Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: систематизация и расширение знаний обучающихся о формах записи алгоритмов. Планируемые результаты: личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.метапредметные: ...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Форма записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Класс: 6 класс.

УМК: Босова Л. Л. Информатика .Лаборатория базовых знаний, 2011.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: систематизация и расширение знаний обучающихся о формах записи алгоритмов.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ-компетенции.

предметные:

  • знать: формы записи алгоритма, место алгоритма в жизни;

  • уметь: определять является ли последовательность действий алгоритмом, записывать алгоритм в различных формах, выполнять алгоритм, представленный в различных формах.

Рекомендуемые образовательные ресурсы.

  • Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2) из набора ЦОР к УМК;

  • Файлы для печати ПКЗ_1.doc, ПКЗ_2.doc, ПКЗ_3.doc из набора ЦОР к УМК.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

10

(Слайд 4)

Рассмотрим следующую ситуацию: семья собирается обедать и выясняется, что нет хлеба. Каковы ваши действия?

Назовите конкретные действия похода за хлебом.

Ученики отвечают на вопрос учителя (схожу за хлебом, надо пойти в магазин за хлебом и т.д.)

Ученики высказывают свое мнение.

  • Взять у мамы деньги.

  • Пойти в магазин.

  • Выбрать нужные хлебобулочные изделия.

  • Оплатить стоимость покупки.

  • Принести хлеб домой.

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).


- Что будет если мы поменяем 1 и 2 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий?

Почему вы не смогли купить хлеб?

Учащиеся сменяют 1 и 2 действие местами и приходят к выводу, что в магазине им нечем будет оплатить покупку хлеба.

- Нарушена последовательность действий.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


Вспомните, как называется последовательность действий, направленных на достижение цели.

В роли кого вы выступаете при выполнении алгоритма покупки хлеба? (слайд 6, слайд 8)

Ученики отвечают на вопрос учителя: алгоритм.

исполнитель


Постановка цели урока


Придумайте, как объяснить путь до школы папе, который первый раз отправляется на родительское собрание.

- Объясните многообразие ваших ответов

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

Сегодня мы познакомимся с формой записи алгоритма.

Ученики отвечают на вопрос учителя:

Записать или зарисовать

Можно записать по-разному: -Написать, сказать, нарисовать и т.д

Тема урока «Форма записи алгоритмов»

Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм различными способами

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование - (Л)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)


III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

15

-Чтобы определить формы записи алгоритмов предлагаю решить задание №3 на стр. 72 учебник

Учитель раздает группам листочки с названиями «словесно-письменная», «графическая»

Записываем использованные формы записи:

  1. Словесно-письменная

  2. Графическая

Слайд 13, 14

Дети в группе по 4 человека работают над составлением алгоритма в предложенной форме.

Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы (они ранее встречались с этими формами записи алгоритмов)

Фиксируют в тетрадь, формы представления каждой группы

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)

Рефлексия способов и условий действия (П)


Эти формы записи вы уже знали, но оказывается

существует несколько способов графического представления алгоритма- это не только рисунки, но и блок-схемы.

Познакомимся с элементами блок-схемы

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)


Название блока

Вид блока

Начало- конец

Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Ввод- вывод

Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Условие, логический блок

Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Процесс (действие)

Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Рассмотрим картинку (слайд 15). Мальчик сажает дерево.

Составьте алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.

Сравниваем результаты.

Фиксируют в тетрадь основные блоки.




Работа 1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради

Технологическая карта урока на тему Форма записи алгоритмов

Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради.

Общеучебные (П)




самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)


Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)


- Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма?

- В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер?

3. Программа (Слайд 16)

Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру.

- Человек, машина и т.д.

- С помощью команд, программ.

Фиксируют в тетрадь.

умение выражать мысли (К)


-Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 17)

- Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой, два других пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды.

- Ваши предложения.

- Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы. (Слайд 15)

№ ша

г

а

Обозначение действия

Количество воды в А(8 л)

Количество воды в В

(5 л)

Количество воды в С

(3 л)

- Запишем следующую форму представления алгоритма

4. Табличное представление

В качестве примера оформим решение данной задачи.


Пытаются решить задачу. Предлагают ответы.

Ученик, получивший правильный ответ оформляет решение на доске в форме предложенной таблицы.

№ шага

Обозначение действия

Количество воды в А (8 л)

Количество воды в В

(5 л)

Количество воды в С

(3 л)

0

8

0

0

1

АВ

3

5

0

2

ВС

3

2

3

3

СА

6

2

0

4

BC

6

0

2

5

AB

1

5

2

6

BC

1

4

3

7

CA

4

4

0

Учащиеся проверяют и корректируют свою работу


постановка и решение проблемы (П)

моделирование (П)

применение нового материала при решении бытовых задач (Л)





Физкультминутка

2

Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п.

Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз.

умение слушать и слышать (К)

саморегуляция (Р)


IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

10

Перед вами лежат карточки. Вам предлагается выполнить эти задания.


Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям:

5 заданий - оценка 5

4 задания - оценка 4

3 задания - оценка 3

Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

(П)

Оценивание усваемого содержания (Л)


V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

6

Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие формы представления алгоритмов теперь вы знаете?

- Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Проанализировать ожидаемый результат - степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Домашнее задание

достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 18)

Прочитать параграфы 3.1, 3.3

  • Выполнить задания письменно в тетрадь. С.65 №2,4

  • Оформить мини книжку, в которой описаны:

  • Определение алгоритма

  • Формы представления алгоритма

  • Приведен пример собственного алгоритма

Учащиеся дают ответы на вопросы

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Анализируют работу на уроке через самооценку

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



© 2010-2022