
1
11 неделя
Организация и услуги Интернет ( §10-12)
4
12
2
12 неделя
Основы сайтостроения ( §13-15)
5
13
3
13 неделя
Практическая работа № 2.1 "Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями"
14
4
14 неделя
Практическая работа № 2.2 "Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц"
15
5
15 неделя
Практическая работа № 2.3 "Интернет. Сохранение загруженных web-страниц"
16
6
16 неделя
Практическая работа № 2.4 "Интернет. Работа с поисковыми системами"
17
7
17 неделя
Практическая работа № 2.5 "Разработка сайта "Моя семья"
18
8
18 неделя
Практическая работа № 2.6 "Разработка сайта "Животный мир"
19
9
19 неделя
Практическая работа № 2.7 " Разработка сайта "Наш класс"
20
10
20 неделя
Проект для самостоятельного выполнения №2.8. "Проектные задания на разработку сайтов"
Информационное моделирование (12ч)
личностные
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
метапредметные
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные
Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
21
1
21 неделя
Компьютерное информационное моделирование ( §16)
6
22
2
22 неделя
Моделирование зависимостей между величинами ( §17)
7
23
3
23 неделя
Модели статистического прогнозирования ( §18)
8
24
4
24 неделя
Моделирование корреляционных зависимостей(§19)
9
25
5
25 неделя
Модели оптимального планирования ( §20)
10
26
6
26 неделя
Практическая работа № 3.1"Получение регрессионных моделей"
27
7
27 неделя
Практическая работа № 3.2 "Прогнозирование"
28
8
28 неделя
Практическая работа № 3.4 "Расчет корреляционных зависимостей"
29
9
29 неделя
Практическая работа № 3.6 "Решение задачи оптимального планирования"
30
10
30 неделя
Проект для самостоятельного выполнения №3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей
31
11
31 неделя
Проект для самостоятельного выполнения №3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»
32
12
32 неделя
Проект для самостоятельного выполнения №3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»
Социальная информатика (2ч)
личностные
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
метапредметные
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
33
1
33 неделя
Информационное общество §21-22
11
34
2
34 неделя
Информационное право и безопасность §23-24
12
Всего 34 часов
Программные средства
Для выполнения практических заданий по информационным технологиям в 11 классе может использоваться различное программное обеспечение: свободное, из списка приобретаемых школами бесплатно, другое. В учебнике, в разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов KompoZer (свободное программное обеспечение). Непосредственно в практикуме присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOfficeBase, также относящейся к свободно распространяемому программному обеспечению. В качестве ПО для моделирования используется табличный процессор Excel. При необходимости задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.