Статья на тему Опыт использования метода проектов при изучении МДК

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт использования метода проектов при изучении МДК

Галиуллина Анфиса Маратовна, преподаватель информатики и профессиональных модулей специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение, ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь»

На современном этапе модернизации образования процесс обучения претерпевает существенные изменения. Создаются условия для ориентации учебного процесса на личность обучающегося, формируются определенные виды учебной деятельности, наблюдается приоритет развития над научением. Основой образования должно являться не столько содержание учебных предметов, сколько способы мышления и деятельности.

Модернизация образования, приведение его в соответствие с новыми историческими условиями требует последовательного и кардинального его изменения на всех уровнях и во всех элементах. Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов.

Можно высказать предположение, что данный метод просто незаменим на занятиях, связанных с информационными технологиями. Метод проектов привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере педагогики, но главным образом в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения;

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, в кабинете во время занятия, так как ему приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проектный метод раскрывает творческие возможности, учитывает интересы студентов, однако творческая деятельность не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и умений, перед началом работы он должен их получить. Поэтому главной задачей педагога является дать необходимый уровень знаний, который необходим для работы над проектом.

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим студентам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.

В первую очередь проекты выступают в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. Метод проектов характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между преподавателем и студентом как равноправного партнерства.

Проектом называется ограниченная во времени целенаправленная деятельность, результатом которой является новый, общественно значимый продукт. Учебный проект, также как производственная деятельность, направлен на результат, получаемый при решении обучающимся значимой для него практической или теоретической проблемы. Результат проектной деятельности представляется в виде некоторого конечного продукта, материального или информационного. При этом используются приобретенные знания и умения, извлекаются из разных источников новые знания, и осваиваются необходимые способы действия.

В ходе реализации проекта изменяется уровень взаимоотношений преподавателя и студента. Преподаватель организует познавательную исследовательскую деятельность своих студентов, является компетентным помощником и консультантом. Он вместе с обучающимися находится в поиске наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряет продуктивные способы организации работы, стимулирует студентов к рефлексии своей деятельности, осознанию ошибок, их причин, обсуждает меры их устранения.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими студентами в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей". А что такое учебный проект с точки зрения преподавателя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

А как дело обстоит на практике? Зачастую преподаватели сами называют проблемы, которые студенты должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время обучающимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить педагогу-предметнику?

Одной из трудностей является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Можно использовать "Дерево целей" и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели. На этапе выдвижения гипотезы - преподаватели сталкиваются с новой проблемой. Не всегда удачно идет "мозговая атака". Зачастую педагоги не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Автор книги "Латеральное мышление" Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать идеи на данном этапе. Ведь критикуя некоторые из них, которые нам кажутся на первый взгляд бессмысленными, неудачными или неподходящими, мы рискуем потерять в лице студентов и генераторов идей. Ведь гипотеза - это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после "мозговой атаки", а не во время ее проведения.

На следующем этапе проектной деятельности - выполнении проекта - преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у студентов. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Преподавателю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах - консультационно-координирующая. На этапе презентации, когда студенты предъявляют продукты своей деятельности, преподаватель должен воздерживаться от оценки. Здесь педагог является только наблюдателем. Его оценка проекта осуществляется на следующем этапе - рефлексивном. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность. Поэтому на данном этапе анализируется не только сам проект, но и деятельность студентов.

Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если педагог-предметник постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением.

Важнейшим этапом реализации проекта является педагогическая рефлексия, которая помогает ответить на вопросы: достигнута ли цель, все ли задачи решены и т.д.

Классификация проектов их может быть весьма разнообразной: по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой); по продолжительности (мини-проекты в один-два часа или даже меньше), краткосрочные проекты (до 10 часов); недельные проекты (до 40 часов); долгосрочные (годичные) проекты (выполняются и в группах, и индивидуально). Основные требования к проекту составляются и обсуждаются преподавателем вместе со студентами, комментируются им, а при необходимости корректируются и конкретизируются с учётом предложений, внесённых обучающимися.

Личный педагогический опыт позволяет сделать следующие замечания: - Любая тема проектной работы выходит за рамки учебного занятия - она является более широкой и глубокой.

- Проектная деятельность позволяет реализовать межпредметные связи.

- Открываются перспективы поиска информации, адекватной целям учебной деятельности (а не бессмысленного интернет-серфинга).

- Формируются умения предъявлять убедительные результаты собственной деятельности, отстаивать и высказывать свою точку зрения.

Способы оценивания результатов проектной деятельности весьма разнообразны. Например, я во время защиты проектов использую метод 6 шляп Эдварда Боно, в котором аудитория (одногруппники) сами оценивают проектную работу с разных сторон. (демонстрация примера презентации студенческого проекта)

Критерии оценивания проекта:

  1. Содержание: количество источников, полнота представления информации, анализ, выводы.

  2. Оформление: титульный лист, оглавление, соответствие ГОСТ, логическое форматирование текста.

  3. Визуализация: дизайн, грамотность, наличие мультимедиа в презентации, смена слайдов, эффекты анимации, переходы.

  4. Защита: краткость выступления (регламент), доступность материала, грамотность речи, увлекательность выступления, свободное владение материалом, ответы на вопросы.

При использовании метода проектов пересматривается роль педагога: из носителя информации, он трансформируется в «сообщника» деятельности, консультанта, советчика и помощника по добыванию знаний. Проектная деятельность преобразует процесс обучения в процесс самообучения, а студент осознаёт себя компетентным исследователем и субъектом познавательного процесса.

© 2010-2022