Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования для студентов 3 курса СПО

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Частное профессиональное образовательное учреждение

«Балашовский кооперативный техникум бизнеса и технологий Саратовского облпотребсоюза»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОП.06. «Основы алгоритмизации и программирования»


специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

базовая подготовка




















Балашов, 2015



Р

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________А.В.Евтеева

«____»_________________201__г.ассмотрено на заседании цикловой комиссии

Экономики, математики, информатики и ВТ

Протокол №1 от _______________ 2015 года

Председатель ЦК ____________Ю.А.Судатова




Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) и на основе типовой программы учебной дисциплины, рекомендованной экспертной комиссией по экспертизе и оценке качества образовательных программ при Научно-экспертном объединении учебных заведений, работодателей потребительской кооперации, предпринимательства и агропромышленного комплекса (протокол №9 от 23 апреля 2012 г.) состав утвержден постановлением Президиума Совета Центросоюза РФ от 30.08.2011 №06-260.








Составитель: Болдырева Е.П. - преподаватель, цикловой комиссии экономики математики, информатики и вычислительной техники ЧПОУ «Балашовский кооперативный техникум».






























СОДЕРЖАНИЕ:


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы алгоритмизации и программирования» 6

1.1.Область применения программы 6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

3.2. Информационное обеспечение обучения 14

Основные источники: 14

Дополнительные источники: 14

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы алгоритмизации и программирования»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в рабочей программе дополнительного образования: «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина ОП.6.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоении дисциплины:

1.3.1. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • использовать языки программирования;

  • строить логически правильные и эффективные программы

знать:

  • общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;

  • понятие системы программирования;

  • основные элементы процедурного программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;

  • подпрограммы, составленные библиотеки программ;

  • объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойства и методы.


1.3.2. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить компетенции

  • общие

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • профессиональные

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.


1.4. Рекомендуемое количество часов иа освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов; самостоятельной работы обучающегося 75 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

150

в том числе:


практические занятия

70

контрольные работы


зачеты


самостоятельная работа обучающегося (всего)

75

в том числе:


Выполнение домашних работ по текущим темам и самостоятельное изучение некоторых тем по учебникам

Подготовка докладов и устных сообщений

Доработка проектов программ


30

15

30

Итоговая аттестация в форме

экзамена










































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования

24


Тема 1.1 Основные алгоритмические конструкции

Содержание учебного материала:

10

2

2


2

2

2

1.

2.


3.

4.

5.

Алгоритм и его свойства.

Разработка алгоритмов. Способы их описания. Данные и величины. Константы и переменные. Линейные вычислительные алгоритмы.

Ветвление в вычислительных алгоритмах.

Циклы в вычислительных алгоритмах.

Вспомогательные алгоритмы.

2






Самостоятельная работа:

1. Решение задач на составление линейных алгоритмов.

2. Решение задач на составление алгоритмов с ветвлением.

3. Решение задач на составление алгоритмов с использованием циклической структуры.

5

1

2

2

Тема 1.2 Построение алгоритмов по условию задачи. Типы данных

Содержание учебного материала:

6

2

2


2

6.

7.


8.

Понятие типа данных. Логический, целый, вещественный, символьный типы данных.

Решение задач на составление алгоритмов смешанной структуры. Использование линейных команд и команд ветвления.

Решение задач на составление алгоритмов с использование различных видов циклических структур.

2







Самостоятельная работа:

4. Решение задач на составление алгоритмов, использующих циклы с предусловием и постусловием.

5. Решение задач на составление алгоритмов с использованием циклической структуры со счетчиком.

3

3

Раздел 2. Основы процедурного программирования.

87

Тема 2.1. Основные элементы языка Турбо Паскаль

Содержание учебного материала:

22

2

2

2

2

9.

10.

11.

12.

Среда программирования Turbo Pascal. Построение программ.

Алфавит языка. Идентификаторы. Структура программы.

Процедуры ввода с клавиатуры и вывода на экран. Форматы вывода.

Условные и циклические операторы.

2

Практические занятия:

1. Состав среды программирования Turbo Pascal. Состав окна. Меню программы. Ввод текста программы в окне редактора, отладка.

2. Решение практических задач. Форматы вывода информации.

3. Составление программ с применением логического оператора.

4. Составление программ с условными операторами.

5. Составление программ с циклическими операторами.

6. Внешние и внутренние циклы.

7. Составление программ с применение различных операторов.

14

2


2

2

2

2

2

2


Самостоятельная работа:

6. Составление программ на применение логических операторов OR, AND, NOT.

7.Составление программ на применение условных операторов IF и CASE.

8. Составление программ на применение цикла FOR.

9. Составление программ на применение цикла WHILE

10. Составление программ на применение цикла REPEAT

10

2

2

2

2

2

3

Тема 2.2. Структурированные типы данных

Содержание учебного материала:

28

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Описание типа «массив», заполнение массива, операции с элементами массива.

Двумерные массивы.

Строковый тип данных. Стандартные процедуры и функции для строк.

Множества. Использование множеств в программе. Записи.

Файловый тип данных.Текстовые файлы.

Указатели и динамические структуры.

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия:

8. Составление программ с использованием одномерных массивов. Вывод на экран. Обмен элементами.

9. Операции с элементами массивов.

10. Двумерные массивы.

11. Составление программ с использованием строковых переменных.

12. Использование стандартных процедур и функций для строк.

13. Множества. Операции над множествами.

14. Использование записей в программах.

15. Составление программ с использованием текстовых файлов.

16

2

2

2

2

2

2

2

2


Самостоятельная работа:

11.Сортировка одномерных массивов.

12..Нахождение элементов двумерного массива по заданным условиям.

13. Работа со строковыми переменными.

14. Составление программ с использованием типа «запись».

15. Работа с переменными файлового типа.

16. Решение задач с использованием типа «множество».

12

2

2

2

2

2

2

3

Тема 2.3. Подпрограммы. Составление библиотек подпрограмм

Содержание учебного материала:

10

2

2

2

19.

20.

21.

Подпрограммы. Виды подпрограмм. Обмен параметрами.

Модули. Структура модулей. Создание библиотек.

Модуль CRT. Возможности работы с цветностью экрана, окнами, управления курсором, подключение звука.

2






Практические занятия:

16.Ввод, вывод информации на цветной экран. Работа с окнами.

17. Управление курсором в модуле CRT. Подключение звука.

4

2

2

Самостоятельная работа:

17. Составление программ с использование процедур.

18. Составление программ с использованием функций.

19. Составление программ, использующих возможности модуля CRT.

5

2

2

1

Раздел 3. Основы объектно-ориентированного программирования.

114

Тема 3.1 Теоретические основы ООП

Содержание учебного материала:

6

2

2

2

22.

23.

24.

От процедурного программирования к объектному. Основные принципы и этапы ООП

Объекты и сообщения. Классы. Построение классов.

Основные средства разработки классов.

2







Самостоятельная работа:

20. Изучение теоретического вопроса: дополнительные средства разработки классов.

21. Изучение способов объявление классов.

4

2

2

Тема 3.2. Интегрированная среда разработчика

Содержание учебного материала:

6

2

2

2

25.

26.

27.


Переменные и операторы Delphi. Объявление переменных. Типы данных.

Среда программирования Delphi.

Настройки среды программирования Delphi.

3


28.

Дифференцированный зачет

2

Тема 3.3. Разработка приложений в интегрированной среде разработчика

Содержание учебного материала:

20

29.

30.

31.

Выбор и использование управляющих элементов. Форма. Свойства форм. Работа с формами.

Использование объектов для ввода смешанной информации.

Ввод/вывод информации в Delphi. Использование функций InputBox и MsgBox.

2

2

2

2

Практические занятия:

18. Создание первого проекта. Изучение панелей инструментов.

19. Создание проекта с использованием различных управляющих элементов.

20. Создание проекта с использованием переключателей и раскрывающихся списков.

21. Использование функций InputBox и MsgBox. Метод Print.

22. Использование структур с условиями.

23. Использование циклов.

24. Использование математических операторов в проекте.

14

2

2

2

2

2

2

2


Самостоятельная работа:

22. Работа с кнопками в среде Delphi. Изменение различных параметров работы кнопок программным способом.

23. Работа со списками в среде Delphi. Изменение различных параметров работы списков программным способом.

24. Работа с переключателями в среде Delphi. Изменение различных параметров работы переключателей программным способом.

25. Создание проекта с использованием простых базовых элементов панелей инструментов Delphi.


13

2


2


2


7

Тема 3.3 Разработка оконного приложения

Содержание учебного материала:

16


32.


33.

Создание и использование меню и панелей инструментов. Добавление в программы художественных элементов.

Работа с мышью. Добавление специальных эффектов.

2


2

2

Практические занятия:

25.Проектирование и создание меню и кнопок панелей инструментов.

26.Работа с несколькими формами. Создание многооконного приложения.

27.Добавление в программы художественного оформления и специальных эффектов.

28.Создание приложения, позволяющего исследование функций на экстремум и монотонность.

29.Использование событий и методов мыши.

30.Использование эффекта «перетащить и оставить».

12

2

2

2

2

2

2


Самостоятельная работа:

26. Работа над индивидуальным проектом, добавление меню, панелей инструментов, графических объектов и дополнительных функций в проект.

8

8

Тема 3.4. Использование модулей и процедур общего назначения. Создание сложных проектов

Содержание учебного материала:

16

2

2

2

34.

35.

36.

Работа с модулями. Процедуры и функции общего назначении.

Работа с массивами данных. Динамические массивы.

Работа с текстовыми файлами.

2






Практические занятия:

31. Создание проекта с использованием процедур общего назначения.

32. Создание проектов с использованием функций общего назначения.

33. Использование статических массивов в проекте.

34. Использование динамических массивов.

35. Создание программ просмотра текстового файла и создание файла на диске.

10

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

27. Создание проекта, использующего процедуры и функции общего назначении.

28. Увеличение функциональных , возможностей проекта, добавлением функций работы с динамическим массивом.

29. Добавление в проект дополнительных возможностей по работе с текстовыми файлами.

9

4

3


2

Тема 3.5 Элементы разработки классов

Содержание учебного материала:

8

2

2

2

2

37.

38.

39.

40.

Создание объектов. Коллекции объектов.

Создание классов в Delphi.

Пример создания класса.

Создание проекта с использованием класса.

2







Самостоятельная работа:

30. Добавление классов в индивидуальный проект.

31. Подготовка к защите индивидуального проекта.

6

4

2


Всего:

225

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. репродуктивный (выполнение деятельности но образцу, инструкции или под руководством)

3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных и лаборатории инструментальных средств разработки.

Оборудование учебного кабинета и лаборатории: письменные столы и стулья, компьютерные столы и стулья, доска.

Технические средства обучения: мультимедийная установка.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Голицына О.Л. Языки программирования: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 400 с.

  2. Канцедал С.А. Алгоритмизация и программирование : Учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.: ил.

  3. Колдаев В.Д. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / В.Д. Колдаев; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.: ил.;

  4. В.Б. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учебно-методическое пособие / В.Б. Попов. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 373 с.

  5. Шакин В.Н. Базовые средства программирования на Delphi в среде VisualStudio Net. Практикум: Учебное пособие/Шакин В.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.

  6. Шакин В.Н. Базовые средства программирования на Delphi в среде VisualStudio Net. Практикум: Учебное пособие/Шакин В.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с


Дополнительные источники:

  1. Гуриков С.Р. Введение в программирование на языке Visual C#: Учебное пособие / С.Р. Гуриков. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с

  2. Немцова Т.И.Программирование на языке Object Pascal: Учеб. пос. / Т.И.Немцова и др; Под ред. Л.Г.Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 496 с.

  3. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учебно-методическое пособие / В.Б. Попов. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 373 с.

  4. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Программирование на языке Pascal. - СПб.: БХВ-Петербург, 472 с.

Интернет-ресурсы

Сайты:

  1. inform-school.narod.ru/uchebnic.htm

  2. chemisk.narod.ru/html/algoritm01.html


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • использовать языки программирования для построения логически правильных и эффективных программ.


Оценка деятельности во время выполнения практических работ, проверка домашних заданий, оценка деятельности учащихся во время самостоятельных работ на уроках, защита работ, программ, проектов, индивидуальных проектов.

Форма оценки: традиционная система оценивания (пятибалльная)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • Общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;

  • понятие системы программирования;

  • основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;

  • подпрограммы, составление библиотеки программ;

  • объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойства и методы.

Фронтальный опрос по теории, индивидуальный опрос на уроках, зачеты, контрольные срезы (с включением теоретических вопросов), проверка конспектов.

Форма оценки: традиционная система оценивания (пятибалльная)/

Итоговый контроль в виде экзаменаКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


© 2010-2022