- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 6 класс
Рабочая программа по информатике 6 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева Л.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГОС. Информатика 6 класс. УМК Босовой Л. Л.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №__________ от 01.09.2015 г.
Директор МКОУ «Ершовская СОШ»
_______________А.А.Владимирова
СОГЛАСОВАНО:
протокол педагогического Совета
№ _______от _________________
секретарь педагогического Совета
_______________Ю.А.Заболотских
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________________ И.С.Голубева
Рабочая программа учебного курса
«Информатика». ФГОС
для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик: Зайцева Людмила Владимировна, учитель информатики
первая квалификационная категория
Ершово
2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
6 КЛАСС. ФГОС.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса составлена в соответствии с:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года;
-
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования;
-
Авторской программой курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5 -6, 7- 9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.
-
Учебно - методическим комплектом авторского коллектива Л. Босовой, А. Босовой, рекомендованным к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:
а) учебник (ФГОС) «Информатика 6 класс», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
б) рабочая тетрадь (ФГОС) «Информатика 6 класс», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
в) электронное приложение к методическому пособию (ФГОС). М.: Бином, Лаборатория знаний, 2014г.
5) Учебным планом МКОУ «Ершовская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Учебник «ИНФОРМАТИКА» для 6 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 6 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. В структуре учебников представлены следующие разделы:
Структура учебника позволяет развивать такие универсальные учебные умения, как:
1) умение выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявлять логическую тему текста отдельных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (реконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний, использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме.
2) учиться в процессе чтения, прослушивания объяснений учителя, сообщений учащихся, вести записи основного их содержания (в свободной форме), воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного плана; анализировать прослушанный текст с точки зрения соответствия его формы содержанию;
3) учиться работать с публицистической литературой, находить в книгах комментарии (авторские, комментарии, помещенные в конце книги); использовать ее справочный аппарат; учиться использовать сводный алфавитный указатель, справочные материалы; работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся школьного возраста.
Структура и содержание учебных текстов, заданий и практических работ (в том числе компьютерного практикума) даёт возможность развивать:
1) умение анализировать учебную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера в классной и домашней работах; анализировать учебную информацию более широкого объема (нескольких параграфов, учебной темы, однородных понятий в разных учебных предметах); анализировать межпредметные связи, указанные в учебных программах; развитие умений выполнять целостный анализ единства содержания и формы при изучении научно-популярных и художественных произведений; знакомиться с приемами проблемного анализа информации на примере объяснения учителя;
2) умение выделять главное в классной и домашней работах вербального, практического и аудиовизуального характера; умение выделять главное в работе познавательного характера, пользоваться правилом-ориентиром выделения главного; умение составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста; переносить умение выделять главное на усвоение материала нескольких параграфов, небольшой темы; применение различных типов сравнения, сравнение учебной информации вербального и аудиовизуального характера в классной и домашней работах, во внеклассной деятельности; умение сравнивать коммуникативные, организационные, мотивационные компоненты деятельности (своей и товарищей), давать оценки по результатам проведенного сравнения; умение применять имеющиеся ориентирующие модели и схемы сравнения, учиться составлять план и правила сравнения в групповой и самостоятельной работе.
3) умение обобщать различную информацию вербального и аудиовизуального характера, умение применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний, использование различных средств для обобщения информации, полученной в учебной и внеклассной работе познавательного характера, обобщать информацию более сложного характера и широкого объема: двух параграфов, темы, несложных межпредметных связей; составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы, способность обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения;
4) умение осваивать, применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий, исправлять неправильные определения товарищей, умение определять понятия в различных видах деятельности;
5) умение конкретизировать различную информацию, использование различных приемов и видов конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков, умение реконструировать конкретную информацию на основе планов, характеристик, схем, моделей, умение наблюдать; умение связно излагать мысли в виде рассказа или отчета (как письменного, так и устного);
6) умение индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, использование дедуктивных способов доказательства и опровержения, овладение полной структурой доказательства, умение строить доказательство в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работам, в анализе рассуждения товарища, умение решать познавательные задачи в несколько действий, доказывать выбор хода в дидактической игре, осваивать образцы проблемного доказательства (в рассказе учителя, в учебнике, несложном учебном фильме, диалоге);
7) умение понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, умение рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблем, формулировать аналогичные проблемы, сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма, проверять и уточнять результаты решения, осуществлять внутрипредметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем.
Цели и задачи обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В 6 классе необходимо решить следующие задачи:
-
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
-
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
-
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование мета-предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интепретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая рабочая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в 5-9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 170 часов).
Программа 6 класса рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю). С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов регионального компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика»1.
Ценностные ориентировки содержания учебного предмета
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
В рамках урока информатики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности) формы работы учащихся. Формирование пользовательских навыков достигается за счет информационно-предметного практикума, состоящего из 17 практических работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 5 классе
Личностные результаты
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:
-
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
-
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:
-
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
Предметные результаты
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 5 классе заключаются в следующем:
Учащиеся должны:
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
-
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
-
различать необходимые и достаточные условия;
-
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
-
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
-
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
-
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
-
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
-
определять назначение файла по его расширению;
-
выполнять основные операции с файлами;
-
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
-
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
-
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание программы. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 6 классе.
Раздел 1. Объекты и системы. (10 часов).
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Обучающийся научится:
-
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
-
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
-
изменять свойства панели задач;
-
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
-
упорядочивать информацию в личной папке.
Обучающийся получит возможность:
-
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
сформировать представление о способах кодирования информации;
-
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».
Раздел 2. Информационные модели (11 ч.)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Обучающийся научится:
-
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
-
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
-
создавать словесные модели (описания);
-
создавать многоуровневые списки;
-
создавать табличные модели;
-
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
-
создавать диаграммы и графики;
-
создавать схемы, графы, деревья;
-
создавать графические модели
Обучающийся получит возможность:
-
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №6. «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики»
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы и деревья»
Тема 3. Алгоритмика (8 ч.)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов. Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных
произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей
Обучающийся научится:
-
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
-
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
-
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
-
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой командприводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
-
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;
-
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
Обучающийся получит возможность:
-
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
-
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Компьютерный практикум:
-
Работа в интерактивных средах «Кузнечик», «Водолей», «Вычислитель», «РОБОТ», «Чертежник»
Раздел 4. Создание мультимедийных объектов (5 часов)
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Обучающийся научится:
-
планировать последовательность событий на заданную тему;
-
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта;
-
использовать редактор презентаций или иное
-
программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
-
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения
Обучающийся получит возможность:
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
-
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
-
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Компьютерный практикум:
-
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».
-
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
-
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в таблицах. Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
-
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
-
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
-
планировать последовательность событий на заданную тему;
-
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
-
планировать последовательность событий на заданную тему;
-
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
-
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
-
изменять свойства панели задач;
-
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
-
упорядочивать информацию в личной папке.
-
создавать словесные модели (описания);
-
создавать многоуровневые списки;
-
создавать табличные модели;
-
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
-
создавать диаграммы и графики;
-
создавать схемы, графы, деревья;
-
создавать графические модели
-
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;
-
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем
-
планировать последовательность событий на заданную тему;
-
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Виды деятельности на уроке:
-
чтение текста;
-
выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;
-
наблюдение за объектом изучения (компьютером);
-
компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
-
работа со словарем;
-
контрольный опрос, контрольная письменная работа;
-
итоговое тестирование;
-
эвристическая беседа;
-
разбор домашнего задания;
-
физкультурные минутки
Особенности преподавания курса информатики в 6 классе
Уроки информатики проходят в кабинете информатики. Занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части происходит знакомство с основными понятиями данного курса информатики.
Методические особенности: 1. Используется подход от теории к практике. 2. Изучение основных понятий и решения различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций.
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
-
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
-
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
-
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
-
проблемное обучение;
-
метод проектов;
-
ролевой метод.
Основные типы уроков:
-
урок изучения нового материала;
-
урок контроля знаний;
-
обобщающий урок;
-
комбинированный урок.
В 6 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 6 классов не должна превышать 15-20 минут).
Календарно - тематическое планирование
Информатика - 6 класс. ФГОС.
(по учебнику Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой)
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п
Дата проведения урока
Раздел программы
Тема и тип урока
Планируемые результаты
( предметные, метапредметные, личностные)
Домашнее задание
Образовательные ресурсы
По плану
Факт
1
Объекты и системы
10 часов
§ 1. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Предметные: познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места.
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью
Личностные: смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности.
Нравственно-этическая
ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
§1 (РТ): № 1, 2, 5, 8.
Презентация. Работа с Клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.
2
§ 2. Компьютерные объекты
Предметные: Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками
Метапредметные: Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач
Личностные: Смыслообразование -адекватная мотивация учебной деятельности.
Нравственно-этическая
ориентация - умение
избегать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
§2 (с. 13-14, 16-17) РТ: № 14,15,16, 23
Презентация. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
3
§ 2. Размер файла.
Предметные: Вспомнить навыки работы в графическом редакторе
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль.
Личностные: Самоопределе-
ние - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку.
Смыслообразование -
самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
§2( полностью) РТ: № 18, 20
Презентация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
4
§ 3. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.
Предметные: Вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§3 РТ: № 28, 29, 30, 32, 33
Презентация. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3)
5
§ 3. Отношение «входит в состав».
Предметные:
Научиться распознавать объекты в системе отношения «входит -не входит».
Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением.
Метапредметные: Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные - получать и обрабатывать информацию; общеучебные - ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Нравственно-этическая ориентация -
уважительное отношение
к чужому мнению
§3 РТ: № 40(б), 45
Презентация. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 5-6)
6
§ 4. Разновидности объекта и их классификация.
Предметные:
Научиться распознавать объекты в системе.
Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§4 с.28-30
РТ: №48, 49, 53, 54
Презентация
7
§ 4. Классификация компьютерных объектов.
Предметные:
Работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста вставка и форматирование символов, форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§4 РТ: №52 ,56 , 57
Презентация. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов»
8
§ 5. Системы объектов. Состав и структура системы
Предметные:
Вспомнить понятия «множество» и «система» их сходство и различие
Метапредметные: Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные - получать и обрабатывать информацию; общеучебные - ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§5 с.33-36 РТ: №59, 61
Презентация, Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3)
9
§ 5. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик»
Предметные:
Рассмотреть окружающую среду как совокупность систем.
Метапредметные: Регулятивные: коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные - контролировать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять общую цель и пути ее достижения
Личностные: Нравственно-этическая ориентация -
уважительное отношение
к чужому мнению
§5 с.36-37 РТ: №64, 65
Презентация, Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5)
10
§ 6. Персональный компьютер как система.
Контрольная работа по теме «Объекты и системы»
Предметные:
Компьютер - совокупность устройств, программ и данных, следовательно, это система.
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§6 РТ: № 69, 73
Презентация, Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)
11
Информационные модели
13 часов
§ 7. Как мы познаём окружающий мир.
Предметные:
Научиться определять понятия.
Научиться конструированию, созданию мини-моделей паркета, мозаики. Создание информационных моделей в графическом редакторе. Научиться конструированию, создание моделей «Кабинет», «Карта»
Метапредметные: Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные - получать и обрабатывать информацию; общеучебные - ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Нравственно-этическая ориентация -
уважительное отношение
к чужому мнению
Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§7 РТ: №75, 77,78(ж - к), 79( г - ж), 80
Презентация. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
12
§ 8 . Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
§7 РТ: №75, 77,78(ж - к), 79( г - ж), 80
Презентация. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
13
§ 8. Определение понятия. Контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»
§8 с. 49-50 РТ: №91,92, 98 ( е - к)
Презентация. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
14
§ 9. Информационное моделирование как метод познания.
Предметные:
Научиться созданию и оформлению словесных моделей. Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста. Научиться созданию и оформлению словесных моделей. Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста
Метапредметные: Регулятивные: коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные - контролировать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять общую цель и пути ее достижения
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§9 РТ: №101 №102, № 104, №105, №106
Презентация. Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
15
§ 10. Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Предметные: Научиться работать с многоуровневыми списками
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§10 РТ: №113, №114, №115, №116
Презентация. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
16
§ 10. Математические модели. Многоуровневые списки.
Предметные: Научиться созданию и оформлению математических моделей Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§10 РТ: №120, 121
Презентация. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
17
§ 11. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Предметные: Научиться созданию и оформлению табличных моделей Метапредметные: Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§11 (с. 66-71), РТ: №123, №125, №126
Презентация. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
18
§ 11. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы
Предметные: Научиться создавать таблицы для решения логических задач
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Нравственно-этическая ориентация -
уважительное отношение
к чужому мнению
§11 (с.71- 76), РТ: №128, №131, №132
Презентация. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
19
§ 12. Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Предметные: Научиться создавать графики и диаграммы
Метапредметные: Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§11 (с.71- 76), РТ: №128, №131, №132
Презентация. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4)
20
§ 13. Многообразие схем и сферы их применения.
Предметные: Научиться созданию и оформлению схем
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§13 с. 89-96 РТ: №145, №147, 149
Презентация. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
21
§ 13, 14. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
Предметные: Научиться созданию и оформлению графов
Метапредметные: Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: Нравственно-этическая ориентация -
уважительное отношение
к чужому мнению.
§ 13 (2, 3); РТ: №150, №151, №158.
Презентация. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
22
Алгоритмика 10 часов
§ 15. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик
Предметные: Научиться определять СКИ, различать формальные исполнители. научиться формам записи алгоритма,
создавать графические изображения. Научиться создавать блок-схемы линейных алгоритмов, с ветвлением и с повторением. Тип алгоритма, линейный алгоритм, условие, ветвление, гиперссылка, циклический алгоритм.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные - самостоятельно формулировать познавательную цель; логические - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§14,15 №161, №173, №174
Презентация. Интерактивная среда «Кузнечик»
23
§ 16. Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей
§16 РТ. №181, 182
Презентация. Интерактивная среда «Водолей»
24
§ 17. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Работа в среде исполнителя Вычислитель
§17 РТ. №185,186,187
Презентация. Интерактивная среда «Вычислитель»
25
§ 17. Алгоритм с ветвлением
§17 с. 112-114 РТ. №194, 196, 197,199
Презентация
26
§ 17 Алгоритм с повторениями для исполнителя РОБОТ
Предметные: Научиться создавать вспомогательные алгоритмы алгоритмы повторения, используя исполнителей РОБОТ, Чертежник
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные - самостоятельно формулировать познавательную цель; логические - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия
Личностные: Смыслообразование -
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности
§17 с. 114 - 115 РТ. №201(2,3), 202, 204
Презентация. Интерактивная среда «РОБОТ»
27
§ 18 Исполнитель Чертежник.
§17 с. 114 - 115 РТ. №201(2,3), 202, 204
Презентация. Интерактивная среда «КуМир»
28
§ 18. Вспомогательный алгоритм
§18 с. 123 - 125 РТ. № 216, 218
Презентация. Интерактивная среда «КуМир»
29
§ 18 Алгоритм с повторением для исполнителя Чертежник
§18 с. 125 - 126 РТ. № 219,222
Презентация. Интерактивная среда «КуМир»
30
Создание мультимедийных объектов
5 часов
Мультимедийная презентация
Предметные:
-
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
-
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
-
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-
прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
Познавательные:
-
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характер
Коммуникативные:
-
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Личностные:
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Повтори § 17 У. с 200 Задание №2(1)
Презентация. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».
31
Разработка сценария презентации
Повтори § 17 У. с 200 Задание №2(1)
Презентация.
32
Настройка смены слайдов. Гиперссылки.
§ 17 с. 112 - 115,с. 116 №5,№11
Презентация. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
33
Анимация в презентации
Повторить § 18 + индивидуальное задание
Презентация. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
34
Настройка демонстрации
Повторить § 1- 18 + подготовится к годовой контрольной работе.
Презентация. Итоговый мини-проект
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной практической работы, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы
Тематические и итоговые контрольные работы:
№
Тематика
Вид
Форма
1
Объекты и системы
Тематический контроль
Контрольная работа
2
Информационные модели
Тематический контроль
Контрольная работа
3
Алгоритмика
Тематический контроль
Компьютерное тестирование
Контрольная работа
4
Создание мультимедийных объектов
Итоговый контроль Итоговый мини-проект
Компьютерное тестирование Творческая работа (презентация)
Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В УМК реализуется комплексный подход к использовании дидактических средств. Использование полного комплекс дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для 6 класса входят:
-
учебник «Информатика» Босова Л. Л. и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
рабочая тетрадь «Информатика» Босова Л. Л. и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Электронное сопровождение УМК:
-
Видеоуроки «Информатика»
-
Видеокурс «ФГОС. Информатика.6 класс»
-
Интерактивные приложения и электронные тренажеры
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства
«БИНОМ. Лаборатория знаний» metodist.lbz.ru.
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин - это:
базовая модель:
компьютерный класс (сеть, сервер);
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет -для учителя, для учащихся - все приготовлено учителем;
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации
минобрнауки.рф/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
obrnadzor.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
edu.ru
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»
inf.1september.ru
Дидактические материалы по информатике и математике
comp-science.narod.ru
Научно-методический журнал «Информатика и образование»
infojournal.ru/
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках
klyaksa.net
Методические и дидактические материалы к урокам информатики «Современный учительский портал»
easyen.ru/load/informatika/33
Методические и дидактические материалы к урокам информатики «ProШколу ru»
proshkolu.ru/
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/
Приложение1
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика» в 5-8 классах. Но за счет регионального компонента учебного плана образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-8 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.